Православие, «одиначество», самодержавие

Православие, "одиначество", самодержавие

Аннотация доклада А.В.Петрова на конференции «Христианский правитель в церковной и национальной истории» (12 октября 2015 г. Московская Духовная академия):

Замечания и обобщения доклада А.В. Петрова — «Православие, «одиначество», самодержавие (к вопросу об исторических основаниях русской политической культуры)», — так или иначе, связаны с его исследованиями древнерусского политического уклада, из них вытекают и развивают их основные положения.[1]

Прежде всего, автор подчёркивает кардинальное значение духовной и политико-правовой традиции, запечатлённой в исконном славянском понятии «одиначества». При всех своих общеевропейских архаических истоках именно в контексте древнерусской культуры «одиначество» заявило о себе с наибольшей наглядностью. Есть все основания полагать «одиначество» центром и нервом всей древней русской политической культуры в целом.

На вечевой площади «домонгольского» периода «гражаны» сходились «в одну речь», или «в любовь», также, как позже «в одну речь» будут сходиться думцы московского государя, после разнотолков «приговаривая» по тому или иному его «указу». И сама власть государя Московского, унаследует от княжеско-вечевого «одиначества» русской старины и единодушия древнего веча могучую непререкаемость и полноту власти.

Традиция совета — оборотная сторона исконных русских представлений о полноте и неделимости власти.

Православие и национальная самобытно-сильная власть образовали в отечественном прошлом органическое сочетание, определившее важнейшие особенности русской истории и культуры.

Предполагая сильную монархическую власть, политический строй, именуемый русским самодержавием, исторически в то же время основывался и на понимании этой власти как врученной Богом, как царского религиозного служения, религиозного долга.

Сегодня исконный русский взгляд на верховную власть как на религиозное (и во многом жертвенное) служение во имя России устанавливает беспримерно высокую нравственную и профессиональную планку конкурирующим политическим силам. В этом состоит непреходящее значение древнейших оснований исторической жизни нашего Отечества.


[1]  Петров А. В. 1) От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). СПб., 2003; 2) К вопросу о характере и итогах социально-политического развития Великого Новгорода в XI–XV веках // Вечевая республика в истории России: Материалы Международной науч.-практ. конф. 21–23 сентября 2008 г. Ч.1 / Сост. Д. Б. Терёшкина, Г. М. Коваленко, С. В. Трояновский и др. Великий Новгород: Нов.ГУ им. Ярослава Мудрого, 2009.  С. 11–29; 3) Несколько замечаний о древнерусском «одиначестве» // Русские древности: К 75-летию профессора И.Я. Фроянова / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011.  С.71–83.


Опубликовано 20.10.2015 | Просмотров: 123 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter