Памяти святителя Николая Сербского

Памяти святителя Николая Сербского

Одновременно с Неделей о расслабленном, святая Церковь сегодня празднует память всемирно известного святого – святителя Николая Сербского, владыку Охридского и Жичского.

Никола Велимирович родился в 1880 году в горном селе Лелич в западной Сербии. Окончив гимназию в городе Валево и Белградскую духовную семинарию.

Не теряя ни одного лишнего дня после исцеления от тяжелой болезни, Никола Велимирович принимает монашеский постриг, становясь из Николы – Николаем. В 1910 г. иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Впоследствии, после получения научного звания доктора теологии в Германии, молодой учёный начинает преподавать в родной семинарии Белграда, и, одновременно, печатает свои статьи в сербских церковных журналах.

Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров в Санкт-Петербургской духовной академии, где речью своей о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у правительства стипендию на путешествие по России.

Владыкой Николаем, уже зрелым духовным писателем, были созданы истинные жемчужины его творчества: “Молитвы у озера”, “Омилие”, “Охридский пролог” и другие. Собрание сочинений владыки Николая насчитывает пятнадцать томов — факт удивительный, если учесть, что ни на день не прерывался его подвижнический труд по епархии. А выступления его и беседы были посвящены, в первую очередь, различным нравственным аспектам народной жизни.

В жизни Святителя было немало событий, связанных с политической ситуацией на международной арене и, конечно, в родной для него стране. Например, немалый вклад был внесен им и в дело объединения всех частей Сербской Церкви на территории новообразованного королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия).

В момент нападения Германии и ее союзников и последовавшей стремительной оккупации Югославии в апреле 1941 года владыка Николай находился в своей епископской резиденции в монастыре Жича под Кральево. Сразу после установления оккупационного режима в Белграде немецкие офицеры стали приезжать в Жичу, проводить обыски и допросы Владыки. Немцы считали сербского святителя англофилом и даже английским шпионом. Несмотря на то, что прямых улик его сотрудничества с англичанами найдено не было, немцы заставили его подать прошение в Священный Синод об освобождении от управления Жичской епархией. Вскоре это прошение было удовлетворено. Вскоре для Святителя Николая начался долгий фашистский плен.

Раз в месяц для встречи с заключенными приезжал капитан Майер, отвечавший за религиозные вопросы и контакты с Сербской Патриархией. Хозяйничавшие в Югославии немцы открывали церковь и разрешали совершать Божественную литургию только по воскресеньям и праздникам.

Владыку освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. К сожалению, это освобождение не означало для него возвращения на Родину. Последние дни его протекли в русском монастыре св. Тихона в штате Пенсильвания, где 18 марта 1956 года он мирно отошел ко Господу. Из русского монастыря тело святого было перенесено в сербский монастырь Св. Саввы в Либертвилле и похоронено с почестями на местной кладбище.

В 1991 году освободившаяся от ярма интернационализма и безбожия Сербия вернула себе святыню — мощи св. Николая Сербского. Сейчас Святитель почивает мощами в его родном селе Лелич.

Сегодня в эпоху международных конфликтов, когда и Россия, и Сербия, и многие другие страны находятся под прицелами наших врагов, когда некоторые страны и международные организации стремятся к мировому тотальному контролю в экономической, военной, идеологической и прочих областях, когда в новом витке гонки вооружения мир вновь зашатался на краю ядерной войны, – в этой самой ситуации мы должны являть сдержанность, мудрость и терпение, явленные в прошлом веке свт. Николаем Сербским. В свободное от наших обязанностей время можно просто взять и помолиться ему о том, что происходит с нашими странами и в нашей жизни сегодня, а также попросить его молитв перед Богом за себя и своих близких в связи с тем, что может произойти завтра. Будем просить его помогать нам с ситуации пристального наблюдения за нами и из космоса, и в ситуации охоты за нашими душами из потустороннего мира. Ведь это так естественно – просить помощи тогда, когда ты не знаешь, в каком состоянии встретит утро твой город, спокоен будет финский залив или в нем будет возвышаться смог от начавшейся 3-ей Мировой войны, пойдешь ли ты, как прежде на молитву, или вместе с сотнями других побежишь в подземное бомбоубежище метрополитена, оставляя все свои нереализованные планы, христианские мечты и светлое будущее. Будем молиться святителю, спокойно переносить всевозможные изменения на третьей от солнца планете, и пусть при любом повороте мировой истории его помощь и мудрость будут с нами.

Проповедь студента II курса церковно-практического отделения магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии диакона Антония Данилова, произнесенная в Неделю о расслабленном за Божественной литургией в академическом храме Двенадцати Апостолов 3 мая 2015 г.


Опубликовано 04.05.2015 | Просмотров: 279 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter