Сергей Маляров: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше»

Сергей Маляров: "Где сокровище ваше, там и сердце ваше"

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы оказались у дверей поста – словно на пороге смерти. Нам дано еще при жизни, раз за разом следуя пути церковного года, прочувствовать состояние перехода в другую жизнь. Пост – это именно другая, отличная от привычной и бытовой, система координат существования. Это перерождение для Бога.

Великий пост – вхождение в иное измерение жизни. Это совершенное иное время, для нас меняется все: от другого мотива пения «Господи помилуй» до каждого обстоятельства в жизни – все иначе. Все это дано нам для того, чтобы в буйном и несмолкающем шуме жизни найти в себе силы и остановиться. Остановить бурное течение повседневности, остановить реку времени и подумать. Подумать о себе и найти, понять себя. Хотя мы и не в силах физически остановить время, но в наших силах посвятить, отдать его Богу, срастворить время нашей жизни вечности и вневременности Божественного существования, и тем самым остановить в Боге то, что невозможно удержать человеку – непреодолимую лавину текучести космического бытия. Нужно остановиться и подумать. Пост – это возможность помыслить свое бытие, время, выдернутое из круговорота добывания своего хлеба.

В прошедшее воскресение мы переживали конец земной истории, Страшный Суд. Сегодня мы вновь, еще не осужденные окончательным судом, вместе с Адамом плачем у дверей потерянного рая, сожалея об утерянной  любви. Но у нас есть великая надежда и дерзновение, которые нам дал Сын Божий, Своим воплощением вернувший человечеству дерзновенность богосыновства. Нам нужно понять всю глубину человеческого падения и всю силу любви Божией, любви до самоотверженности ради падшей твари. Понять, чтобы сказать Богу, доверяя Ему все: я, как человек, согрешил. Ты же, как Бог, помилуй.

Адам в раю бежал от страха, услышав звук шагов Божиих. Нам нужно исправить эту ошибку, и потому для нас эти сорок дней поста – это время, когда мы будем идти навстречу Богу. Затем будет и Страстная седмица – время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о покаянии. О покаянии как весенней свежести христианской жизни. Отвергая уныние и отчаяние, Господь говорит нам об истинном лице покаяния, истинном посте – не в мрачности лица и не в постном виде, которые приносят эгоистическое удовольствие в самооправдании, но в желании, решимости изменить свою жизнь. В осознании того, что Бог не уныния нашего желает, а хочет поднять нас от неправд жизни. Покаяние возбуждает хорошую «амбициозность» в человеке. Вспомним блудного сына: разве я, сын такого отца, создан для того, чтобы свиней пасти на чужбине? Нет! Я пойду к моему отцу… В покаянии надо понимать, что Бог по ту сторону нашего добра и нашего зла. Не надо отождествлять себя ни со своими злыми, ни со своими добрыми делами. Не надо думать, что можно обеспечить себя путем делания добра. Надеяться надо только на Бога. Но также надо верить, что и злые дела, хоть я их и осуждаю и отвергаю, не могут отделить меня от моего Бога.

Где сокровище ваше, там и сердце ваше, говорит нам сегодня Господь. В этом — смысл нашего делания, в этом — смысл постного времени: вернуть себе тягу к истинному сокровищу, к настоящей цели жизни – богообщению, потерянному человечеством со времен Адама, но возвращенному Христом. Бог хочет нашего счастья. А счастье – это научиться понимать себя, понимать и видеть образ Божий в себе, а не свои страсти и привязанности. Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает. И вот эти страсти Бог хочет излечить. Но излечить нашими же руками, как самой безболезненной терапией.

Мы вступаем на путь духовной тишины. Тишины и радости. Новизны жизни с Богом. Мы вновь у дверей райского сада. Мы будем чувствовать дыхание вечной райской весны на протяжении всего поста. Бог близко, Он рядом. Мир вновь юный и новый для нас. Бог дает нам сегодня пережить состояние Адама. Пережить и даже оказаться на его месте. Все в наших руках. Нам же нужно, набравшись покаянного дерзновения, слыша шаги Божии по райской земле, не убежать, убоявшись, подобно Адаму. Но от всего сердца, покаявшись, подобно евангельской жене, возлюбившей много, научится любить. Любовью, которая побеждает всякий страх. И взявши на себя мироносицы чин, прильнуть к тем самым ногам, звук шагов которых слыша древле, убежали прародители. Прильнуть к ним, облобызать, омыть слезами. И получить прощение.

Наступает время настоящей жизни. Той жизни, которую мы так часто откладываем на потом. Сейчас самое время начать. Нас ничего не держит более. Наберемся же решимости все изменить, и начать жить так, как будто мы в новом, еще совсем юном мире. Сегодня мы – Адам и Ева, живущие в райском саду. И в наших руках, в наших силах – остаться с Богом или убежать. Прельститься запретной сладостью или во всем быть верными своему Творцу. Нужно твердо решить, что нам нужно, в чем наше счастье, наше сокровище. И всем сердцем желая настоящей жизни, устремиться к ней. «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф 6:21). Аминь.


Проповедь магистранта II курса богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Сергия Малярова, произнесенная в храме святого апостола Иоанна Богослова заБожественной литургией 17 марта 2013 года.


Опубликовано 17.03.2013 | Просмотров: 198 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter