Протоиерей К. Никольский. Слово на новый год.

Протоиерей К. Никольский. Слово на новый год.

Солнце, которое проходит над головами нашими, пища, которую мы принимаем, покой, который вкушаем, каждодневно указывают нам на Высшую Силу, которой жители земли обязаны светом, жизнью и сохранением. Но доколе все идет своим обыкновенным порядком; пока день за днем проходит с совершенным однообразием; пока жизнь наша кажется как бы неподвижною, и ничто не заставляет опасаться какой либо близкой перемены: дотоле благоговейные чувства зависимости от Бога легко забываются.

Большие же обороты времени, хотя совершаются в неизменном порядке, естественно пробуждают впечатления благочестия даже в умах, не привыкших к благоговейному размышлению. Они дают нам возможность заметить, что существование наше на земле непрерывно подвигается к концу своему, равно показывают нам, что здешняя жизнь наша есть состояние непрестанных перемен; потому что каждый наступающей год приносит с собою новые события, и в тоже время, приближает нас к концу всего земного. При таких случаях, нельзя не вспомнить, что есть Высочайшее Существо, Которое держит в руках Своих нить нашего бытия, и отделяет каждому из нас часть её, по своему произволению. Далее известного предела, мы знаем, ничто не в состоянии продлить её: и даже гораздо прежде достижения этого предела может пресечь её невидимая Десница, распростертая над всеми обитателями мира. Тогда невольно воскликнешь с царем пророком: в руке Твоей, о Боже, жребии мои, от Тебя зависит судьба моя. Продолжение моей жизни, и все события, которыми наполнятся последующие дни, всецело в Твоем распоряжении.

Стоя теперь на рубеже двух годов, одного только окончившегося, а другого начинающегося, присмотримся внимательнее к этому уроку времени. Для благоустроенности нашей жизни, вникнем глубже в значение того, что все дни наши в руке Божией.

Коль скоро дни наши в руках Божиих, то очевидно, что они не принадлежат нам самим, как не в нашей власти продолжение жизни, так и события, совершающиеся в течение неё, не в нашем распоряжении и даже неведомы нам. Сколько доказательств этой истины представится нам, если посмотрим хоть на происшествия только прошлого года. Воспоминание тотчас представит нам хлопотливое время, наполненное смесью труда и наслаждений, забот и беспокойств, радостей и печалей. Некоторые, может быть, много говорили и много действовали, составляли обширные планы, и все часы общественной и частной жизни употребляли на выполнение различных предприятий. Позвольте же спросить теперь: много ли событий случилось так, как хотелось и думалось нам? Напротив, не было ли таких, которых мы вовсе не ожидали? Иное, может быть, превзошло наши надежды, а больше не удовлетворило наших желаний, и показало суетность их. Но в чем мы непрестанно убеждались, так это в уверенности, что есть сокровенные колеса, которые невидимым для нас образом вращают делами человеческими, и что тогда, как человек чертил в голове своей пути себе, на деле, Провидение направляло их.

Прошлый год кончился. Все, что принес он с собою, уже принадлежишь к прошедшему, Обратим взоры вдаль – на наступающий год. Что же видим там? Все пусто для глаз, как в туманной дали, покрыто мраком неизвестности. Мы вступили в неведомую страну, где не различить никакого путеводного следа, где с каждым наступающим месяцем открываются новые виды, новые предметы завладевают нашим вниманием: перемены дома и вне его, в общественных и частных делах, могут всецело изменить наше положение. Прежние связи могут разрушиться, образуются новые. Может быть, еще немного остается нам общих дел с этим миром и его отношениями; мы, может быть, уже на рубеже, отделяющем время и вечность, на точке отправления в иную область бытия. Коротко, будущность покрыта для нас непроницаемым мраком. Жизнь и смерть, счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, радость и печаль, лежат в одной нераздельной массе, где наш глаз ничего не может различить сквозь густой мрак неизвестности.

Но если несомненно, что наши жребии не состоят в нашем собственном распоряжении, то по крайней мере утешительно, что они находится в руках Божиих. Да, они в руке Бога, как верховного распорядителя всех событий; еще более, они в руках Бога – Покровителя и Отца.

Жребии наши в руках Бога, как Верховного распорядителя, Который один имеет право и власть устроить все по Своему произволению. Все, что ни случится с нами в этом наступающем и последующих годах нашей жизни, – если только суждено нам видеть последующие года – все предусмотрено и предустроено Богом. Дела человеческие, при первом взгляде па них, представляются в страшном смешении. События мира по видимому сцепляются случайно, подобно волнам морским, вздымающимся и разбивающимся одна об другую, без всякого правила и порядка. Особенно поражают нас порывы прихотей и необузданность страстей. Мы видим, как целые общества, ревниво следя за своими успехами, находятся в непрестанной борьбе между собою, или заняты хитростями политики. Но это не более, как одна поверхность, только наружная сторона вещей, видимая для вас. Высшие намерения, коих следы неуловимы для нас, располагают всем, что совершается в мире. Если мы верим в Бога, Правителя вселенной, то должны верить и тому, что ничего не случается на земле без Его распоряжения. Он, по Своему благоусмотрению, свыше управляет и страстями людей. Их начинания Он устремляет к выполнению Своих определений. Он заставляет человека обращаться к правде Своей и обуздывает, когда находит нужным, остаток злобы. По Его мановению являются все поколения людей. Когда наступает их время, они являются на свет и действуют до определенного часа. Коль скоро пробьет час их, Он изменяет их вид, и удаляет их. Настало и наше время, после того, как наши предшественники уступили свое место, и сами обратились в прах. Теперь можете действовать свободно, не стесняясь ни в выборе, ни в пожеланиях. Но в тоже время помните, что нет дня в нашей жизни, нет события в этот день, не предусмотренного Богом. Это сцепление обстоятельств, столь темное и запутанное для нас, все свет и порядок пред лицом Его. Он видит от начала до конца, и каждой вещи указывает надлежащее время и место.

Наши же дни бесконечно в руке Его. Кстати заметить, что они не в руках врагов наших, и даже не в руках друзей наших. Нe во власти человека сократить или продлить нашу жизнь далее предела, назначенного Богом. Пусть наши враги устремляются на нас со всем лукавством или насилием; пусть друзья наши усугубляют свои заботы и попечения о сбережении нашего здоровья и охране нашей безопасности, но как те, так и другие могут сделать только то, что попустит Бог. Их старания служат выполнению Его намерений, и никогда не преступят установленных невидимых граней. Всем усилиям, всем деятелям человеческим Он говорит: доселе ты можешь идти, и никак далее.

Заметим еще, что дни наши в руках Божиих, не Всемогущего только распорядителя, но вместе милостивого Покровителя в Отца. Не подумайте, чтоб из рода в род, из века в век, Бог забавлялся жизнью преемственных поколений людей, или по какой прихоти самовластия вызывал их на свет и уничтожал. Нет, если мы хоть сколько-то имеем доверия к общему смыслу человечества, или, как христиане, верим откровенному Слову Божию, то имеем полное основание верить, что делами человеческими управляет бесконечная премудрость и безграничная благость. Советы Всемогущего действительно слишком глубоки, чтоб их мог проникнуть и исчерпать наш ограниченный разум. Нам часто может казаться, что путь Его на мори, и стези Его на водах многих, тогда как все пути Его суть милость и истина. Кто, по благости существа Своего, сотворил мир для нашего жилища? Кто так богато наделил его всем для удовлетворения нашим потребностям, и благоволил даже так великолепно украсить его для услаждения наших взоров? Кто, с самой минуты вступления нашего в мир, окружал нас столь многими и различными милостями, Тот всеконечно не может находить удовольствия в умножении наших страданий и скорбей. Он знает наш состав, помнит, что мы прах; и смотрит на бренного человека, мы можем быть в том уверены, с такою же нежностью, как отец милует детей своих. Ему одному мы можем спокойно и без страха вверить себя и попечение о нашей пользе и безопасности; ибо Он Владыка всех событий, и Ему одному ведомо от века как время вступления нашего в мир, так удаления из него.

Все, даже неведение нашей участи в продолжение жизни, на что мы нередко жалуемся, служит для нас доказательством великой благости Божией к нам. Будущность сокрыта от нас потому, что прозрение в нее было бы или слишком тягостно, или слишком опасно для нас. С одной стороны при виде угрожающих зол опустились бы наши руки, упал бы наш дух; с другой блестящие успехи в будущем возродили бы в нас не менее гибельное высокоумие. Покрывало, скрывающее от наших взоров события этого и последующих годов, распростерто любящею Рукою. В этой Руке все дни наши, и мы можем только радоваться, что она хранит их в сокровенности от нас. Мы не можем идти против распоряжений Всевышнего, а должны покоряться Его всемогущей воле. Еще более, мы с радостью можем возложить всю надежду на Его покровительство, потому что только под сенью Его мы в совершенной безопасности.

В руку Твоею жребии мои: количество дней наших и качество их равно неведомы нам и не зависят от нас. Они в руках верховного Правителя и Владыки вселенной; ими располагает Покровитель и Отец всех людей. Теперь рассмотрим особенные обязанности, вытекающие отсюда и выражающиеся вообще в покорности и уповании.

Так как мы не можем назначить себе числа дней наших, и будущие события нам неизвестны, то прежде всего будем воздерживаться от пустой пытливости узнавать будущее. Мудрая предусмотрительность позволительна нам; но не станем простирать своих гаданий далее надлежащих пределов. Предоставим Богу устроение событий в порядке, какой угоден Ему, не усиливаясь проникнуть в то, что сокрыто по премудрым намерениям Его. Предвидение будущих зол не совместно с нашей слабостью, оно очень часто было бы для нас пагубным даром, поражающим нас ужасом.

Самая обыкновенная наклонность у людей украшать свою будущность, в уверенности, что она принесет с собою исполнения всех желаний их. В особенности юность, на крыльях своего воображения и своих пламенных надежд, уносится далеко в мечтах о счастье, с доверчивостью рассчитывая на свои связи, друзей и мудрость своих планов. Увы! Как часто засыпаются в прах эти сладкие мечты счастья! Тогда как многие говорят в глубине сердца: завтра будет, как сегодня, и еще изобильнее, опыт заставляешь припомнить им слова мудрости: не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что принесет с собою наступающий день (Притч 27:1) Мы вовсе не хотим утверждать, будто в лежащей пред нами неведомой будущности скрываются одни бедствия. Дай Бог, чтоб наступающий год протек для всех нас счастливо и тихо! Но доступная для нас предусмотрительность заставляет принять за несомненное, что и этот год, подобно многим прошедшим, для больший части из нас будет исполнен и удовольствиями, и беспокойствами. Чего будет в нем больше? Воспоминание о нем станет ли наполнять сердца наши радостью или скорбью? Эго известно только Тому, в руках Кого дни наши. Наша мудрость заключается в том, чтоб быть готовыми ко всему, что ни принесет с собою новый год: благодеяния принимать с благодарностью, несчастия встречать мужественно, а главное, то и другое направлять к великой цели бытия, к нашему возрастанию в добре и достижению вечных наград.

Другое важное наставление, естественно вытекающее из того, что дни наши не в наших собственных руках, заключается в том, чтобы не забавляться по-детски тем, что не в вашей власти продолжить, а поспешать неустанно трудиться, как свойственно людям мудрым; не откладывать до завтра того, что можно сделать сегодня.

При всей неизвестности ожидающих нас событий, одно можно принять за верное. Из числа всех находящихся в сем собрании и встретивших начало года, некоторые не увидят конца его. Вы, или я, должны будем перейти к отцам нашим прежде, чем наступивший год совершит свое течение, это известно одному только Богу. Наши дни в руках Его! — Но более, нежели вероятно, что этот жребий для некоторых из нас неизбежен. Если можно было указать месяц или день, когда произойдет с нами эта перемена, с какою заботливостию мы постарались бы привести в порядок дела семьи своей, с каким тщанием стали бы готовиться предстать пред взором Создателя своего! Не с большим ли старанием надобно приготовляться, когда нам вовсе неизвестен этот роковой час? Будем же ходить осмотрительно, и станем дорожить временем (Еф 5: 15-16). Вместо того, чтоб продаваться пустым и излишним заботам, которые только обременяют или даже сокращают жизнь, как разумные создания и христиане, будем помнить, что у нас есть гораздо важнейшие интересы. Начало каждого года должно приносить торжественное уверение, с каким безрассудством мы пренебрегали назидательными уроками прошедших лет, представляет нашему взору худо проведенное время, и подобно руке, явившейся на стене во дни Валтасара, четко пишет против нас: «человек, дни твои сочтены; ты взвешен на весах, и оказался легким; позаботься, чтоб теперь не было отнято у тебя царство твое».

// Христианское чтение. – 1869. – № 1. – С. 3-16


Опубликовано 03.01.2014 | Просмотров: 163 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter