Протоиерей Димитрий Юревич: «Цель библейских исследований — пребывание со Христом»

Протоиерей Димитрий Юревич: "Цель библейских исследований — пребывание со Христом"

— Каковы особенности обучения на библейском отделении магистратуры по сравнению с другими отделениями духовной академии Северной столицы?

— В духовной академии имеется четыре отделения магистратуры: богословское, библейское, церковно-историческое и церковно-практическое. Особенностью библейского отделения является, прежде всего, содержание преподаваемых предметов — все они так или иначе связаны с изучением Священного Писания. Их можно разделить на вспомогательные и основные.

К вспомогательным относятся древние и новые языки, необходимые для чтения библейского текста в оригинале и изучения современной иностранной литературы, сведения о библейских книгах и принципах их толкования (исагогика и герменевтика), изучение исторического и археологического контекста тех времен, когда происходили библейские события (история древнего востока и библейская археология), учет особенностей и разночтений дошедших до нас библейских рукописей (библейские текстология и палеография). Также изучается традиция толкования Танаха (Священного Писания Ветхого Завета) в средневековом иудаизме и история русской православной библеистики. В отдельный блок выделены литература межзаветного периода и кумранские рукописи, которые способствуют пониманию исторического и религиозного контекста новозаветных событий.

Основные предметы связаны с изучением содержания библейского текста. Прежде всего — это экзегеза, т. е. последовательное толкование книг Священного Писания. Поскольку за два года обучения невозможно изучить все библейские книги, то студентам предлагается несколько курсов толкования отдельных книг — синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна, книги Деяний, соборных посланий, посланий св. ап. Павла, книги Откровения, отдельных текстов Пятикнижия, пророческих и учительных книг. Это знакомит студентов с наиболее значимыми библейскими текстами, а также позволяет овладеть экзегетическими методами и в дальнейшем избежать фобии самостоятельного толкования библейских книг и текстов, когда в этом возникнет необходимость.

В нескольких курсах содержание Священного Писания изучается тематически, анализируется, как те или иные богословские идеи все более подробно раскрывались с течением времени в Ветхом Завете, а также формулируется их содержание в Новом Завете. Этому посвящен курс библейского богословия, а также спецкурсы — экзегетика мессианских текстов Ветхого Завета и антропология св. ап. Павла.

Однако содержанием предметов не исчерпываются особенности обучения на библейском отделении. Мы стремимся к тому, чтобы студенты совместно работали над каким-то проектом, который их объединит и сможет ввести в их повседневное общение повод к обсуждению на библейские темы. На протяжении четырех последних лет такими проектами, в рамках которых студенты занимались научно-исследовательской работой, была совместная подготовка мультимедийных дисков по библейской археологии.

За это время были подготовлены и выпущены два диска (по Святой Земле и Малой Азии), подготовлен и готовится к изданию третий диск (посвященный Иордании). В качестве отправной точки для проектов были взяты фото- и видеоматериалы, отснятые преподавателями нашей кафедры во время археологических поездок в указанные регионы, совершаемых регулярно с 2007 года. Каждый студент получил задание подготовить по современным археологическим энциклопедиям на английском языке описание какого-то одного археологического объекта, а также отобрать из огромной коллекции наших фото- и видеофайлов наиболее подходящие. Затем началась коллективная работа: каждый студент получил на проверку материалы, подготовленные двумя-тремя своими сокурсниками. Во время семинаров по библейской археологии проходила подобная работа по взаимной корректуре и апробации представленных материалов.

После издания дисков студенты не только получили авторские экземпляры, но и осознали, что в период обучения в магистратуре их научно-исследовательская работа принесла практическую пользу — ведь эти диски представляют собой мультимедийные учебные пособия и предназначены для последующих поколений студентов магистратуры (могут быть использованы также и в бакалавриате).

Кроме того, отдельные студенты (как очного, так и заочного отделений), у которых тема магистерской диссертации связана с археологической тематикой, получили возможность поехать вместе с преподавателями в археологические экспедиции. В результате значительно повысилось качество магистерских работ в этой сфере — ведь невозможно заниматься библейской археологией, не ознакомившись на месте с результатами раскопок, не поняв, как соотносятся описания объектов в монографиях и справочниках с тем, что можно увидеть на месте.

Начиная со следующего учебного года тематика таких проектов по НИРС (научно-исследовательской работе студентов) будет экзегетической. 31 мая этого года в Московской духовной академии прошел семинар, посвященный созданию учебной Библии, на котором была высказана озабоченность отсутствием современного учебно-справочного комментария для студентов бакалавриата. Студенты магистратуры вполне способны начать работу над отдельными стихами какой-нибудь конкретной библейской книги с тем, чтобы предложить черновой вариант подобного коллективного комментария. Конечно, как и в случае с библейско-археологическим проектом, студенческие тексты будут впоследствии дорабатываться преподавателями кафедры.

— Как соотносится научно-исследовательская работа студентов, о которой вы рассказали, с написанием ими магистерской диссертации? Не является ли она лишь дополнительной обузой, ведь не у всех тема магистерской связана с тематикой НИРС?

— Кроме научно-исследовательской работы студентам в течение двух лет обучения предлагается множество других заданий по разным предметам. Так что эта нагрузка является частью процесса обучения в магистратуре. Объемы текстов по НИРС невелики, определенная часть работы проходит совместно во время семинаров, т. е. в учебное время. Польза от НИРС не только в том, что студенты видят практический результат своих трудов. Наша задача — с помощью этого и других проектов возогреть в студенческих сердцах интерес к чтению и изучению Слова Божия. При наличии такого интереса и отношение к написанию магистерской работы у студентов меняется — они занимаются этим с интересом, с удвоенной энергией. Данную ситуацию лучше всего описывают евангельские слова: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13:12). Можно сравнить студента со спортсменом, который, ради победы, не только не уменьшает своих нагрузок, а наоборот, старается увеличить тренировки, чтобы постоянно держать себя в хорошей форме.

Могу отметить, что уровень магистерских работ, представленных в этом году, значительно возрос. По содержанию было несколько блестящих диссертаций (еще несколько лет назад, до включения в болонский процесс, они были бы «на ура» защищены в качестве кандидатских). Подробная проработка материала подтолкнула некоторых диссертантов выйти далеко за требуемый объем работ в 120 страниц — их диссертации насчитывали почти 200 страниц, причем это не было пустым или искусственным «раздуванием» текста, а было обусловлено логикой работы.

— На библейском отделении магистратуры Московской духовной академии с уходящего учебного года введено трехлетнее обучение вместо двухлетнего. Первый год полностью посвящен изучению древних языков. Не планируете ли вы последовать примеру московских коллег?

— Изучение языков, на которых был написан библейский текст (древневрейского, арамейского, древнегреческого) является необходимым условием для занятий библейскими исследованиями. Смею утверждать — и это не только мое мнение, — что за последние 3-4 года качественный уровень изучения языков на библейском отделении магистратуры Санкт-Петербургской академии резко повысился. Были приглашены преподаватели, хорошо знающие свой предмет и умеющие передать знания студентам, а студенты были разбиты на подгруппы разного уровня, в зависимости от способности и прилежания в изучении языка.

Однако введение третьего года обучения для нас пока что невозможно, поскольку это решение зависит не от академии, а от Учебного комитета. Мы предлагаем альтернативный вариант улучшения уровня языковой подготовки в рамках двухлетней программы магистратуры. Уже в начале ближайшего учебного года у студентов библейского отделения пройдет двухнедельный интенсив по методу «погружения» по древнеевнейскому языку, а затем — аналогичный двухнедельный интенсив по древнегреческому. Регулярные занятия по всем предметам на библейском отделении начнутся с октября месяца.

Это позволит студентам не только приобрести достаточный для экзегезы уровень знаний по древнееврейскому, но и подтянуть древнегреческий — в том числе студентам из тех региональных семинарий, в которых уровень преподавания языков не соответствует требованиям библейского отделения. Тем самым это дает дополнительный шанс таким студентам для поступления в нашу магистратуру (при условии их хорошей успеваемости по другим дисциплинам, конечно). К тому же месячный интенсив не будет столь долгим, чтобы студенты, занимаясь рутинной работой по изучению языка, совсем утратили вдохновение к изучению библейских предметов.

— Как быть в этой ситуации со студентами заочного отделения? Самостоятельно изучать языки сложно.

— Некоторое время назад вопрос относительно владения древними и новыми языками встал не только в отношении учебного процесса в магистратуре, но и в связи с организацией аспирантуры и последующих защит в духовной академии кандидатских работ по новым стандартам, полностью соответствующим требованиям ВАК РФ. Тогда мне и моим коллегам довелось беседовать со многими уважаемыми и известными профессорами светских вузов, большинство из которых сходилось во мнении, что невозможно задать одинаковый уровень знания языков для всех исследователей. Наоборот, область исследований и конкретная тема выдвигают конкретные требования к уровню владения языками.

Поэтому мы ориентируем студентов заочного сектора магистратуры библейского отделения на написание магистерских диссертаций по таким темам, которые соответствуют их филологической подготовке. Т. е. данный вопрос решается в индивидуальном порядке, хотя студенты-заочники, как и студенты очного отделения, изучают и древнееврейский, и древнегреческий языки. Например, в прошедшем учебном году к нам поступил студент, блестяще владеющий древнееврейским и древнегреческим — он выбрал себе тему по экзегезе Нового Завета, хотя без труда справился бы и с ветхозаветной тематикой. Для тех заочников, кому тяжело дается изучение древнееврейского, рекомендуются темы по Священному Писанию Нового Завета, библейской археологии, истории русской библеистики.

— Кем станут выпускники библейского отделения? В обществе и Церкви пока не наблюдается всплеска интереса к изучению Библии…

— Я позволю себе не согласиться с этими ставшими уже стандартными воздыханиями о том, что в Церкви нет интереса к изучению Библии. Мы наблюдаем действительно значительное по своим масштабам религиозное возрождение в Русской Православной Церкви, и оно неизбежно вызывает у верующих стремление к познанию не только богословия, но и Священного Писания, ведь второе является источником для первого. О том, что в действительности имеется интерес к библейской тематике, можно судить по достаточно большому числу публикаций такого рода в популярных, рассчитанных на широкий книг читателей православных журналах, таких как «Фома», «Нескучный сад» и, конечно же, в интернете.

Важно, чтобы занятия библеистикой в магистратуре на высоком, научном уровне не привели к появлению исключительно кабинетных ученых, занимающихся «наукой ради науки», ориентированных только на узкий круг специалистов. Мы приучаем наших студентов, чтобы они не боялись популяризации своих знаний и результатов своих исследований, чтобы умели перекинуть мостик между научными занятиями и церковной жизнью, чтобы результаты их деятельности приносили пользу Церкви. Например, после подачи магистерских диссертаций все студенты получили задание написать статью по итогам своей работы длясайта кафедры библеистики. Несколько позже, после прохождения корректуры, статьи будут опубликованы на указанном сайте.

Вообще, неправильно резко разделять научную деятельность православного исследователя и церковную жизнь. Не сомневаюсь, что многие из наших выпускников магистратуры (возможно даже все) станут священнослужителями. Объем знаний по толкованию Писания, приобретенный в годы учебы, позволит им писать статьи в церковные научные и научно-популярные журналы, преподавать в духовных академиях, семинариях, на кафедрах теологии в светских вузах, читать лекции в просветительских центрах. Многие из них планируют поступить в аспирантуру, чтобы продолжить свои научные исследования.

Но все эти виды активности свидетельствуют лишь о внешней стороне изучения Священного Писания нашими выпускниками. Основная и главная цель изучения Слова Божия — пребывание со Христом, участие в вечной жизни, которую Он дает Нам: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его», — указывает цель написания своего Евангелия св. ап. Иоанн Богослов, небесный покровитель нашей духовной академии (Ин 20:31). Если выпускники нашей академии станут причастниками Слова Жизни, то смогут приобщить к этому животворящему источнику и множество других людей, даже если это будет происходить различными путями.

Интервью о библейском отделении магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии с заведующим кафедрой библеистики СПбПДА, проректором по научно-богословской работе протоиереем Димитрием Юревичем. 


Опубликовано 18.06.2013 | Просмотров: 246 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter