Неспособность верить

Неспособность верить

На сегодняшний день, среди многих историков Церкви существуют разные мнения о времени появления  первого крещального Символа Веры.  При этом, за нашим богослужением, Святая Церковь предлагает Евангельский отрывок, который по своей структуре можно по праву назвать прототипом всех последующих крещальных, а ныне, используемого как свод основополагающих богословских истин Символа Веры.

В своем Евангелии, в стихах, прочитанных сегодня, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, приводя слова Спасителя к Никодиму: «О Своем Вознесении», «Распятии», и «Суде мира», обозначает те основополагающие положения христианской веры, которые уже более двух тысяч лет, несмотря порою на невероятные по человеческим меркам препятствия и трудности ведут человечество к Спасению. И, здесь можно говорить  о бесчисленных гонениях на христиан, об очень болезненных для Тела Церкви внутренних разделениях верующих. Но есть то, что можно сказать является самым трудным по степени преодоления, препятствие, которое порождает все, что направлено против Церкви Христовой. То, что появляется  не извне, но находится в душе и определяет состояние ума и сердца человека. Это неверие, сознательное отрицание Спасительной вести Господа нашего Иисуса Христа.

В беседе с Никодимом, как и в очень многих других событиях Евангельской истории становится очевидным, как порою, трагически сочетаются друг с другом явное и очевидное для всех действие силы Божией и очень страшный  по своим  последствиям духовный недуг человека-неверие или отрицание истины о Боге. Никодим – представитель начальников иудейских, фарисей, можно сказать, один из лучших людей своего времени; хранитель учения, которое Бог передал своему народу, оказывается совершенно неготовым принять истины, которые Господь раскрывает о Себе. Тот первый Символ Веры, подобные которому впоследствии с пламенной любовью и самоотверженностью принимали тысячи новообращенных христиан, людей  до времен Христа, считавшихся необразованными, либо совершенно неспособными рассуждать о Боге.

Ведь, действительно, даже сегодня, каждый стоящий здесь, в тот момент, когда начнется пение Символа веры, услышав  слова, содержащиеся в нем, примет их  для себя  как естественные и очень близкие своему сердечному устроению  Богооткровенные  истины. Конечно, очень важной составляющей такого восприятия является то прекрасное богословское образование, которым обладают почти все присутствующие здесь. Точное знание событий Священной Истории, переживание провидения и участия Промысла Божия в своей жизни. Но разве не имел ли этого и религиозно-образованный  иудей времен земной жизни Господа нашего Иисуса Христа? Те люди, у которых, казалось, было все, чтобы осмыслить и принять то, о чем говорил Господь.

По словам Святителя Иоанна Злаоуста: «Хотя, они иудеи  и не хотели верить, но все же могли принять это и получить большую пользу. Ведь Господь, — продолжает Святитель, — говорит на совершенно понятном для фарисеев языке, часто отводит их к Священной истории, где та же идея крестных страданий  Господа выражена через образ медного змия, взирая на который, иудеи спасались от смерти». Иудеи знали о грядущем суде мира, понимали возможные для каждого человека  последствия этого события, но услышав о том, что Господь желает не судить, но спасти мир, не могут смириться с этой мыслью, поскольку испытывая ненависть к другим народам  ждали от Бога  особой кары для них.

Что же происходило с этими людьми? По какой причине такие, казалось, лучшие представители своей религии не смогли стать тем новозаветным «Богоизбранным Остатком», понятие о котором лежит в основе всего их вероучения?

И здесь ответ на этот вопрос дает ответ завершающий стих сегодняшнего евангельского чтения: «Ибо, так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.16.)  Именно любовь к Богу,  как абсолютный дар человеку, вершина всех духовных дарований по апостолу Павлу, дар, который стал возможен через крестный подвиг и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа — это то что лежит в основе Христианской религии, где по словам Николая Лосского: «Любовь предполагает переживание жизни другого как своей собственной». Поэтому, любя Бога через причастие к Его внутренней жизни, переживая в какой-то степени, как свои собственные события Евангельской историии, все это делает просто невозможным то неверие и холодный скептицизм в отношении Истин нашего Спасения.

Поэтому, будем любить Бога, пусть именно такая любовь будет самым наглядным Символом нашей веры, ее главным плодом в деле познания важнейших Богооткровенных истин на пути к Спасению.

Проповедь студента II курса магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии чтеца Бекетова Георгия, произнесенная 20 сентября 2015 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией.


Опубликовано 20.09.2015 | Просмотров: 172 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter