Сергей Маляров. Слова Спасителя — слова вечные

Сергей Маляров. Слова Спасителя - слова вечные

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

К нам обращены сегодня страшные слова Спасителя. Слова, касающиеся каждого. И в притче, которая сегодня прочитана нам, сокрыт глубочайший смысл. Смысл нашей жизни, нашей ежедневной работы, и указание на те ошибки, которые от Адама человечество совершает по сей день. Слова Христовы — слова вечные. Обращенные тогда с горечью к людям, поставленным Богом для сохранения виноградника жизни, но забывшим о Том, Кто даровал им эту великую честь, сегодня они обращены к нам.

Законы бытия, которые вложил Господь в основание мира, сложны для восприятия. Но в фундамент, в основание мира положен камень, который, как и прежде, так и теперь отвергается строителями жизни. Жизни общественной, и ее главного двигателя и образца – жизни внутренней.

Господь дал человеку в самом начале прекрасный виноградник, насаженный и взращенный любвеобильной десницей Творца, – рай, в котором можно жить, наслаждаясь его дивными плодами. И нужно лишь было не отвергать краеугольный камень здания райской жизни – Бога, который и тогда и сейчас не был требователен, а кротко стучит в сердце каждого, ожидая доброго плода, плода выращенного из Его дара.

Бог предъявляет право на всю землю, как на Свой виноградник. Хотя она сейчас и находится в руках узурпатора — нашей воли, порабощенной грехом, но она принадлежит Богу. Она принадлежит Ему по творению не менее, чем по искуплению. За этот мир была принесена жертва Христа. «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного». Через этот один дар все другие дары даются людям. Ежедневно весь мир получает благословения от Бога. Каждая капля дождя, каждый луч света изливаются на наш неблагодарный мир, каждый листик и цветок свидетельствуют о долготерпении Божием и Его великой любви.

Каждому из нас, подобно тем людям в притче, Господь оказывает великие милости, которые бывают для нас необъяснимым откровенным чудом в то время, когда они действительно необходимы. Но раз от раза, с течением времени, Божественные деяния в нашей жизни забываются, сколь чудесными бы они ни были, как забываются и естественные ежедневные милости Божии. Забвение их, забвение того, что все благодеяния идут к нам только от главного их источника – Христа, обязательно приводит к неверию. К забвению простой истины, что не мы здесь хозяева, мы всего лишь рабы, которым доверено слишком много, которым доверено все мироздание виноградника Божиего. Таким забвением, пропуская мимо своего внимания милости Божии, как песок сквозь пальцы, не удерживая благодарной памяти в своем уме, сегодня уже мы отвергаем краеугольный Камень бытия – Христа. И теперь именно мы отвечаем за плоды, которых ждет Господь.

Самый поразительный дар Бога людям – это выбор, свобода. Самый поразительный и самый тяжелый. Сохранить, спасти свою свободу можно только одним способом: в то же мгновение вернуть ее Богу, и себя вместе с ней. Такого плода ждет от нас Бог. Только так, имея в своем уме и образе своих действий Божественное основание, краеугольный камень, возможно пользоваться самым ответственным даром свободы.

Если две тысячи лет назад слова Христа были обращены к иудеям, бывшим виноградарям ветхозаветного виноградника, то по насаждении нового виноградника – Христовой Церкви, слова эти обращены уже к нам — людям, собранным под сенью Духовных школ, хотящих служить в Божественном винограднике, ответственным за врученный нам виноградник Церкви Божией. Мы – хранители нового насаждения Христова, и в наших руках сегодня ответственность за плоды, которые нужно принести Христу.

И сегодня Сын Хозяина виноградника, Которого убили слуги тогда, ежедневно приходит к нам. Приходит с величайшим Даром, давая нам в пищу Свои Тело и Кровь. Ответом на Его любовь, нашими плодами Ему становится свободное принятие Его внутрь себя. Господь всегда дает человеку больше, чем человек заслуживает. Даже ожидая плоды от нас, Он не забирает, а наоборот, отдает еще больше. За все Свои милости и неизреченную любовь Он Сам же дает Себя. Наш плод – лишь принять этот дар. Любовь не требует многого. Она лишь может ждать ответа. И только от нас, от меня, от каждого зависит этот ответ.

Давая такие высокие образы и ставя столь серьезные задачи перед нами в сегодняшнем Евангельском повествовании, Господь не оставляет нас, вопрошающих, без ответа. Он и сегодня предстанет перед нами Сам, в Чаше, которую мы приносим ему в благодарность. Она — наш ответ на Его любовь, и плод нашей жизни, и память о самом главном – о краеугольном Камне, на котором держится все мироздание. Благословлять, почитать землю, погрузить всю свою жизнь в ее плодоносящую красоту, делиться с бедными — мы должны соединить все это, чтобы готовить преображение земли в Евхаристию. Не отвергая, но принимая, жаждя общения с Творцом, в силах каждого из нас изменить в себе те ошибки, которые допускало человечество.

Прежде всего христианин должен стать литургическим человеком. Для света литургии нет границ. В ней – наша полнота, через нее – мы уже не просто слуги и виноградари, а соучастники дела нашего Небесного Отца. Мы – священники и цари, в познании природы и в ее преображении нам дано переживать великую космическую Евхаристию, всею жизнью осуществляя смысл слов приношения наших плодов: «Все Твое, всё от Тебя, и Тебя Самого мы приносим Тебе это во всем и ради всего».

Аминь.

// Проповедь магистранта II курса богословского отделения академии чтеца Сергия Малярова, произнесенная за Божественной литургией в Неделю 13-ю по Пятидесятнице в Иоанно-Богословском академическом храме


Опубликовано 02.09.2012 | Просмотров: 157 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter