О наивысшей заповеди христианства

О наивысшей заповеди христианства

Только что мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, где говорится о том, как приступившие ко Христу законники искушали Его, задав Ему каверзный вопрос: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф 22: 36).

Отвечая им, Спаситель открывает столь необходимую всем нам  Божественную  истину, которую мы не только должны знать, но и применять в жизни.

Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф 22: 37). Тем самым, ссылаясь на книгу Второзакония, Он напоминает этому знатоку еврейского закона, который и без того знал это, какая из заповедей является наибольшей.

Данными словами Господь также и всем нам напоминает о взаимной любви человека к своему Творцу. Ведь мы знаем, что Он сотворил мир по Своей великой любви и благости, дабы все мы могли познать эту высшую любовь. Бог сотворил нас «по образу и подобию Своему» (Быт 1: 26).   И человек сотворен совершеннейшем из всех существ.

Но порой человек, находящийся в отчаянии, задумывается почему Бог сотворил мир и человека, не спросив хочет ли этого сам человек? К тому же наделил его свободной волей, тем самым предоставив ему возможность пасть! А в конце жизни устрояет суд, определяя, как человек воспользовался этой своей свободной волей.

Митрополит Антоний Сурожский, отвечая на эту мысль, говорит так: «Этот вопрос с такой резкостью мало кто ставит; но на него нахожу ответ в Воплощении Слова Божия, Сына Божия. Бог не пустил нас в жизнь, чтобы мы расплачивались за нее, Он вошел в эту жизнь и вместе с нами Сам готов ее преобразить и изменить»[1].

Ведь Бог по своей любви к нам воплотился для того, чтобы помочь человеку, избавить его от смерти и привести к первородному состоянию. По словам святителя Иринея Лионского: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»[2].

Из этого следует сделать вывод, что наша любовь к Богу должна основываться еще и потому, что Бог спас нас от смерти, принеся Себя в жертву.  Об этом повествует и апостол Иоанн Богослов, говоря что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3: 16). Тем самым расплачиваясь за нас, тех, которые не по назначению употребляя свою волю, сотворили зло и впали в грех.

Но осознаем ли мы это в полной мере? Порой задумываешься, и ставишь перед собой вопрос: «Что влекло святых отцов к беспрестанной молитве, уединению в пустыню и вечному посту? Почему я не могу так? Почему мы можем днями и ночами просиживать возле телевизора, компьютера, или проводить много времени с друзьями? А когда заходит мысль о молитве или чтении святоотеческой литературы, нас сразу постигает  сон и ленивость?»

Наверное потому, что мы не имеем как раз той самой любви к своему Творцу о которой говорит сегодня Господь в Евангелии. Ведь юноша стремится к своей возлюбленной, и готов провести с ней бесконечность потому, что любовь его не имеет границ.  Но мы, не имея такой добродетели, должны взывать ко Господу словами, которые каждый день читаем в вечернем правиле: «Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея, и помышления, и творити во всем волю Твою»[3].

Совсем недавно закончились наши летние каникулы, и наверное каждый из нас сейчас, обдумав как он провел лето, может сказать какой он христианин, и какую любовь он имеет к Богу. Вычитывали ли мы каждый день утреннее и вечернее правило, часто ли мы приступали к Чаше Христовой, писали ли мы наши работы, тем самым исполняя наше основное послушание. Ведь на данный момент мы являемся студентами, и Церковь не возлагает на нас никаких особых обязанностей, кроме учебы и написания наших дипломных и магистерских работ.

Но нам, дорогие братья и сестры, предстоит новый учебный год.  А это значит, что мы снова должны будем провести это время «бок о бок», разделять радости и печали друг друга.  И в сегодняшнем Евангелии, как раз, Господь дает нам еще одну заповедь, назидая тем самым и нас: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф 22: 39). Исполняя это повеление, мы должны жить подобно первым христианам, о которых говорится в книге Деяний апостольских, что они имели «одно сердце и одну душу, ничего не считали они своим, и не было между ними нуждающегося, лишенного помощи» (см.: Деян 4: 32, 34-35).

Помолимся же, дорогие братия и сестры Господу, чтобы Он помог и нам в точности исполнить эти две наибольшие заповеди: о любви к Богу и к ближним. Ведь на них по словам самого Христа «утверждается весь закон и пророки» (Мф 22: 40). И таким образом, через исполнение их, сподобимся вечного покоя и радости в будущей вечной жизни.


[1]см. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка. М. Изд. «Никея» 2013. С. 30-31.

[2] Ириней Лионский, свят. «Иисус Христос — Бог явился во плоти». Азбука веры (электронный ресурс): http://azbyka.ru/hristianstvo/

[3] Молитвы на сон грядущим. Молитва 7-ая, святаго Иоанна Златоустого, 24 молитвы, по числу часов дневи и нощи. Час 10.

Проповедь студента II курса магистратуры Санкт-Петербургской
Духовной Академии чтеца Дионисия Хроль, произнесенная 13 сентября 2015 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией


Опубликовано 14.09.2015 | Просмотров: 180 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter