Сергей Маляров. Таинство свободы.

Сергей Маляров. Таинство свободы.

Христос говорит нам, через свое общение с юношей в другой стране и в совершенно иную эпоху, о возвращении нами врожденной нам способности к свободе. О том принципиальном, без чего невозможно спастись и счастливо жить. Он призывает нас в Свое Царство вечной свободы и любви. Но свобода трудна и высока, она обрекает человека на борьбу с самим собой, на постоянное усилие и поиски.

Раздай имение свое и следуй за мной». «Трудно богатому войти в Царствие Божие». Такие слова Спасителя мы слышим в сегодняшнем Евангельском повествовании.

Евангельский юноша богат и добродетелен. И это справедливо: в Ветхом завете мы видим множество примеров такой жизни. Бог награждает богатством патриархов Авраама, Исаака, Иакова. Бог дает богатство праведному Иову. Казалось бы, это хорошая закономерность: человек следует заповедям Творца, и за это получает благосостояние.

Но логика благовестия, принесенного воплотившимся Богом иная. И тайну замысла о человеке приоткрывает нам сегодня Господь Иисус Христос в церковном чтении о богатом юноше.

Первое, о чем заставляет нас задуматься сегодня обращающийся церковными устами Господь, – что добродетельная жизнь – еще не залог совершенства. И соблюдение правил и руководство какой бы то не было логикой – тоже еще не все.

Евангельский юноша добродетелен и богат. Но он узник своего положения. В некотором смысле его грех – это снобизм, который не дает ему вырасти немного выше своего роста. А Бог творил человека именно для того, чтобы человек однажды смог вырасти, дорасти до того, чтобы стать по благодати Богом. И вот для такого роста чрезвычайно необходима свобода. Свобода и желание расти. У сегодняшнего евангельского юноши нет ни того, ни другого. «Что сделать мне для того, чтобы жить вечно?» — спрашивает он. Он мучается несвободой. Скованностью временем, концом которого для него неминуемо станет смерть. И он ищет вечной жизни в довесок к своему богатству и чувству исполненного долга в добродетельной жизни.

Но Господь говорит совершенно об ином. «Блаженни нищие духом» — в нагорной проповеди, и сегодня – «раздай все и следуй за мной». Оба этих призыва говорят о свободе, то есть, о том, чего хочет от нас Бог.

Свобода же выражается полнее всего в смирении, как это ни парадоксально звучит. Смиренный человек, которого не способны возмутить  ни тяжкие обстоятельства, ни наличие или отсутствие определенных средств, ни то, считают ли его добродетельным, или же думают, что он последний грешник. Смирение – это независимость ни от чего в этом мире, кроме Бога. И как следствие, полное, не по закону, подчинение Творцу, но по любви и свободе. Вот об этом слова Христа Юноше из евангельского рассказа сегодня, об этом они сказаны для нас. Любая, даже кажущаяся доброй, зависимость отдаляет нас от совершенства.

А для самого юноши этот урок тоже остался чрезвычайно полезным. Он, уверенный до встречи со Христом, в своей святости, ведь все заповеди сохранил он от самой юности, отошел от Спасителя с осознанием своей неправедности. А значит, с зарождающейся в нем духовной нищетой.

Сегодня и мы, ища своей свободы от рабства, и прежде всего, от рабства смерти, приходим ко Христу с тем же: что сделать нам, чтобы иметь жизнь вечную? Но наученные уроком евангельского добродетельного юноши, мы знаем уже, что спасение невозможно человекам. Но возможно Богу. Что грех – это даже не отпадение, нарушение заповеди, или даже падение – нет, но внутреннее отпадение от Бога, от Его истины и духовного закона, которое выражается в самодовольстве и нравственном минимализме. Грех – не замечать самой падшести нашей жизни, и невероятного, непостижимого величия Творца, любящего, обымающего Своей любовью все. Мы должны на сегодняшнем евангельском примере осознать свое рабство греху, порабощенности грехом и нежелание свободы от них. Не замечающие подчас главного, мы должны заметить, что мы не те и не таковые, какими могли бы и должны быть.

Христос говорит нам, через свое общение с юношей в другой стране и в совершенно иную эпоху, о возвращении нами врожденной нам способности к свободе. О том принципиальном, без чего невозможно спастись и счастливо жить. Он призывает нас в Свое Царство вечной свободы и любви. Но свобода трудна и высока, она обрекает человека на борьбу с самим собой, на постоянное усилие и поиски.

Если главная суть и главный ужас рабства – в постоянном страхе, то сущность свободы – в любви, самом свободном и самом раскрепощающем из всех человеческих чувств. Вот почему любовь противится всякой несвободе. Вот почему Бог хочет, чтобы мы научились свободе. Потому что свобода – это любовь. А любовь есть Бог. Аминь.


 Проповедь  аспиранта СПбПДА  чтеца Сергия Малярова  за Божественной литургией 15 сентября 2013 года в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова


Опубликовано 15.09.2013 | Просмотров: 167 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter