С.В. Соловьев. «Злое миссионерство»: экзегеза Мф. 23:15

С.В. Соловьев. «Злое миссионерство»: экзегеза Мф. 23:15

Дать экзегетический комментарий на Мф. 23:15, по сути, попытаться отве­тить на вопрос: почему иудейское (фарисейское) миссионерство получило столь негативную оценку Иисуса Христа? Почему при всех известных достоинствах иудаизма — учение о единобожии и нравственном поведении — результаты миссии оказались на тот момент столь безотрадны? «Сыны гиены» — так оценил Спаситель неофитов новой для себя веры. Древнееврейская идиома «быть сыном чего-либо» передает значение принадлежности, соучастия и за­слуги в чем-либо. Соучастие прозелитов в геенне фарисеев вдвойне — яркий образ адских мучений (см. Мк .9:45 и др.).

Традиционная интерпретация Мф. 23.15 под словом яроорАитод счита­ет язычников, обращенных в иудаизм. Существует и альтернативная точка зрения — это иудеи или квазепрозелиты, вовлекаемые фарисеями и книжни­ками в свою фарисейскую секту. В таком случае возражения Христа рассматри­вают против обращения иудеев в фарисейскую форму иудаизма, а не против перехода язычников в иудаизм1. Однако такое прочтение наталкивается на не­разрешимую пока проблему — в литературе той эпохи слово «прозелит» нигде не используется в качестве общего термина, но только в узкой семанти­ке — иудей из неевреев.

Следует кратко осветить семантику термина прозелит, поскольку современ­ное значение расходится с изначальным. Прозелит сегодня — это последователь новой для себя веры или горячий приверженец чего-то нового. В контексте же событий Нового Завета, прозелит — это «нееврей, принявший иудаизм». Грече­ское слово яроорАитод состоит из двух частей: ярод «от; к, по направлению к» + еАеиоораь «приду». Его письменное употребление начинается с перевода LXX для передачи еврейского слова «1} (пришелец).[1] [2] [3] Прозелитов следует отличать от боящихся Бога (оеРореуоь или фоРоиреуотэуЭебу), так как первые приняли «ярмо закона», а вторые сочувствуют иудаизму и исполняют часть заповедей. Изначально так называли человека пришельца нееврея, длительно или посто­янно живущего с иудеями. Со временем термин приобрел религиозное значе­ние в качестве «иудея из неевреев», который ранее был вне Синайского завета, а теперь вошел в договор и соединился с иудейским обществом (Быт. 15:13; Исх. 2:22; Втор. 14:2 и др.).

Сейчас нет необходимости доказывать историческое явление миссионер­ской активности иудеев в эллинистический период — это общепризнанный факт справедливый как для палестинских, так и для иудеев диаспоры[4]. Совре­менная критика источников сосредоточена в основном на вопросах о масштабе и методах этой миссии[5]. Касательно методов миссии святитель Иероним Стри- донский считал, что фарисеи вели прозелитическую деятельность не просто ради обращения, а попутно в торговых путешествиях по империи, возможно, преследую торговую выгоду[6].

На всех ли прозелитов и миссионеров распространяется угроза осужде­ния — мы не можем сказать. Среди них могли быть люди честные и искрен­ние, к тому же необходимо различать миссионерство иудеев в диаспорах от палестинских иудеев. Общеобязательными для всех прозелитов считались обрезание (для мужчин), ритуальное омовение и принесение жертвы в Иеруса­лимском храме[7]. Палестинских фарисеев принято считать более строгими в от­ношении обрядов в силу широкого распространения галахических установок. Очевидно, возглас «Горе вам» относится не к факту миссионерской активности в распространении единобожия следи язычников, а к миссионерской мотива­ции и способам этой миссии. На основании источников можно предположить следующие мотивы для иудейской миссии:

  1. искреннее стремление иудеев распространять ветхозаветную веру, воз­никшее на библейском осмыслении иудаизма в качестве света народам (Ис. 49:6), головы для языческого тела[8], как народ «через которых имел быть дан миру нетленный свет закона» (Прем. 18.4).
  2. идея о заимствовании язычниками мудрости иудейской и превосход­стве иудейской веры над языческой: распространение этой мысли получило в иудейской литературе, например, еврейский философ Аристобул, утверждал, что Гомер, Гесиод, Пифагор, Сократ и Платон были знакомы с греческим пере­водом Торы и из нее черпали мудрость[9].
  3. политические мотивы: история с обращение в иудаизм царского дома Адиабены еврейским купцом Ананием[10], иудаизация языческих земель Идумеи и Итуреи в целях религиозного и политического единства.
  4. поиск благосклонности влиятельных людей и привилегий с их сторо­ны, например в торговле.
  1. корыстные цели: Иосиф Флавий рассказывает о некой знатной женщи­не Фульвии, которую обратили в иудаизм четыре иудея. Проповедники стали выманивать у нее богатые дары для Иерусалимского храма, а когда получили их, то присвоили себе[11] [12].

История также сохранила случаи распространения иудаизма путем при­нуждения и насилия. Еще Симон Маккавей, завоевав город Газы, выкинул из города все нечистое и поселил там мужей, соблюдающих закон (1 Мак. 13:48). Симон в Иерусалим, по-видимому, допускал только тех, кто брал на себя обя­занность исполнять закон (1 Мак. 14.14). Когда Иоанн Гиркан завоевал идумей­ские города Адару и Мариссу в 129 г., для жителей страны он поставил усло­вие — принять иудейский закон и обрезание или покинуть родину11. Подобное произошло и при Аристовуле с жителями Итуреи[13]. При Александре Яннае город Пелла был разрушен за отказ принять иудейство[14]. Из этих примеров видно, что иудаизация в Палестине — это часть политики правителей Макка- вейского периода на подконтрольных им землях. Вполне вероятно, что книж­ники и фарисеи, как наиболее компетентные в теории и практике Моисеева закона, могли принимать активное в этом участие. И хотя ко времени жизни Иисуса Христа Маккавейский период канул в историю, а вместе с ним и круп­ные компании по иудаизации, члены фарисейской секты по-прежнему могли воспринимать себя как наставники невежд, учителя младенцев, имеющие в законе образец ведения и истины (Рим. 2:20).

Миссионеры обходят море и сушу, чтобы обратить хоть одного (Мф. 23:15). Эти слова не сообщают о направлении движения миссионеров и тем более об организации, они призваны создать впечатление об усердие иудеев. Сложно иудеям было обратить язычников в иудаизм, потому требовались большие усилия — замечает святитель Иоанн Златоуст[15]. Выше было показано, какие мотивы могли двигать иудейских миссионеров, однако, это только частично объясняет, почему прозелиты становились вдвое хуже фарисеев.

Если прозелиты становились вдвое хуже иудейских миссионеров из фари­сеев, в чем тогда испорченность вторых? С точки зрения Христа испорченность фарисеев была в том, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23), но при том тщательно следили за выполнением мелоч­ных предания старцев. Христос в Евангелиях критикует не суть закона и даже не сами по себе «предания старцев», а действия его проводников в жизнь народа — книжников и фарисеев за то, что они «связывают бремена неудобоно- симые» (Мф.23:4), т.е. путем детализации заповедей увеличивают требования к народу, от чего они превращаются в тяжелую ношу подобно ярму. Такая работа законников не соответствует эсхатологическому замыслу Божиему (Иер. 31:31-34) и подпадает под обличения пророков: «Им говорили: «вот — покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение». Но они не хотели слушать. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, пра­вило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:12-13). Стремление увеличить груз заповедей на плечах простого народа могло исхо­дить из беспокойства за коллективную ответственность народа перед Богом, однако, то обстоятельство, что сами законники легко уклонялись от тотального соблюдения закона, говорит о том, что в основе лежали ложные представле­ния о превосходстве книжников и фарисеев над простым народом, а тем более над язычниками.

«Слепые вожди слепых» (Мф.15:14) — при всем их благочестии именует Хри­стос фарисеев. Ограниченное зрение предвещает трагедию проводнику и его спутнику: «оба упадут в яму» (Мф.15:14).Преградой на пути к прозрению встало лицемерие. Согласно Евангелиям лицемерит тот, кто напоказ раздает мило­стыню, молится и постится (Мф.6: 2,5,16), близорук на пророчества о Мессии (Мф.16:3) — то есть выбирает поступки и слова не для отражения своей позиции и себя, а для ожидаемого о нем мнения кого-то иного, судящего.

Акцент на внешнюю сторону закона, как результат, видимо, давал и пре­вратное о нем учение. Испорченность прозелитов, возможно, походила на ис­порченность законников учителей — состояла в поверхностном исполнении закона, по существу его обрядовой стороны плюс массу галахических установ­лений, почитание буквы, а не духа закона. Знакомство с обрядово-ритуальной стороной религии может создать впечатление, что в этом ее суть. Как замечает ЕвфимийЗигабен, обычно ученики порочных учителей не останавливаются на уровне учителя, но идут гораздо дальше[16].

Иудей неофит отчасти по превратному знакомству с верой, отчасти по своему невежеству мог направлять силы своей души на овладение иудейским образом жизни, а это становилось началом лицемерия или ссор с окружающими. Недо­статок самой сути закона — справедливости, милосердии и верности, при устой­чивом акценте на соблюдение заповедей — все это обособляло жизнь прозелита. Прозелитизм с политическими и корыстными целямитребовал от прозелитов иудейского образа жизни с минимальной заботой о духовно-нравственной сто­роне жизни, что, видимо, и заслужило осуждения Христом.

Надо помнить, что прозелитизм — это еще проповедь закона, которая идейно во многом отличалась от проповеди апостолов о Христе воскресшем.


[2] См.: Plummer А. An Exegetical Commentary on the Gospel according to the Matthew, New York,

  • 317.; Allen W. C. A Critical and Exegetical on the Gospel according to the Matthew, New York,
  • 246.

[3] Kittel, Gerhard (Hrsg.); Bromiley, Geoffrey William (Hrsg.); Friedrich, Gerhard (Hrsg.): Theological Dictionary of the New Testament. electronic ed. Grand Rapids, MI : Eerdmans, 1964-c1976, S. 6:731

[4] Рыбинский В. П. Религиозное влияние иудеев на мир языческий в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства. 1898. — С. 10.: «Иудейство проникнутое сознанием своего миссионерского назначения, оно, пользуясь своим положением, само хотело зна­комить языческий мир со своей религией и стало вести деятельную пропаганду своих верований».

[5] Детальный обзор источников об иудейском миссионерстве см.: Левинская И. А. Деяния апо­столов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. — С. 49-93.

[6] Иероним Стридонский, свт. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея // Творения блаженного Иеронима Стридонского в 19 ч. Ч. 16. (Кн. 26.). Киев. 1903. — С. 239.

[7] Elwell, Walter A.; Comfort, Philip Wesley: Tyndale Bible Dictionary. Wheaton, Ill.: Tyndale House Publishers, 2001 (Tyndale Reference Library), S. 1087.

[8]          «Иудеи для других народов то же что голова для тела» — парафраз Рыбинского В. П. из сочине­ний Филона Александрийского: Рыбинский В.П. Религиозное влияние иудеев… С. 5.

[9] Эллинизм // Электронная еврейская энциклопедия / URL: http://www.eleven.co.il/article/15073 (Дата обращения: 9.02.2016).

[10] Иосиф Флавий. Иудейские древности в 2 т. Т. 2. М., 2002. — С. 405. (20.2.1).

[11] Иудейские древности Т. 2. 18.3.5. С. 313.

[12] Иудейские древности Т. 2. 13.9.1. С. 43.

[13] Иудейские древности Т. 2. 13.11.3. С. 52.

[14] Иудейские древности Т. 2. 14.15.4. С. 127.

[15] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на евангелие от Матфея // Иоанн Златоуст, свт. Творения в 12 т. Т. 7. СПб., 1901. — С. 735.

[16] Евфимий Зигабен. Толкование евангелия от Матфея и Евангелия от Иоанна. СПб., 2000. — С. 284.


Источники и литература

  1. Allen W. C. A Critical and Exegetical on the Gospel according to the Matthew, New York, 1907.
  2. Elwell, Walter A. ; Comfort, Philip Wesley: Tyndale Bible Dictionary. Wheaton, Ill.: Tyndale House Publishers, 2001 (Tyndale Reference Library).
  3. Kittel, Gerhard (Hrsg.); Bromiley, Geoffrey William (Hrsg.); Friedrich, Gerhard (Hrsg.): Theological Dictionary of the New Testament. electronic ed. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964-c1976.
  4. Plummer А. An Exegetical Commentary on the Gospel according to the Matthew, New York, 1909.
  5. Евфимий Зигабен. Толкование евангелия от Матфея и Евангелия от Иоанна. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2000.
  6. Иероним Стридонский, свт. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея // Творения блаженного Иеронима Стридонского в 19 ч. Ч. 16. (Кн. 26.). Киев.1903.
  7. Иоанн Златоуст свт., Толкование на евангелие от Матфея // Иоанн Златоуст, свт. Творения в 12 т. Т. 7. СПб., 1901.
  8. Иосиф Флавий. Иудейские древности в 2 т. Т.2 М.: Ладомир, 2002.
  9. Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.: Логос, 2000.
  10. Рыбинский В. П. Религиозное влияние иудеев на мир языческий в конце ветхоза­ветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства. Киев.,1898.
  11. Эллинизм // Электронная еврейская энциклопедия / URL: http://www.eleven.co.il/ article/15073 (Дата обращения: 02.2016).

 


Опубликовано 16.06.2016 | Просмотров: 227 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter