Сергей Шпагин. Когда одного древнего подвижника спросили как выглядит Бог, он ответил: для меня Он похож на тебя, а для тебя похож на меня

Сегодня в апостольском чтении мы слышали слова святого апостола Иоанна о том, что возвещает он нам в своей проповеди Евангелия то, что «видел своими глазами, слышал своими ушами и осязал своими руками». Это значит что вся его проповедь родилась из глубоко личного опыта встречи и общения с Богом, ставшим Человеком. Апостол Иоанн навсегда остался в человеческой истории как «ученик, которого любил Иисус», как «тайнозритель божественных откровений» по слову богослужебных текстов, как самый близкий человек ко Христу во время Его земного служения.

Он стал апостолом  будучи юношей и дожил до глубокой старости, став  свидетелем и участником всех событий жизни Христа после своего призвания: от крещения на Иордане до Вознесения на Елеоне.   Как будто нужно было, чтобы он поделился тем бесценным опытом близости Богочеловека, который был дан ему в общении со своим Равви, когда он возлежал на груди Иисуса во время Тайной Вечери,  закрывал лицо руками на горе Преображения, вместе с Марией стоял у креста. И этот опыт он сумел выразить: «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в Нем».Может быть благодаря этому опыту богообщения все его писания говорят о любви.

21.05.2014_john_1

Вспомним самые важные события его жизни.

Одна встреча на берегу Иордана в Вифаваре определила всю его жизнь. Он не только доверился голосу своего первого учителя ,  «Гласу вопиющего в пустыне» ,но он что то сам увидел в Новом Учителе, после чего уже не мог вернуться к прежней жизни. Его сети так и остались на берегу. Иоанн Креститель исполнил свою миссию, он «приготовил путь» и апостолов для Мессии Израиля. Предтеча наверно гордился своим самым юным учеником. Сердце Иоанна оказалось как будто раненым открывшейся ему божественной красотой, раненым навсегда. Блаженный Августин выразил это состояние  такими словами: «Господи, Ты создал нас для Себя, и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Отныне ловец рыбы стал ловцом человеков. Галилейский рыбак стал «сыном грома» , как назвал его Христос Спаситель.

Такие «иоанновы»призвания происходят и сегодня. Мы все знаем историю призвания митрополита Сурожского Антония, когда четырнадцатилетним подростком в скаутском эмигрантском лагере он взял с полки Евангелие только с одной целью: прочитать, чтобы больше никогда к нему не возвращаться, потому что то, что он знал о христианстве, вызывало у него чувство глубочайшего противления и отторжения. Но вдруг, как апостол Иоанн на Генисаретском озере, будущий «апостол любви двадцатого века» встретил Живого Христа, стоявшего по ту сторону письменного стола… Словно и не прошло  двух тысяч лет , словно это окрестности Тивериады, а не Франция начала двадцатого века. Он видел Его не физическими глазами, он видел Его глазами сердца. Но это был совершенно реальный опыт изменивший всю его жизнь. Бог вошёл в его жизнь. Бог призвал его, как призвал апостола Иоанна … как призвал и всех нас  быть Его присутствием на земле, быть Его руками в этом мире; каждого в своей уникальности и неповторимости, каждого со своим особенным  жизненным путём.

Мы помним, что Христос любил апостола Иоанна  ,  и являл свою  любовь  отцовской заботой о нем, как о сыне. Вспомним, как на Тайной Вечере именно Иоанн не боясь спрашивает Христа о предателе.   «Ученик, которого любил Иисус», — свидетельствует сам о  себе апостол. Такие слова личного свидетельства могли родиться только в ответ на реальную  любовь Самого Христа, в ответ на дела и слова заботы и любви. И человек нуждается в таких словах и делах. В библейской традиции слова, утверждающие человека в благом служении, именуются «благословением». На латинском языке «benedicere», на английском «benediction», что буквально означает «говорить хорошо» о ком-то. Возможно, такое божественное вдохновение делало из галилейского рыбака «апостола любви».

Мы знаем, как слова такого благословения меняют человеческую жизнь. В иудейской традиции, мальчик, достигший совершеннолетия, возраста тринадцати лет, в праздник Бар Мицва, впервые допускается предстоять за богослужением как взрослый человек, в подтверждение своей новой роли произносит речь и в ответ слышит слова благословения от своих наставников и родителей. Отец говорит своему теперь уже взрослому сыну: «Сын, чтобы не случилось с тобой, будешь ты успешным человеком или нет, будешь ты важным человеком или нет, будешь ты здоровым человеком или нет, всегда помни, как сильно твоя  мать и я любим тебя. Что бы не случилось в твоей жизни  знай,  что ты всегда можешь придти к нам без страха и боязни быть отвергнутым». Как много может такое благословение.

 Иоанн испил большую чашу человеческого страдания. Слишком много для юноши видеть предательство,  унижения, издевательства и позорную смерть на кресте своего Учителя. Он единственный из апостолов так и остался у Креста, цепенея от того, что видел: страшной человеческой жестокости и бесконечной любви учителя. И это стояние научило его, что за смертью есть жизнь, за страхом любовь, за страданием смысл. Научило  знанию, что иногда чужая боль становится тяжелее своей. У юности есть поразительная искренность и преданность до конца. Как будто слышится сквозь тысячелетия голос юного апостола : «Даже если  Иисус из Назарета и не Истинный Мессия, как Вы это говорите; даже если Он проиграл , как многим кажется; даже если Он повержен, как многим хотелось бы, я останусь с Ним, потому что я увидел в Нем такую любовь, больше которой никогда не было и не будет на земле». У юноши мужества оказалось больше, чем у зрелых мужей, потому что в сердце было много любви. Иоанн единственный апостол видевший смерть Христа. Теперь Страшное место у Креста оказалось дороже чем теплое место одесную торжествующего Мессии, которое так выпрашивала для него мать. Внезапно он стал видеть больше чем те, кто был много старше и ,по-человечески, разумнее. И поэтому именно он услышал одни из последних слов своего  умирающего Мессии   со Креста: «Сын, се Мати  твоя. Мать, се Сын твой». Христос не умирал одиноким, рядом были его нареченный сын и Мать.

Когда во время второй мировой войны, во французском сопротивлении, двадцатичетырёхлетний будущий митрополит Антоний, будучи военно-полевым хирургом, обходил палату с ранеными, он увидел молодого солдата, который  умирал, и спросил его: «Как ты?»  Тот ответил: «Я сегодня ночью умру».  «Да,ты сегодня умрешь…Тебе страшно умирать?»  Солдат ответил: «Если бы рядом со мной были те, кто меня любят, мои близкие, мне было бы не страшно, а здесь я буду умирать в полном одиночестве». — «Неправда, так не будет. Я буду с тобой».  Солдат помолчал, подумал и сказал: «Но ты ведь не можешь просидеть со мной всю ночь…».  «Конечно могу».  Подумав ещё, солдат сказал: «Но всё равно, в какой-то момент, когда я совсем ослабну, я потеряю сознание и буду умирать один».  «Нет, будет не так… Сначала мы будем говорить, и ты будешь рассказывать мне о своей семье, о своих близких. Когда ты начнёшь слабеть и не сможешь говорить, я буду рассказывать тебе о своей жизни, а ты будешь пожимать мою руку, чтобы я знал , что ты слышишь, а когда ты совсем ослабеешь, я буду пожимать твою руку, давая знать, что я с тобой, что ты не один в своей смерти, что мы стоим вместе перед её лицом. И так мы весь этот путь совершим вместе».

Апостол Иоанн был весь отдан миру. Он жизнью своей показал нам, что любить Бога можно только любя ближнего. Последние годы жизни он часто повторял одну фразу: «Дети, любите друг друга». Он показал нам, что в способности давать раскрывается человеческая природа. Давать то, что можем: улыбку, рукопожатие, поцелуй, объятия, слова любви, подарок, часть нашей жизни…всю нашу жизнь . Он показал нам, что был избран Христом, благословлен Христом и страдал со Христом для того, чтобы быть отданным нам. Показал, что полное осуществление человека в том, чтобы стать даром для других. Что счастливая жизнь, это жизнь, прожитая для других. Когда одного древнего подвижника спросили как выглядит Бог, он ответил: для меня Он похож на тебя, а для тебя похож на меня.


Опубликовано 21.05.2014 | Просмотров: 902 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter