Николай Дмитриевич Успенский. Биография

Николай Дмитриевич Успенский. Биография

Николай Дмитриевич Успенский родился 3 января 1900 года в семье священника погоста Поля Демянского уезда Новгородской губернии и 1909 году поступил в Духовное училище в г. Старая Русса, по окончании которого учился в Новгородской Духовной семинарии. После демобилизации с 1922 года продолжил обучение в Петроградском Богословском институте под руководством А.А. Дмитриевского. По окончании института со степенью кандидата богословия, присужденною за сочинение «Происхождение чина агрипнии, или всенощного бдения, и его составные части», по ходатайству Дмитриевского был оставлен при кафедре литургики для научной специализации.

Одновременно Николай Дмитриевич продолжал и музыкальное самообразование, управляя церковным хором в селе Окуловка, где настоятелем был его отец. После закрытия Высших Богословских курсов (с 1925 года так именовался Петроградский Богословский институт) в 1925 году Николай Дмитриевич поступил учиться в Ленинградскую академическую капеллу. В годы учебы Николай Дмитриевич управлял хором в Троицком Измайловском, затем во Владимирском соборах Ленинграда. Одновременно он играл в профессиональных симфонических оркестрах города. В 1932 году Н.Д. Успенский поступил в Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, которую окончил в 1937 году по историко-теоретическому факультету. В 1938 году Николая Дмитриевича пригласили в консерваторию на должность преподавателя полифонии, 1 сентября 1939 года он был назначен на должность помощника директора Ленинградского музыкального педагогического училища, а в 1940 году стал директором училища. За время учебы в консерватории он не оставлял и своего увлечения литургикой, продолжая углубленно изучать источники.

С 1944 года Николай Дмитриевич возобновил работу в консерватории, где вел курсы специальных теоретических дисциплин на дирижерско-хоровом и теоретико-композиторском факультетах. В 1946 году в консерватории Н.Д. Успенский защитил докторскую диссертацию «Лады русского Севера» и получил ученую степень кандидата искусствоведения.

В 1946 году были возрождены Ленинградские духовные школы, и Николай Дмитриевич был утвержден доцентом Ленинградской Духовной Академии по кафедре литургики с возложением на него и обязанностей преподавателя литургики и Устава в Ленинградской Духовной семинарии. В 1949 году он был удостоен ученой степени магистра богословия, представив и защитив диссертацию «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви». В 1957 году Совет Московской Духовной Академии за диссертацию «История богослужебного пения в Русской Церкви до середины XVII века» удостоил Николая Дмитриевича ученой степени доктора церковной истории.

В эти же годы Н.Д. Успенский начал активно сотрудничать в редакции «Журнала Московской Патриархии», в 1949 — 1958 годах он принимал участие в издании «Богослужебных указаний», подготавливавшихся Богослужебно-календарной комиссией при Священном Синоде, председателем которой в то врем я состоял видный агиолог и литургист епископ Афанасий (Сахаров). С 1959 года Николай Дмитриевич был также членом редколлегии сборника «Богословские труды».

Много сил Николай Дмитриевич Успенский отдавал преподавательской деятельности. «Лекции Николая Дмитриевича давали понять, что литургика в кругу богословских дисциплин — не прикладная, практическая наука, а существенно важный для пастыря Церкви предмет богословского ведения. И говоря как об истории, так и о смысле Богослужения Церкви, Николай Дмитриевич всегда обращал серьезное внимание студентов на необходимость ознакомления с источниками», — писал его ученик. Николай Дмитриевич Успенский вырастил для русской литургической науки восемь кандидатов богословия и двух магистров. В 1949—1974 годах им было написано более пятидесяти отзывов и рецензий на работы, представленные на соискание ученых степеней.

Н.Д. Успенский осуществлял разработку научных проблем в самых различных областях исторической литургики. Его статьи посвящены вопросам христианской эортологии, гимнографии, текстологии богослужебных книг, сравнительной литургики. Многолетние исследования были посвящены истории всенощного бдения и истории православной литургии . Однако особую область, в которой Успенский не имеет себе равных, составляет древнерусское церковное пение. В этой области он является достойным продолжателем традиции в изучении русской церковной музыки протоиерея Димитрия Разумовского, И.И. Вознесенского, протоиерея Василия Металлова, С. В. Смоленского, А.В. Преображенского. В пятитомной «Музыкальной энциклопедии» помещены 24 статьи Н.Д. Успенского, в «Большой советской энциклопедии» он опубликовал статьи о крюковой нотации и крюках, для греческой энциклопедии, выходившей в Афинах, он написал статьи «Русская литургика. Русское Богослужение. Русское церковное пение», а также составил рецензию на учебник по музыкальной грамоте для 1 и 2 классов детски х музыкальны х школ, вышедший в 1953 году.

Среди работ Н.Д. Успенского центральное место занимает его монументальный труд «Древнерусское певческое искусство». По отзыву современника, «подобного рода исследований с таким широким историческим охватом музыковедческая литература насчитывает единицы, среди которых выделяются два: первое, написанное более ста лет назад отцом русской музыкальной медиевистики протоиереем Димитрием Разумовским «Церковное пение в России», второе — протоиереем Василием Металловым «Богослужебное пение Русской Церкви». Книга Н.Д. Успенского вобрал многие позднейшие достижения в этой области русских и зарубежных исследователей, она отличается также и новым историческим подходом к явлениям музыкальной культуры Древней Руси». Особенно ценным, по мнению специалистов, является то, что автор был не только музыковедом, но одновременно и литургистом. Работа Николая Дмитриевича снабжена большим научным аппаратом. В своей работе он использовал 103 рукописи XI-ХIХ веков, библиография включает огромное число исследований. Большое значение имеет также книга Николая Дмитриевича «Образцы древнерусского певческого искусства», своего рода хрестоматия по певческому искусству Древней Руси. «Это очень важная публикация памятников древнерусского певческого искусства, послужившая источником обогащения репертуаров многих хоров», — отмечает исследователь.

В 1966 году Международным комитетом славистов в Оксфорде Н.Д. Успенский был избран членом Международной комиссии по изучению древнеславянских музыкальных памятников, в 1967 году — почетным доктором Фессалоникского университета имени Аристотеля, в 1968 году — почетным доктором богословия Православной Духовной Академии и семинарии св. Владимира в Нью-Йорке, в 1982 году — почетным доктором Богословского факультета Сербской Православной Церкви. Н.Д. Успенский также был почетным членом Московской Духовной Академии.

Николай Дмитриевич Успенский скончался 23 июля 1987 года. Погребен на Серафимовском кладбище при Никольском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

Печатные труды

1. Анафора: (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. Сб. 13. М.: Московская Патриархия, 1975.

2. Англиканская литургия с православной точки зрения // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 8 , 9.

3. Богослужебные отпусты // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 12.

4. Венок на могилу Димитрия Степановича Бортнянского: К 150-летию со дня кончины // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 9.

4. Венок на могилу протоиерея Петра Турчанинова // Журнал Московской Патриархии. 1956. №4.

5. Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка, 1965. 216 с: ил., нот.
То же. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1971. 62 3 с: ил., нот.; 1 6 л. ил.

6. Еще несколько слов о пении на утрени Недели Крестопоклонной ирмосов пасхального канона // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 2.

7. Задачи православного Богослужения в современной жизни Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 9.

8. Из личных воспоминаний об А.А. Дмитриевском // Богословские труды. Сб. 4. М.: Московская Патриархия, 1968.

9. История и значение праздника Рождества Христова в Древней Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 12.

10. К вопросу о православной литургии западного обряда // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 8, 9.

11. К вопросу о происхождении литургии Преждеосвященных Даров // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 2.

12. Лады русского Севера. М.; Советский композитор, 1973. 134 с : нот.

13. Литургическая работа 4-й Конференции департамента «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1964. №9, 11.

14. Литургия Преждеосвященных Даров // Богословские труды. Сб. 15. М.: Московская Патриархия, 1975. С. 146—184.

15. Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого (в чине православной литургии) // Богословские, труды. Сб. 2. М.: Московская Патриархия, 1961.

16. О Богослужении Англиканской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 8.

17. О Гоаре // Богословские труды. Сб. 4. М.: Московская Патриархия, 1968.

18. О служении двух литургий // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 10.

19. Образцы древнерусского певческого искусства: Музыкальный материал с историко-теоретическими комментариями и иллюстрациями. Л.: Музыка, 1968. 264 с.
То же. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 354 с.

20. Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве. В сб.: Мастерство музьканта-исполнителя. М.: Советкий композитор, 1970. Вып. 1. 349 с.
То же. 2-е изд., доп. 1971. 354 с.

21. Петр Иванович Турчанинов: К 200-летию со дня рождения // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 10.

22. Православная вечерня: Историко-литургический очерк // Богословские труды. Сб. 1. М.: Московская Патриархия, 1960.

23. Святая Четыредесятница: Историко-литургический очерк // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 3.

24. Святой Роман Сладкоевец и его кондаки: Актовая речь 9 окт. 1966 г. // Журнал Московской Патриархии. 1966. № 11; 1967 . — № 1.

25 Святые места в Иерусалиме на сегодня // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 5, 6, 7.

26. Спасение через веру // Богословские труды. Сб. 4. М.: Московская Патриархия, 1968.

27. Тайная вечеря и трапеза Господня // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 3, 4.

28. Тропарь Апостолу Луке в греческом его подлиннике // Богословские труды. Сб. 2. М.: Московская Патриархия, 1961.

29. Устав пения тропарей и кондаков при входе на литургии // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 5.

30. Чин Воздвижения Креста: Историко-литургический очерк // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 9.

31. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды. Сб. 18. М., 1977. С. 5-117 ; Сб. 19. 1978. С. 3-71.

Составительство

32. Русский хоровой концерт конца XVII — первой половины ХVIII веков: Хрестоматия. Л.: Музыка, 1976.

Литература о жизни и деятельности

33. Бронский В. Заслуженный профессор Николай Дмитриевич Успенский // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 3.

34. Григорович В. Вклад проф. Н.Д. Успенского в литургику: К 80-летию со дня рождения // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 3.

35. Иванов Н. Музыковедческая деятельность профессора Н.Д. Успенского // Богословские труды. Сб. 13. М.: Московская Патриархия, 1975. С. 26—39.

36. Уржумцев П. Профессор Николай Дмитриевич Успенский: К 50-летию научной деятельности // Богословские труды. Сб. 13. М.: Московская Патриархия, 1975. С. 8-19.

По материалам книги: Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства : биобиблиографический указатель. Москва: Пашков дом, 2004. С. 179-185.

Материал подготовлен Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии


Опубликовано 18.09.2017 | Просмотров: 74 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter