Слово епископа Гатчинского Амвросия перед слушателями Епархиальных курсов религиозного образования

Слово епископа Гатчинского Амвросия перед слушателями Епархиальных курсов религиозного образования

Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры!

Двадцать лет тому назад именно на этом месте, в этих стенах Санкт-Петербургской духовной академии были организованы Епархиальные образовательные курсы в честь святого прававедного Иоанна Кронштадтского. И вот через эти 20 лет новый первый курс с подготовительным отделением начинают свой первый учебный год. Сегодня вы пришли в эти стены для того, чтобы принять эстафету от предшествующих поколений, но прежде всего получить благословение Божие за сегодняшним молебным пением у чтимой Казанской иконы Божией Матери, одной из святынь академического храма, сердца духовных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга.

Хочу поздравить всех тех, кто успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен на первый курс обучения, кто получил возможность заняться самообразованием и потом использовать это образование во благо себе и во благо Церкви на том огромном просторном поле, которое еще во многом остается невозделанным. А поле это – сердца человеческие.

Церковь часто сравнивают с солью. Мы все хорошо знаем, что соль является тем веществом, которое предотвращает другие вещества от разложения и гниения. Церковь часто сравнивают и с закваской, которая переквашивает все тесто. Это действительно то призвание, которое должен осуществлять в своей жизни каждый христианин. Но для того чтобы осуществить это призвание, нужно иметь не только желание и горячую веру, хотя очень часто это является отправной точкой. Для этого необходимо иметь и соответствующие знания, в наше время особенно необходимо. И не только знания: самое главное — быть носителем церковности. Еще святитель Игнатий Брянчанинов говорил о том, что он знает многих профессоров, которые «богословствуют», называют себя богословами. А на самом деле, спроси у такого: «Жил ли Христос?», и они усомнятся.

Сейчас в современном мире мы наблюдаем, как люди, которые преподают теологию в европейских университетах, являются людьми образованными, просвещенными, но когда они начинают вдаваться в те области, которые невозможно подчас постигнуть только рационально, невозможно исследовать лишь благодаря знаниям языков или каких-то источников, часто они уходят в совершенно иную сторону, забредают не туда, куда ведет нас голос Церкви. И являясь по имени, по званиям, по научным степеням богословами и теологами, на самом деле являются людьми совершено нецерковными.

Недавно я участвовал в одном из собеседований, в одном из диалогов в Финляндии. И даже там, в протестантской среде, наблюдаются различия между так называемыми пасторами лютеранскими и светскими преподавателями и профессорами, потому что первые в своей среде хотя бы пытаются быть людьми церковными, а вторые занимаются лишь сухой теорией. Конечно, так бывает не всегда. Сейчас я говорю вам об этом, чтобы дать понять: вы пришли сюда не только для того, чтобы знания получить, но и для того, чтобы произвести важную огранку своего сердца и ума, которая осуществляется не только чтением книг; огранку, которая осуществляется в соприкосновении с преподавателями, особенно с носителями священного сана, но прежде всего собственной духовной и религиозной жизнью, к которой мы призваны все. Именно епархиальные курсы благодаря общению с именитыми священнослужителями, с достойными профессорами, носителями церковной традиции помогут вам путем самообразования и большой самостоятельной работы совершить все это в вашей жизни.

Мне хотелось бы пожелать, чтобы через некоторое время, когда вы будете уже выпускниками, вы отчетливо увидели положительную разницу между сегодняшним днем, когда вы только выразили и осуществили свое благое намерение стать глашатаями Евангелия Христова в мире, и тем временем, когда вы будете выпускниками Епархиальных курсов.

Мне хочется пожелать Вам, прежде всего, кропотливого труда, чтобы вы действительно с доверием, с огромным желанием впитывали в себя то, что можно впитывать всю жизнь, независимо от возраста, образования, положения и даже иерархического места в Церкви. Потому что учиться быть учеником Христовым можно всю жизнь. Неслучайно те, кто являлись подлинными учениками Христовыми — подвижники, преподобные, Святые Отцы — чем ближе становились ко Христу, тем больше понимали разницу между Богом и своим несовершенством. Существует такая пропорция: чем человек святее, тем он грешнее себя осознает; и наоборот — чем человек более поглощён грехом и имеет закрытое для Бога сердце, тем более совершенным он себя считает.

За двадцать лет существования курсов очень многое изменилось — были и приобретения, были и потери. Очень долгие годы на курсах преподавал доцент нашей академии Игорь Цезаревич Миронович, который был действительно подлинным носителем евангельского духа. Он не просто его преподавал и знал Евангелие, он им жил. И жил им не только во время лекций или находясь в храме, он жил им постоянно, в своей обычной бытовой жизни, сверяя каждый свой шаг и, мне кажется, каждую мысль со Святым Евангелием. К сожалению, Господь его призвал. Для нас — к сожалению, а для него — к большой радости и счастью, потому что шел он к этому всю жизнь. Его призвал Господь этим летом в небесные Свои обители, и мне хотелось бы, чтобы мы сейчас встали и пропели ему Вечную память.

Некоторые преподаватели курсов трудятся со времен их возникновения, например, А.В. Маркидонов, секретарь Ученого совета нашей академии протоиерей Кирилл Копейкин, профессор протоиерей Георгий Митрофанов и многие другие. Я думаю, что вы не разочаруетесь в своем поступлении на курсы, потому что программа очень интересная и захватывающая. С одной стороны, это простая программа, но с другой — эта программа потребует определенного рода усилий. Самое главное — это желание. Не нужно бояться того, что вы не освоите материал, или не хватит времени, или недостанет сил. Человек способен и обязательно должен заниматься всю свою жизнь. И курсы построены так, что будут учтены все возможности человека. Единственное, что не будет учитываться — это лень и разгильдяйство. Надеюсь, вы серьезные взрослые люди и на это уже не способны.

Хотел бы сказать еще и о том, что лучшие выпускники Епархиальных курсов получат особый общецерковный диплом катехизатора. Этот диплом в дальнейшем можно будет использовать для особого церковного служения. Сегодня не во всех местах можно построить храм. Архиерейский Собор, который собирался в феврале этого года, ставил как раз такую проблему: «Что делать с теми населенными пунктами, в которых храм построить невозможно, где невозможно священника содержать, хотя там живут люди, которым тоже нужно духовное окормление. Должны быть такие места, куда священник не просто бы приезжал раз в один-два месяца пообщаться со своей паствой — исповедовать, причастить, пособоровать и т. д., но где была бы регулярная религиозная, церковная жизнь. Архиерейский Собор вспомнил о старых советских временах, когда в глухих местах не было храмов, но там были носители религиозной традиции, бабушки, которые в меру своего образования осуществляли миссионерскую просветительскую деятельность, а главное — вселяли в сердца людей религиозную жизнь. Не всегда это было объективно правильно, но недостаток образования с лихвой возмещался удивительной верой и  твердостью и преданностью Христу Спасителю. Вот такая форма тоже может иметь место быть, когда та или иная община собирается и по благословению священноначалия осуществляет молитвенную жизнь, в том числе совершает богослужения, где читаются акафисты, обедницы, часы, поются песнопения не от случая к случаю, а регулярно, каждый праздник.

Меня очень порадовало то, что среди вас есть люди, которые трудятся в храме, за свечным ящиком. Ведь чаще всего люди приходят в храм и обращается в первую очередь не к священнику, а идут в церковную лавку свечку купить. А потом начинается разговор. И конечно же, от человека, стоящего за свечным ящиком, зависит, хороший будет разговор или не очень, грубо ответят или с вниманием отнесутся к проблеме человека и помогут советом, дадут ответы на те или иные вопросы. Могут быть вопросы действительно серьезные и глубокие, касающиеся библейской истории и церковной жизни и т. д. И очень хорошо, если в приходе будет много таких людей, некая активная сердцевина общины, потому что священник часто просто физически не может заняться всей приходской деятельностью, но в этой работе ему могут помогать миряне, независимо от возраста, церковного положения или послушания. Вот такими верными и добрыми помощниками являетесь вы, и очень хорошо, что вы решили пополнить багаж своих знаний, свой личный духовный и церковный опыт.

Наши курсы носят имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, который называет подобное делание «царственным священством» и уподобляет его служению апостолов. Действительно, все вы народ святой и царственное священство, потому что в нашей жизни должен царствовать Христос. Пусть такой добрый пример возрастания святого Иоанна Кронштадтского послужит нашему общему прилежанию, учению и верному отстаиванию Христовых Истин. Мне хотелось бы пожелать вам помощи Божией, усердия, здоровья, долгих лет жизни и терпения.

Хотелось бы вам на будущее пожелать избегать двух крайностей. Христианский путь — это путь средний, золотой путь. Во всем нужно избегать крайностей. Пример одной крайности я уже привел — это так называемое теоретическое богословие, теоретическое христианство. Жизнь должна кипеть в наших сердцах, христианская жизнь должна сопровождать нас на каждом шагу, к этому нужно стремиться. Другая крайность — разного рода псевдоцерковные явления, которые ничего общего с Церковью не имеют и подчас Церковью прикрываются. К сожалению, носителями таких псевдоцерковных практик, непонятных теорий, лжеучений, являются иногда и священнослужители.

Церковь живет на протяжении всего своего существования, преодолевая такого рода искушения. Мне бы хотелось, чтобы эти курсы помогли вам еще больше увериться в следовании именно этим средним «царским» путем.

Сегодня мне хотелось бы каждому из вновь поступивших вручить книги. Это «Катехизис» автора И.А. Глухова, который почти всю свою жизнь преподавал катехизис и сектоведение в Московской духовной семинарии. На тот момент, когда я там учился, И.А. Глухов был одним из крупнейших сектоведов Русской Православной Церкви. Его курс во многом утратил актуальность, но его «Катехизис» — это его личный опыт, выстраданный своей верностью Церкви. У него, я помню, была присказка, которую он часто очень повторял: «Знаете-понимаете, братья, знаете-понимаете…». И вот он иногда говорил: «Ну что же вы, юноша, знаете-понимаете, ничего не знаете и ничего не понимаете!». Я вам желаю, чтобы вы все знали и все понимали. Еще раз всех вас поздравляю началом учебного года!

Слово епископа Гатчинского Амвросия  в актовом зале СПбПДА после акафиста Пресвятой Богородице 14 сентября 2011 года


Опубликовано 15.09.2011 | Просмотров: 224 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter