Протодиакон Константин Маркович. «Тебе покланяться, Солнцу Правды…»

Протодиакон Константин Маркович. «Тебе покланяться, Солнцу Правды…»

Христиане всего мира в течение многих веков празднуют торжество Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа 25 декабря[1]. Однако в наше время существует расхожий антихристианский пропагандистский штамп, будто бы Рождество возникло «ок. 4 тыс лет назад», и происходит от языческого праздника в честь бога солнца, существовавшего в древнем Риме, куда, в свою очередь, был принесен из Персии. А Церковь, якобы, чтобы отучить людей поклонения языческого культа изобрела свой, христианский, праздник и «заменила» им прежний. Дата 25 декабря не имеет никакого отношения к реальному событию рождения Иисуса из Назарета. Рождество – это праздник, основанный на исторической фальсификации.

Так ли это на самом деле?

О рождении Иисуса в Вифлееме повествуют Евангелия от Матфея и от Луки. Ни в одном из них не указана точная дата рождения Спасителя. В разное время экзегеты пытались хотя бы приблизительно вычислить день рождения, исходя из его взаимосвязи с другими событиями – Благовещением Пресвятой Девы Марии или явления ангела Захарии, отцу Иоанна Предтечи. Но эти предположения были заведомо неубедительны из-за невозможности установить точные календарные даты и этих событий. Так, например, св. Иоанн Златоуст полагал, что явление ангела Захарии было в сентябре, в день Очищения (Йом-Кипур), ошибочно называя его праздником Кущей[2]. В этот день первосвященник один раз в год входил в Святая Святых Иерусалимского Храма. Но Златоуст приписывает Захарии служение, которое принадлежало исключительно первосвященнику. А Захария был только священником «из Авиевой чреды» (Лк 1:5).  Некоторые детали евангельской истории косвенно указывают на то, что Христос был рожден не зимой, в декабре, а в иное – теплое время года. Евангелист Лука повествуют, что, прибыв в Вифлеем, Иосиф и Мария не смогли остановиться в гостинице и вынуждены были провести ночь в пустовавшем помещении для скота, где и родился Христос. В ту же ночь явился ангел и возвестил о рождении Спасителя мира пастухам, которые в окрестностях Вифлеема пасли стада. Но в декабре в окрестностях Иерусалима наступает сезон дождей, ночи бывают сырыми и холодными – скот в это время по ночам держали под кровом.

Древние христиане обычно не отмечали дней рождения. «Только дурной человек, любящий тварные блага, – писал Ориген – справляет день рождения.  <…> Мы нигде в Писании не нашли, чтобы день рождения отмечался праведником». Однако в греко-римском мире было принято отмечать память рождения императоров, народных героев и, вообще,  выдающихся людей. Причем,  необязательно в те дни, когда они действительно родились. Так, рождение великого Платона отмечали в праздник Аполлона.  Поэтому  и некоторые раннехристианские писатели задавались целью выяснить дату рождения Христа. Климент Александрийский писал: «Некоторые из историков указывают не только год, но и день рождения Спасите­ля, утверждая, что он родился на 28-м году царствования Августа в 25-й день месяца Пахона (соответствует мартуапрелю) <…> Иные из них говорят, что он родился 24-го или 25-го дня месяца Фармуфи (февральмарт)». В сочинении, приписываемом св. Киприану Карфагенскому,  «De Pascha Computus» (243 г.) утверждается, что истинная дата рождения Спасителя – 28 марта.

В  III  в. в Египте был установлен праздник Богоявления (Θεοφάνια) называвшийся еще Явлением (Επιφάνια) (6 января). Этот праздник включал в себя воспоминания рождения Христа, поклонение волхвов, Крещение и первое чудо в Кане Галилейской. Оттуда в  III-IV вв. он распространился по всему христианскому миру, в том числе и на Западе.

Традиция отмечать Рождество Христово 25 декабря появилась на Западе на рубеже III-IV  вв. В Риме Рождество стали праздновать не позже 354 г. В течение IV-V вв. этот праздник распространился в Восточных Церквах (за исключением Армении). Таким образом, Восток и Запад «обменялись» двумя великими церковными праздниками.

До  IV в. в Риме с 17 по 24 декабря языческое население праздновало древний праздник Сатурналии в честь бога Сатурна, отца Юпитера. 25 декабря отмечался праздник в честь рождения бога «Непобедимое Солнце» (Sol Invictus) прототипом   которого, возможно, был древнеперсидский бог солнца Митра. Культ в честь Непобедимого Солнца был введен в 274 г. по Р. Х. императором Аврелианом, объявившего его верховным богом в римском пантеоне. Аврелиан выбрал  день 25 декабря, потому что в календаре, введенном в 45 г. до Р. Х. императором Юлием Цезарем в Римской империи это был день зимнего солнцестояния. Начиная с 25 декабря, длительность светового дня увеличивалась. Поэтому этот день приобрел символическое значение. Однако совпадение дат языческого Dies Natalis Solis Invicti и христианского Рождества следует считать скорее случайным совпадением, нежели намеренной  «заменой» языческого праздника христианским. Пастыри церкви призывали народ избегать участия в языческих праздниках. А смешение языческих и христианских культовых форм могло представлять  опасность превращение христианского богослужения в синкретический культ.

Подлинной причиной установления праздника Рождества Христова следует считать борьбу с арианством. Ариане отрицали Божественную природу Иисуса Христа, соответственно отрицали и Боговоплощение, утверждая, что Мария родила обычного человека. Этот тезис, спустя сто лет, повторил Несторий. Церковное торжество, во время которого читается Евангелие о тайне чудесного рождения Пречистой Девой Богомладенца Христа, произносится поучение о Его Богочеловечестве, воспевается в молитвословиях Божественная любовь к человечеству, ради которой «Слово стало Плотью», давало возможность запечатлеть истину в умах и сердцах церковного народа. На 352-366 годы – время правления  папы св. Ливерия  – приходится разгар арианской смуты в Риме, и не случайно именно в эти годы Рождество здесь становится общераспространенным торжеством. В 379 (380) г. св. Григорий Богослов впервые праздновал Рождество Христово (хотя называл его также и Богоявлением) со своей паствой в Константинополе, в маленькой церкви Анастасии. В столице, наводненной еретиками, она была единственным местом, где молились исповедники православия. «Ныне праздник Богоявления, или Рождества: ибо он называется и так, и иначе, причем два названия относятся к одной реальности. Ибо Бог явился людям через рождение  ≤…≥ это празднуем мы сегодня – пришествие Бога к людям, чтобы нам переселиться к Богу, или, точнее сказать, возвратиться, чтобы нам отложить ветхого человека и облечься в нового, и чтобы, как мы умерли во Адаме, так нам и ожить во Христе» – поучал паству святитель. В это же время Рождество стали праздновать в Каппадокии, а в 386 г. в Антиохии. В Иерусалиме праздник Рождества появился не ранее конца IV- начала V вв. В  монастырях Египта, по свидетельству прп. Иоанна Кассиана Римлянина, в 20-ых годах V в. рождение и крещение Спасителя праздновали одновременно в день Богоявления.  В Александрии Рождество праздновали во время правления св. Кирилла Александрийского.

Символическое значение день 25 декабря имел не только для язычников, но и для христиан. Пророк Малахия говорил о грядущем Мессии: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал 4:2.). Вполне логично, что в астрономический день «рождения солнца» христиане стали праздновать рождество Солнца Правды. Кроме того в то время существовала иная теория, связанная с символическими датами зачатия, рождения и крестной смерти Спасителя. В античном мире считали, что великие исторические личности должны были прожить полное количество лет и умереть или в день рождения, или, когда речь идет об Иисусе Христе, в деньтЕго зачатия – день начала тайны Боговоплощения. Неполное количество лет жизни символизировало несовершенство человека.  В частности, блаж. Августин считал, что предписание Закона Моисеева, запрещающее варить козленка в молоке матери его, (Исх 23:19;   Исх 34:26; Втор 14: 21) аллегорически изображает смерть Христа в день его зачатия. «… Cчитается, что Он был зачат и претерпел страдания за восемь дней до апрельских календ», т. е. 25 марта. С этим верованием, возможна, связана дата праздника  Благовещения Пресвятой Богородицы.  Соответственно, по логике Августина, родился Христос за «за восемь дней до январских календ», т. е. 25 декабря.

Символизм вообще свойственен сфере религии. Поэтому совпадение древнеримского праздника в честь Непобедимого Солнца и христианского торжества Рождества Спасителя объясняется только тем фактом, что и в язычестве, и в христианстве день зимнего солнцестояния имел символическое значение.  Однако подлинной причиной установления праздника Рождества Христова и распространения его по всему христианскому миру следует считать эволюцию церковного вероучения, выраженную в постепенной формулировке догматов о единосущии Лиц Святой Троицы и Богочеловечестве Иисуса Христа, Спасителя мира. Священное предание Христианской Церкви двуедино – это керигма и литургия, учение и богослужение. Поэтому причины появления тех или иных богослужебных обычаев и празднований, прежде всего, связаны с историей развития догматики и вероучения.


[1] По григорианскому и юлианскому календарям. Исключение составляет Армянская Апостольская Церковь, которая празднует Рождество Христово одновременно с Крещением (Богоявление) 6 января по григорианскому календарю.

[2] Беседа на день Рождества Христова. На Востоке этот  день не был широко известен, сведения о нем приносили паломники и путешественники с Запада.


Опубликовано 06.01.2016 | Просмотров: 174 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter