Приветственное слово епископа Гатчинского Амвросия участникам III Международной научно-богословской конференции

Вступительное слово епископа Гатчинского Амвросия на торжественном акте

Дорогие участники и гости конференции!

Сердечно приветствую всех, кто приехал разделить вместе с нами радость отмечаемых событий. Одно из них – это 65-летний юбилей возрождения Ленинградских духовных школ в 1946 г. В это время под руководством одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX века – митрополита Григория (Чукова) – произошло то, что, по сути, сохранило богословскую и пастырскую науку в нашей стране. Нам сейчас трудно понять, скольких трудов и сил стоило возобновление деятельности церковного вуза в условиях жесткой антирелигиозной неприязни. Но сегодня мы можем и должны осознать, к каким результатам привел этот смелый и ответственный шаг. 65 лет – это не очень много, но и не так мало. За этот период произошло много важных событий, и, несмотря на различные трудности и проблемы, академия шла по пути своего призвания.

Проводимая в эти дни III Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы богословских исследований», как и ряд других научных мероприятий, является очередным свидетельством того, что Санкт-Петербургская духовная академия стремится органично раскрыть свой исследовательский потенциал, когда труды в теоретической сфере проводятся с прицелом на то, чтобы принести пользу и быть востребованными в церковной жизни. За ценной для нас возможностью собраться вместе и обсудить важнейшие темы, связанные с фундаментальными вопросами нашей веры и жизни, стоят люди, давшие нашей школе способность жить и развиваться. Отрадно, что данная конференция собрала множество ученых, ведущих профессоров духовных академий и семинарий, богословских и гуманитарных вузов, специалистов, занимающихся актуальными вопросами в области богословия, библеистики, религиозной философии, библейской археологии, церковной истории и прочих дисциплин.

Конференция преследовала цель как можно большего охвата тем и направлений исследований, поэтому была разделена на две сессии. С 29 сентября по 2 октября проходила первая сессия на тему «Модели диаконического образования в Западной и Восточной Европе». В обсуждении богословского осмысления социального служения приняли участие гости из различных стран Европы. В ходе прошедших заседаний были прочитаны доклады и сделаны сообщения о диаконическом образовании в России, Германии, Румынии, Норвегии, Испании и Чехии.

Сегодня мы начинаем работу второй сессии научно-богословской конференции – «Актуальные вопросы богословских исследований». Перед началом мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями по поводу тематики данного форума.

Я думаю, ни для кого не секрет, что любые направления гуманитарных, да, пожалуй, и естественных, наук не имеют смысла, если не затрагивают личность и жизнь конкретного человека. Особенно важен данный акцент в области гуманитарных дисциплин, в рамках которых мы и проводим наши секции. Богословие как таковое становится никому не нужным, если в нем нет личного участия исследователя. Богословие без личности превращается в схему, в коллекцию знаний, оно становится мертвым и внешне застывшим. В современной ситуации мы не имеем права таким образом воспринимать церковную науку.

Увы, опасность формального, чисто интеллектуального подхода к изучению богословских наук для нас сильнее в силу специфики предшествующей русской богословской традиции. Как отмечал в свое время протоиерей Георгий Флоровский, говоря о состоянии русской дореволюционной науки, «…в истории русского богословия чувствуется творческое замешательство. И всего болезненнее был этот странный разрыв между богословием и благочестием, между богословской ученостью и молитвенным богомыслием, между богословской школой и церковной жизнью. Это был разрыв и раскол между «интеллигенцией» и «народом» в самой Церкви…»[1]

С момента, когда были написаны эти слова, прошло много лет, общество и жизнь вокруг нас, образ мышления, культура, восприятие современного человека кардинально изменились. Мы живем в совершенно новых условиях, а эти условия предлагают нам новые, подчас неожиданные вызовы. Но эти условия дают нам и шанс не допустить ошибок прошлого. Современное общество все чаще называют постиндустриальным и информационным. Как у исследователей-профессионалов, так и у студентов церковных вузов и простых верующих появились немыслимые прежде возможности для доступа к редкой информации – не только к собраниям церковных и святоотеческих текстов, в том числе на языке оригинала, но и к электронным изображениям источников. Чего стоит, например, появившаяся на днях возможность свободного доступа через интернет к высококачественным фотографиям ряда кумранских рукописей – еще несколько лет назад это было привилегией узкого круга специалистов.

Можно констатировать, что приобретя невероятную информационную обеспеченность как для научных исследований, так и для учебного процесса, мы столкнулись с проблемой человеческой личности – с проблемой того, кто и как будет усваивать и анализировать этот информационный ресурс. Мы столкнулись с тем, о чем всегда говорила Церковь Христова – что для познания окружающего мира недостаточно человеческого рацио, а необходим еще мистический опыт духовной жизни, необходимо сердечное постижение церковного бытия и православной традиции. Огромный объем и легкая доступность информационного знания высветили недостаточность только его одного, отдельно взятого, для богословских, да и для гуманитарных исследований вообще. Думается, именно богословская наука призвана преобразить те области естественнонаучного знания, которые превращаются в «интеллектуальное производство», выпускающее различные виды знаний, методов и технологий, не имея при этом возможности ответить на основополагающие вопросы человеческого бытия. Богословие призвано стать союзником такой интеллектуальной сферы, чтобы ее актуализировать путем внутреннего оживления, путем внесения идеи человеческой личности и личности Божественной, и, таким образом, довести до завершенности.

Хотелось бы пожелать всем участникам плодотворной дискуссии, интересных мнений и активного диалога, которые бы дали всем нам взаимное обогащение.

// Приветственное слово ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Гатчинского Амвросия на открытии III Международной научно-богословской конференции СПбПДА «Актуальные вопросы богословских исследований» 5 октября 2011 г.


 [1]Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. IX. Разрывы и связи. 2.


Опубликовано 05.10.2011 | Просмотров: 200 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter