Сергей Маляров. Откуда в мире зло, если есть Бог и Он нас любит?

Самый трудный вопрос для человека, находящегося в поисках истины и Бога, такой: почему вокруг так много зла, если Бог есть и Он благ? Отчего столько страданий невинных людей, детей, стариков, если Бог всех нас любит? Как Он допускает все беззакония, несправедливости: унижение бедных и несправедливую славу богатых, по меткому слову Марины Цветаевой:

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

Скорее всего, проблема коренится в самом восприятии зла. Человечество привыкло ко злу: катастрофы, болезни и смерть стали самыми обыденными, бытовыми вещами. А раз они таковы, то и бороться со злом нужно теми же подручными средствами, которыми привыкли сглаживать бытовые неприятности. Акцент с вопроса о природе зла переходит на вопрос о средствах борьбы со злом. Становится неважно, в чем корень всех несовершенств, нас не интересует истинная причина. Нам достаточно самих несовершенств, мы научились с долей успеха справляться с ними. Справляемся очевидно, и потому вера всегда проигрывает неверию. Очевидное более убедительно, чем истинное. Не видя самого корня, не понимая, откуда все начинается, человек говорит «значит, нет Бога или не печется Он о нас, раз все так происходит. Не верю, чтобы Бог, Который мог бы все исправить, до сих пор не сделал этого».

Бог не хочет зла. Это не Его воля. Это не Он так решил. Не Он наказывает маленьких неизлечимо больных детей и одиноких старушек, медленно увядающих в своих сырых квартирах с вечным сквозняком и сухими крохами ржавого хлеба на ветхом столе. Не Он отнимает детей у безутешных матерей, не Он развязывает войны, в которых гибнут миллионы, гибнут мучительно. Это не Бог виноват. Это не Он недосмотрел.

А кто виноват? Почему до сих пор зло господствует в мире?

Стоит вспомнить плач Христа над могилой Лазаря – слезы о том, что в мире царствует отвратительный закон смерти, настолько не сочетающийся с самой жизнью, что каждый раз вызывает мучительное, тошнотворное отторжение и непонимание. Смерть нелогична. Она противна природе бессмертного существа. Христианство дает решительный ответ на вопрос о существовании дисгармоничного в мире. Но ответ этот иной. От зла невозможно избавиться прогрессом и лекарствами. Зло можно победить только в схватке, в решительном противостоянии лицом к лицу.

Зло нерационально, поэтому его не победить разумом и наукой. И эта его иррациональность, необъяснимая настойчивость, назойливое нелогичное присутствие само говорит об иных методах борьбы. Зло не просто недостаток, который можно преодолеть. Не просто болезнь, отсутствие симптомов которой говорит о том, что ее нет. Как и счастье — не в полном удовлетворении всех потребностей и комфорте.

В комфорте и безболезненном состоянии находился Адам. Отчего же он не удовлетворился тем, что у него было? чего захотел он, ни в чем не нуждавшийся? Очевидно, человек захотел найти смысл жизни в себе самом, в собственном существовании, хотя был создан для того, чтобы найти этот смысл вне себя, реализоваться в Другом, в радости жизни ради ближнего.

Прошли тысячелетия, но и сейчас человечество ищет смысл в самом себе, в своем комфорте, в своем здоровье, своих развлечениях. И не находит ни смысла, ни счастья. Человек стремится не страдать – и страдает. Очевидно, корень зла, корень всех страданий от Адама и до сегодняшнего дня – в поиске средства от страданий, в стремлении к поверхностному, эгоистичному счастью. Попытка заглушить боль, не вылечив ее, разнообразить скуку, не заполнив душевную пустоту.

Евангелие учит обратному. Оно учит избавляться от самого зла, а не от плохих поступков. Оно говорит о полной победе над смертью, а не о комфортном снятии симптомов смертельной болезни. И потому оно преподает нам радикально иные уроки жизни. Христос постоянно учит самопожертвованию, наставляет ставить жизнь другого во сто крат выше своего существования, Он зовет вслед за Ним пострадать и умереть. Он Сам показывает образец победы над смертью – в полном ее презрении, терпя смерть за всех. Вот, оказывается, в чем смысл. Человечество способно жить счастливо! Для этого нужно поменять ценностные ориентиры, перевернуть иерархию мироздания и понять, что поиски жизни без страданий, погоня за удовольствиями – это и есть то зло, в котором мы обвиняем Бога.

Вопрос существования зла, а точнее как его существование примирить с бытием Бога, актуален всегда. Всегда человек искал панацею от болезней, эликсир бессмертия, средства достижения максимального комфорта. Но обезбоженный и обесчеловеченный человек, мыслящий в одной плоскости своего бытия, привык смотреть на мир, не различая иерархии мироустройства. Все дело в том, что зла нет. Его нет вообще самого по себе, но оно появляется нашими же делами. Человек сам виноват в своих страданиях. И он сам может не страдать, особенно теперь, когда правда о мире, правда о добре и зле даны ему Христом.

А человеку достаточно лишь через то страдание, от которого он убегает, освободиться от мнимого, обманчивого и комфортного счастья, чтобы всей душой почувствовать, всем сердцем понять и принять Бога, любящего и обнимающего Собой всю жизнь, все бытие. Мы улавливаемся для Бога теми сетями, которые сами же и создаем. В этом – опять Его любовь. Мы создаем зло, а Он стоит рядом. Стоит, чтобы мы, опалив огнем страданий закрывающую духовный обзор шелуху, смогли увидеть Его и понять наконец: Он есть, Он здесь, Он любит.


Опубликовано 10.05.2014 | Просмотров: 369 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter