Протоиерей Михаил Браверман. Тайна Рождества в Таинстве Причащения

Рождество

Конец декабря и начало января – Рождественские и новогодние праздники, каникулы, отпуска и распродажи в супер- и гипермаркетах… Помнит ли мир, что начался не просто очередной год, но еще один год от Рождества Христова? И знает ли мир, что то, что произошло два тысячелетия назад, продолжается до сих пор, да так, что мы даже можем стать участниками Рождественских событий?

2000 лет назад в мир, воплотившись от Девы Марии Богородицы и Духа Святого, пришел Сын Божий.  Он, будучи бессмертным по Божеству, как человек принял смерть, чтобы победить ее Воскресением. Восходя в духовное небо, Господь обещал никогда нас не оставлять: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Но где же пребывает Господь и где можем мы Его встретить?

Господь невместимый в целом мире может обитать в сердце человека Своею благодатью. Так и говорит об этом Он Сам: «Вот, стою у двери (конечно, имеется в виду «дверь сердца» — М.Б) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь,  войду  к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк.3:20).

Рождество

И прежде всего, Господь  пребывает в Своей Церкви и открывается в Таинстве Причащения о котором говорит: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Божественная Литургия, на которой совершается Таинство Причащения, являет все что сделал для нас Христос Бог.

Все священная история, все о чем мы читаем в Священном Писании, сконцентрировано во время Литургии в храме, так в разное время службы Престол отображает и Сионскую горницу где проходила Тайная Вечеря на которой Господь установил Таинство Причащения, и гору Голгофу где был установлен Крест, и Гробницу где было погребено тело Спасителя и откуда Он восстал из мертвых, и наконец, Елеонскую гору с которой Господь взошел на небеса.

На Литургии мы вспоминаем всю земную жизнь Христа Спасителя. Начиная от пророчеств о Его служении, до удивительного воспоминания о том, что еще только будет – Втором славном Пришествии. Причем «воспоминание» по отношению к Богу, пребывающему над временем, это не только память о том что было в истории, но живое общение с Ним.

Так в Литургии присутствует прошлое, настоящее и будущее. На Литургии мы участники всего, что сотворил Господь «нас ради человек и нашего ради спасения». Во время службы перед нами проходит все история спасения, причем время Литургии не имеет хронологической линейности, так в первой части Литургии – Проскомидии видится как Рождество Спасителя, так и Его Крестная Смерть.

В Алтаре идет подготовка к дальнейшей службе. Приносятся хлеб и вино, читается пророчество Исайи о добровольных страданиях Богочеловека. Если хлеб дает человеку жизнь, то Господь дарует человеку жизнь вечную. И поэтому Самого Себя Господь называет в Евангелии Хлебом, «Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33). А названия городка, в котором родился сошедший в мир Сын Божий – Вифлеем, переводится как «Дом хлеба».

Хлеб – просфора поставляется на дискос и покрывается звездицей. При этом священник произносит: «И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча». Звездица символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела  волхвов (в греческом тексте «магов») к Богомладенцу. Таким образом, данное действие символизирует Рождество Христово. Это подтверждает извод иконы Рождества Христова на дискосе.  Но звездица имеет форму креста, и грядущая смерть усматривается в самом Рождестве. И Воздух, которым покрываются на Проскомидии дискос с хлебом и Потир – чаша с вином, и который сейчас символизирует пелены,  которыми был повит Богомладенец, затем будут изображать Плащаницу которой обернули снятое с Креста тело. Святитель Григорий Нисский о таинственной связи Рождества и смерти Христовой рассуждает так: «Тщательно вникнувший в таинство, может, сообразнее скажет, что смерть последовала не вследствие рождения, а напротив, рождение воспринято было вследствие смерти». Если мы умираем, потому что рождаемся, то Бессмертный Бог, наоборот, рождается человеком чтобы умереть! И об этом свидетельствует один из даров принесенных волхвами: смирна, которой умащали тела умерших перед погребением.

Христос пришел для всех людей: тех, кто был современником Его земного служения, тех, кто начиная от Адама и Евы ожидал Его пришествия, за всех кто приходил и будет приходить в мир. Но когда в самую удивительную ночь, на окраине Римской империи, в маленьком Вифлееме, в пещере для домашних животных – вертепе, родился Царь мироздания – Христос Бог, то открыто это было совсем немногим: Ангелы славословили Рождество Христово и рассказали об этом чистым сердцем пастухам, мудрые волхвы, которым открыты знамения времен, пришли поклониться Христу.

И сегодня, чтобы встретить Христа Бога в своей жизни необходимо, прежде всего, очищать свое сердце, о чем мы молимся древними словами псалмопевца: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). И еще, требуется осознание, что Литургия – это высший дар и участие в ней выражает высоту нашего призвания – быть детьми Божьими и участниками священной истории. В рождественские дни мы встречаем Христа Бога пришедшего к нам в Рождестве и являющегося в Таинстве Причащения. Когда-то волхвы принесли Христу золото, как дар Царю мира, и ладан, сопровождающий молитву – как дар Богу. Дарам волхвов соответствует золото наших храмов и богослужение в нем совершающееся.

Главная же служба Церкви – Литургия, в Таинстве Причащения являет нам Самого Христа Спасителя, так продолжается тайна Боговоплощения –  Рождества Христова. И предваряют торжественное совершение Литургии слова, которые впервые мир услышал в ночь Рождества Христова, и которые теперь в Алтаре у Престола, воздев руки к небесам, произносит священник: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволения!»


Опубликовано 06.01.2016 | Просмотров: 413 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter