Не быть аватаром дьявола

Не быть аватаром дьявола

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали евангельской фрагмент, повествующий нам об исцелении Господом нашим Иисусом Христом бесноватого жителя Гадаринской страны.

В иудейской среде того времени бытовало убеждение, что существование бед и болезней в этом мире связано с действиями бесов — злых духов, поработивших некогда человечество. Различные формы психических расстройств человека однозначно расценивались как беснование. Людьми овладевал чрезвычайно сильный страх, когда среди них появлялся человек с симптомами, характерными для бесноватого.

Поэтому жители Гадаринской страны решились на жестокие меры по отношению к бесноватому, удалив его подальше от города и связав его оковами, которые он снова и снова разрывал. Одержимый совершал разного рода безумства: жил в похоронных пещерах, кричал нечеловеческим голосом и бился о камни, нанося себе многочисленные раны. Но вот приходит Христос, Целитель душ человеческих, желая освободить несчастного человека от мучений. И что мы видим? Бесноватый начинает вопить: «Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Лк 5:7) — таким образом оказывая сопротивление божественному действию.

На вопрос Господа: «Как твое имя?» — он отвечает: «Легион имя мне, потому что нас много». Некоторые библеисты, опираясь на греческий оригинал теста, полагают, что это выражение можно переводить и по-другому: «Меня зовут солдат (легионер), потому что таких как я много». Из этих слов можно заключить, что отвечающий является членом многочисленной военизированной группировки, причем поведение этого воина говорит о том, что его объединение является сатанинским. Он стал аватаром дьявола — человеком с подавленной волей, которая в значительной степени контролируется «отцом лжи». Показателем того, что воля бесноватого находилась не в его владении, но в руках сатаны, можно считать кардинальное различие его настроений до и после исцеления.

Лейтмотивом проповеди Спасителя несомненно является наступление Царства Божия, новой власти, с пришествием которой упраздняется царствование «князя мира сего», так сильно чувствовавшего свое господство в этом мире, что даже пришедшему Богочеловеку он осмелился предложить: «Тебе дам власть над всеми царствами…, если Ты поклонишься мне» (Лк 4:6-7).

«Победу имея, Христе, юже на ада», «победы дая нам на сопостаты», — поют православные христиане за богослужением. И в исцелении Гадаринского бесноватого Господь показывает, что пришел истинный Правитель мира, силы которого намного превосходят силы дьявола. Он показывает, что пришел Тот, Кто поразит главу ядовитого «змея». Но кто-то может возразить: где же победа Христова, если мы видим в мире разного рода несправедливость и зло: сильные продолжают притеснять слабых, негодяи успешно живут, люди из-за выгоды готовы уничтожать друг друга, да и ученые пророчат Земле недолгое существование? Получается, что зло не побеждено и продолжает разрушать этот мир?

Пришествие Спасителя в этот мир было проникновением законного и доброго Правителя на оккупированную территорию, где временно захватил власть ложный поработитель. Венцом Христовой миссии стали страдания на Кресте, где Спаситель воспринял самое страшное явление в жизни человека — смерть. Победив Своим воскресением это явление, Христос предоставил людям возможность снова сделать выбор, предложив новое Древо Жизни, приняв которое можно стать соучастником освободительной борьбы.

В Своем искупительном подвиге Христос возглавил вселенскую борьбу с мировым злом. Крест стал символом решающей битвы — переломного момента, который предрешает окончательную победу Бога над дьяволом. Но темные силы продолжают бороться с Богом, хотя знают, что их участь уже предрешена. И люди, которые искуплены Спасителем, призваны к продолжению этой борьбы, но — в отличие от Безгрешного Господа — борьба эта начинается у человека в его собственном сердце, из которого должны быть изгнаны греховные страсти и устремления, являющиеся рычагами давления дьявола на человеческую волю. Следует понимать, что зло всегда противостоит божественному плану и замыслу. Протоиерей Александр Сорокин так пишет в своей книге «Христос и Церковь в Новом Завете»: «И если Бог личен и потому активен, то зло, оскверняющее Его творение конкретными болезнями и пороками, тоже лично и активно». Бесы могут противостоять Богу только через личность человека, вселяясь и управляя им. Задача темных сил — склонить человека ко греху, перевести этот грех в стадию зависимости, в страсть, которая становится уже как бы природным свойством души человека. Таким образом, дьявол приобретает себе управляемого аватара, с помощью которого он ведет борьбу против Бога.

Дорогие братья и сестры, угождая своим греховным страстям, мы становимся союзниками темного бесовского объединения — аватарами, с помощью которых дьявол осуществляет войну с Богом. Мы делаем довольно глупый поступок, выбирая сторону проигравшего, когда совершаем плохие поступки и укореняемся в них. Но взирая на Крест, на Знамя нашей Победы, и зная, что исход войны уже предопределен, будем стараться исправлять греховные наклонности в тот момент, пока они еще не стали тем рычагом, через который дьявол будет совершать злую миссию в этом мире. Пусть таинство покаяния вновь и вновь возвращает нас на сторону Победителя, чтобы мы могли вместе с Ним праздновать окончательную победу в Царстве Небесном.

Проповедь студента I курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Сергия Ганина, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице 15 ноября 2015 года.


Опубликовано 15.11.2015 | Просмотров: 236 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter