Протоиерей Владимир Хулап. Чудесный улов (ЛК 5:1-11)

Протоиерей Владимир Хулап. Чудесный улов (ЛК 5:1-11)

Бог часто побуждает нас поступать по Своей, а не по нашей воле. Когда мы действуем так, как считаем нужным сами, очень часто в душе остается только пустота, подобная пустым сетям галилейских рыбаков. Но есть и другая возможность – положить в основании своей жизни знание воли Божьей и следование Его путями, даже если мы до конца не понимаем, как это изменит нашу жизнь. Пусть это евангельское повествование заставит нас задуматься об искренности нашего следования за Христом и препятствиях, которые мешают нам в этом.


Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

В трех первых Евангелиях мы встречаем описание того, как Христос призывает первых апостолов. Подобно другим евангельским текстам, повествующих об одном и том же событии, они немного разнятся в деталях. Это обусловлено, с одной стороны, совершенно естественным различным человеческим восприятием происходящих событий, а с другой – теми богословскими идеями, которые стремится выразить тот или иной новозаветный автор. Повествования двух первых евангелистов о призвании на берегу Галилейского озера довольно кратки (Мф 4:18-22; Мк1:16-20), Евангелие же от Луки детально повествует о том, что случилось в тот день. В центре этого описания – чудесный улов рыбы, принципиально изменивший жизнь нескольких простых еврейских рыбаков.

Из Евангелия от Луки видно, что Христос обращается не просто к совершенно чужим и незнакомым людям. Вероятно, они были свидетелями чуда, совершенного Им в Капернаумской синагоге или хотя бы слышали о нем (Лк 4:31-37), Он уже исцелил тещу Симона (Лк 4:38-39) и вернул здоровье множеству страждущих (Лк 4:40-41). Наконец, множество народа слышали Его проповедь в синагогах Галилеи (Лк 4:42-44). Поэтому между ними существовала определенная связь, конечно, еще не осознанная галилейскими рыбаками, но уже представлявшая собой основу для их ответа на призыв Христа.

Итак, Симон мыл свои сети, «между делом» прислушиваясь к тому, что говорил Христос. И это понятно – на первом месте для него была работа и связанные с ней обязанности, которые было необходимо выполнить. Он должен был ловить рыбу, чтобы обеспечить пропитание для себя и своей семьи. Люди обычно настолько поглощены своими повседневными делами, что Благая весть звучит для них «фоном» подобно мерному и ни к чему не обязывающему звуку телевизора или радиоприемника, сопровождающему наши повседневные дела. Однако иногда ее голос становится совершенно отчетливым и до боли личным, приглашая нас сделать особый шаг, который требует от нас Бог.

Христос призывает Симона, а вместе с ним и каждого из нас, «отправиться на глубину», оставив за спиной мелочность ежедневных занятий и житейских целей. Глубина Галилейского озера – это образ нового, более глубокого и более личного уровня общения с Богом, которого должен достичь каждый человек.

Из Евангелия мы видим, что в диалогах между Христом и Его апостолами именно Петр чаще всего отвечает первым, хотя он и не всегда оказывается прав (Мф 16:22-23; 26:33-34). В этом случае он также вслух выражает то, что, очевидно, подумали в этот момент другие бывшие с ним рыбаки.

Начало фразы говорит о нежелании Петра выполнять повеление Христа, причем мы не вправе просто осудить его за это. Действительно, Симон был опытным рыбаком, и он должен был преодолеть несколько серьезных внутренних препятствий – с ними же сталкивается на пути к вере каждый человек – чтобы ответить на призыв Христа.

Во-первых, это усталость. Петр говорит, что смертельно устал и он, и все остальные рыбаки. Те из нас, кто работал в ночную смену, знают, что это самая тяжелая работа, поскольку она полностью нарушает наш природный ритм и изматывает нас вдвойне. Греческое слово, переведенное здесь на русский язык как «трудились», означает очень тяжелую работу. И нам тяжело исполнять повеления Божьи, когда наше тело и душа настойчиво просят об отдыхе. Ссылаясь на усталость, мы не приходим в храм, не читаем вечерние молитвы, и надеемся, что завтра, когда мы выспимся и отдохнем, все будет иначе. Но именно в такие моменты и требуется свободный акт нашей воли, иначе, будучи полностью занятыми неподъемным грузом наших жизненных проблем, мы можем так и не найти времени для Бога. К чести Петра, он не остался в плену своей усталости, продолжив свою фразу: «но по слову Твоему закину сеть». И это – единственно верный ответ, поскольку послушание Христу не может и не должно зависеть от благоприятности внешних условий.

Во-вторых, нам часто мешает наше прошлое. Действительно, слишком велико искушение того, чтобы руководствоваться нашим «богатым житейским» опытом  вместо того, чтобы исполнять то, что говорит нам Бог. Господь повелевает Петру поступить вопреки его многолетнему опыту профессионала-рыболова. Самая лучшая рыбная ловля на Галилейском озере была ночью у берега. Христос же требует от него отплыть на глубину в самый разгар знойного дня. После изматывающей и бесплодной ночи Христос призывает взять свежевымытые сети, опять забросить и вытащить их, то есть снова взяться за тяжелый физический труд. Перед Петром был нелегкий выбор – совершить очевидно бессмысленный поступок или довериться слову Христа. Это урок для каждого из нас – если мы потерпели неудачу, руководствуясь нашими земными представлениями и идеалами, Бог всегда предлагает нам попробовать снова, попробовать по-новому, попробовать вместе с Ним, хотя на первый взгляд это может показаться и совершенно бессмысленным.

Наконец, иногда величайшим препятствием, с которым мы сталкиваемся на нашем духовном пути, становится наш страх – страх показаться неадекватными другим людям, страх неудачи. В нашей стране долгое время христианство представляли как религию необразованных, темных и забитых бабушек. До сих пор можно услышать недоуменные вопросы: «Он ударился в религию, начал ходить в храм? От такого образованного человека я этого не ожидал». Симон должен был совершить свой безрассудный поступок на глазах у большой толпы – толпы, которая тоже жила на берегу озера и неплохо разбиралась в основах рыболовства. Шанс неудачи и испорченной репутации опытного рыбака был очень высок. Поэтому его реакция становится не только личным ответом, но и публичной демонстрацией веры. Очень часто следование за Христом требует и от нас совершения поступков, которые будут восприняты окружающими в лучшем случае с недоумением, а в худшем – с откровенным неприятием. Но наша участь в вечности зависит от того, сумеем ли мы преодолеть эти многочисленные страхи исполнения евангельских заповедей.

Вероятно, Симон забросил сеть, выразив тем самым уважение к просьбе известного учителя. Хотя Христос говорит о «сетях» во множественном числе, в тексте мы видим, что Петр все-таки забросил только одну сеть. Тем самым он проявляет частичное послушание, не желая еще раз понапрасну вымывать все сети. Но даже такое частичное послушание обильно вознаграждается. Результат ошеломляет – улов настолько велик, что сеть начала прорываться и Петр был вынужден призвать своих товарищей из другой лодки. Замечательно, что он повел себя не эгоистически, но разделил с ними чудесно полученное изобилие, показав пример и нам: если Господь дарует нам Свои блага, то мы призваны стать своего рода каналом, по которому они достигнут наших ближних.

Эти слова Петра, просящего Христа уйти, на первый взгляд могут показаться странными. Однако самым впечатляющим и важным в его реакции является то, что он обращает свой взор не на чудесное множество рыбы, но на источник чуда – Христа, и теперь смотрит на Него совершенно по-новому.

Симон Петр уже был свидетелем чудес, которые Христос совершил для других людей, но совсем иное дело – пережить чудо лично. Петр физически прикоснулся к этому чуду, он тащил тяжелые сети и вытаскивал рыбу на берег – и чудо изменило его. Теперь перед ним был не просто Иисус из Назарета, но Христос. До чудесного улова рыбы Петр обращается к Нему как к «наставнику» («эпистата»), но после этого он использует слово «Господи» («Кириос»), которое в Ветхом Завете обычно прилагалось к Богу.

Конечно, Петр не хотел просто избавиться от присутствия Христа; он был глубочайшим образом охвачен чувством своего собственного недостоинства. Настоящее прикосновение к силе и славе Божьей всегда вызывает у человека острое чувство своей собственной греховности. Если мы встречаемся со Христом – в молитве и церковных Таинствах – мы не можем не осознавать того, что эта встреча уже становится для нас судом, обнажающим нашу греховную сущность.

Мы неоднократно встречаем в Священном Писании точно такую же человеческую реакцию на встречу с Богом лицом к лицу. Когда пророк Исайя «увидел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном», он воскликнул: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 6:1.5). Об этом же говорит и Иов: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь [т.е. презираю себя] и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5-6). И в Откровении Иоанна Богослова мы читаем: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (Откр 1:17).

Христос говорит Симону о том, что его страх – это не последняя реакция на происшедшее, это не цель чуда. Петр начинает новую жизнь с новыми обязанностями и новыми отношениями со Христом. Все произошедшее было только прелюдией к тому, чтобы Петр ответил согласием на новый призыв Христа. Теперь он уже был уверен в том, что он может и должен спокойно следовать всему тому, что говорит ему Христос.

Конечно, Симон и его товарищи прекрасно понимали, что такое жизнь ученика. В то время ученики обычно жили вместе с учителем в течение нескольких лет, пытаясь достичь всего того, что знал их наставник, и подражая ему насколько возможно. Это была очень строгая жизнь, действительно требовавшая «оставить все», и Христос приглашает их именно к ней. Однако они начинаю не «с нуля», они уже знают о том, что их положительный ответ, ответ всей жизни – совершенно неразумный в глазах житейской мудрости «мира сего», руководствующейся совершенно другой системой ценностей – не постыдит их, потому что на этом пути они всегда будут со своим Божественным Учителем.

Бог часто побуждает нас поступать по Своей, а не по нашей воле. Когда мы действуем так, как считаем нужным сами, очень часто в душе остается только пустота, подобная пустым сетям галилейских рыбаков. Но есть и другая возможность – положить в основании своей жизни знание воли Божьей и следование Его путями, даже если мы до конца не понимаем, как это изменит нашу жизнь. Пусть это евангельское повествование заставит нас задуматься об искренности нашего следования за Христом и препятствиях, которые мешают нам в этом. Конечно, выход на глубину устрашает своей неизвестностью, но только он может наполнить наше жизненное плаванье благословением Божьим. Христос ожидает ответа, который дал всей своей жизнью Симон Петр, от каждого из нас.


Опубликовано 17.11.2013 | Просмотров: 158 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter