Протоиерей Александр Глебов: перед лицом неизбежности.

Протоиерей Александр Глебов: перед лицом неизбежности.

Богатство или бедность человеческая никогда не определяли жизненной ориентации человека. Главное – где твоя мысль, в чем ты полагаешь свое сокровище, где твое сердце. С нашей житейской точки зрения безумный богач из притчи – вполне разумный человек, своим трудом, своим отношением к его плодам обеспечивший себя на многие годы. Но вот только они для него не наступили – он умер, и вся его человеческая мудрость мгновенно обернулась безумием. И это массовое безумие у нас сегодня перед глазами. Люди трудятся в поте лица лишь ради того, чтобы обеспечить свой завтрашний день, порой абсолютно забывая о том, что для кого-то он уже не настанет, и что с каждым из нас в свое время непременно произойдет.


Сегодня мы слышали притчу о безумном богаче, и каждый из нас, в меру своего жизненного опыта должен сделать из этой притчи соответствующие выводы. Выводу, который напрашивается сам собой, сопутствует недоумение. Почему же столь жестоко было сказано этому человеку: «вот в эту ночь ты умрешь». За что? За то, что он собрал богатый урожай? За то, что он сохранил этот урожай, а не оставил его гнить на земле? Наверное, сложно представить, чтобы Господь представил нам домовитого и трудолюбивого человека в столь осуждающем виде. Но вот и другие слова: «ешь, пей, веселись». Вы знаете, впервые эти слова прозвучали не в этой притче, они проходили через жизнь очень многих людей, многих поколений и определенная часть общества всегда считала, что жизнь – это время отведенное человеку для веселья. Многие веселье отождествляли и отождествляют со счастьем: поэтому если хочешь быть счастлив, то ешь, пей, веселись. Ну а что же слово Божие? Оно что, совсем отстраняет нас от человеческого счастья? От радостей земных? Оно возбраняет нам что-то принимать от яств? Нет. Но Господь говорит в этой притче, что веселье не может и не должно являться средоточием человеческой жизни. Да, радость, счастье, веселие – все это сопутствует человеческой жизни, как, кстати, ей неизбежно сопутствует и скорбь. Человек вкушает и пьет от того, что произрастает на земле, или что земля низводит из своих недр и это – способ выживания человека, необходимое условие его существования, но это не есть цель жизни человека на земле.

Второе, что невольно приходит в голову при прочтении этой притчи – это как отнесся человек к богатству, которое дал ему Господь. Ведь совершенно понятно, что если в свое время Господь не пошлет дождь или солнце, то паши хоть до изнеможения – у тебя ничего не вырастет, кроме кровавых мозолей на руках от бесполезного и тяжелого труда. Ну и что, как он отреагировал на этот дар Божий? Но можно же было продумать, что при таком благоприятном стечении обстоятельств, когда у меня полные закрома, когда не надо изнурять себя трудом и думать о том, что есть завтра, это изобилие может помочь тем людям, лишенным подобного благословения. Но ведь ничего подобного даже в голове у него не мелькнуло, он сказал: «я сломаю старые амбары, я построю новые, более обширные, и много у меня добра на многие годы» – и вот это вот Господь осуждает. На примере этого человека Спаситель показывает, что человек не может жить только для себя – нет, жить то он, конечно, может, живут люди, и неплохо живут и, извините, чихать они на всех хотели, своя рубаха ближе к телу, но вот только слово Божие нам свидетельствует, что если ты хочешь достойно прожить здесь на земле, и если ты надеешься на жизнь будущего века, то ты не должен так поступать! Человек не может только потреблять – он должен что-то отдавать.

Господь сотворил человека как своего помощника, как своего соработника в благоустройстве этого мира и потому наградил его различными талантами. Если дал тебе Господь чувство прекрасного, если дал Он тебе талант художника – так помогай Творцу в украшении этого мира. Если дал тебе Господь мощный интеллект – так совершенствуй этот мир. Если Он дал тебе богатство или, как сказано в этой притче, богатый урожай, то тогда распространяй это благо вокруг себя, являя милость Господню и его щедроты людям. Конечно, когда вы выйдете из этих стен, я имею в виду студентов Духовных школ и станете служить на приходах, может быть не на очень богатых, и подобным образом, станете пояснять эту притчу, то подойдет к вам после службы пенсионерка и скажет: «Батюшка, зайдите ко мне, откройте мой холодильник, если он вообще у меня есть, и посмотрите, какие там запасы и на какие годы вы найдете». Но дело-то вот в чем – неважно у кого, что есть. Богатство или бедность человеческая никогда не определяли жизненной ориентации человека. Главное – где твоя мысль, в чем ты полагаешь свое сокровище, где твое сердце.

И вот о чем еще важно сказать: притча называется «О безумном богаче» и безумным его называет Господь, хотя с нашей житейской точки зрения это вполне разумный человек, который своим трудом, своим отношением к его плодам обеспечил себя на многие, многие годы. Но вот только эти многие, многие годы для него не наступили – он умер, и вот, вся его человеческая мудрость, она мгновенно обернулась безумием. Он все свои труды, все свои таланты, время, здоровье, всю свою жизнь положил на то, чем он не успел воспользоваться, а вот то, что ему действительно казалось необходимым, он об этом даже не подумал. Это массовое безумие у нас у всех сегодня перед глазами. Когда люди трудятся в поте лица своего, вертятся ради того, чтобы обеспечить свой завтрашний день, который для кого-то и не настанет. Ведь, каждый из нас знает, прекрасно знает, что умрет. Большинство понимают, что смерть – это не конец, что они будут и дальше жить. И вот, заботясь об этом завтрашнем дне, они часто абсолютно забывают о том, что с каждым из нас в свое время непременно произойдет. И на мой взгляд, в этом напоминании и заключается основной смысл той притчи, которую предлагает нам сегодня Церковь в качестве назидания. Аминь.


 Проповедь преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерея Александра Глебова, произнесенная 1 декабря 2013 года в Иоанно-Богословском академическом храме на Божественной литургии.


Опубликовано 02.12.2013 | Просмотров: 146 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter