Митрополит Белгородский Иоанн. Заступница рода христианского.

Митрополит Белгородский Иоанн. Заступница рода христианского.

Неслучайно Святые Отцы называли икону книгой для безграмотных. Многие говорили, что икона есть богословие в красках. И вот икона Божией Матери «Знамение» является открытой тайной для всех, кто пытается приблизиться к познанию Истины и кто идет по дороге спасения. Это одна из древних икон – Оранта – которая, как богословие в красках, отражает пророческие слова пророка Исаии (Ис 7:14) «И дастся вам знамение, и дева приимет во чреве и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил».


Святая Православная Церковь именует Пресвятую Богородицу как Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Для того чтобы постигнуть этот торжественный гимн прославления Пресвятой Богородицы, нам необходимо стать некими богословами, т.е. иметь способность приблизиться к тайне Божией.

Неслучайно Святые Отцы называли икону книгой для безграмотных. Многие говорили, что икона есть богословие в красках. И вот икона Божией Матери «Знамение» является открытой тайной для всех, кто пытается приблизиться к познанию Истины и кто идет по дороге спасения.

Это одна из древних икон – Оранта – которая, как богословие в красках, отражает пророческие слова пророка Исаии (Ис 7:14) «И дастся вам знамение, и дева приимет во чреве и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил».

Когда мы говорим, что Россия является домом Пресвятой Богородицы, это не только метафора, это есть констатация того, что Пресвятая Богородица всегда участвовала в жизни православной Руси явлением Своих икон и явлением Своих знамений для обозначения воли Божией.

Если вспомнить, что именно новгородская икона дала распространение на Руси икон Божией Матери «Знамение», то не понятно, какое знамение дано было русским людям. С одной стороны, суздальский православный князь Андрей Боголюбский, с другой – православные новгородцы. И они противостояли друг другу. Что же это было за знамение? Многие богословы считают, что знамением было стремление к миру. Это пустое противостояние – кто же будет главным из этих раздробленных княжеств – ничего не стоило по сравнению с миром небесным и с Отечеством нашим Небесным.

Сегодня мы совершаем богослужение перед иконой «Знамение» Царскосельской, которая связана с историей Руси, становлением Дома Романовых, когда Алексею Михайловичу Константинопольский Патриарх Афанасий в благословение преподал икону Божией Матери «Знамение», затем Петр I торжественно перенес ее из Москвы в новую столицу Петербург и, наконец, с Елизаветой Петровной, которая восприняла эту икону, как благословение на царствование. Неслучайно Высочайший манифест вышел в день празднования этой иконы. Императрица Елизавета Петровна повелела строить в Царском Селе храм Знамения Божией Матери. По ее повелению на иконе появились изображения святого Алексия, человека Божия, небесного покровителя царя Алексея Михайловича, и святого апостола Петра.

Икона Божией Матери “Царскосельская” воспитывала, как считают многие исследователи, лицеистов церскосельского лицея. Именно ей посвятил свои стихи А.С. Пушкин, когда говорил о демонах в царскосельском парке и Пресвятой Деве Марии, но прикровенно, подражая Данте, излагая историю своего воспитания.

Когда в Великую Отечественную войну был разрушен храм и иконы вместе с отступавшими немецкими оккупантами оказались в Риге, как только был отбит обоз с иконами – Казанской и “Знамением” Царскосельской, святителя Николая и многих других икон, которые находятся сегодня здесь, в академическом храме, то благодаря митрополиту Григорию, его усилиям иконы были возвращены в 1948 году в открывшуюся Ленинградскую тогда академию и семинарию.

Эта духовная преемственнность тоже есть знамение: Матерь Божия воспитывает и благословляет будущее нашей России. Матерь Божия дает нам знамение, участвуя в нашей жизни, Она влияет на нас.

Я вспоминаю свои годы обучения здесь, когда я в вечерней проповеди, стоя на этом амвоне, 30 лет назад, обращаясь к семинаристам и регентскому классу, говорил о значении Промысла Божия в нашей жизни. Тогда я не подозревал, что когда-либо мне придется обращаться с этого же амвона в сане митрополита, прославляя икону Божией Матери “Знамение”. Так много воздыханий было перед ней, много прошений, и она, по выражению священника Павла Флоренского, являлась для нас окном из мира дольнего в мир горний.

И когда были трудности, связанные с духовным нашим становлением, когда многое было непонятно, почему такие требования предъявляются к нам (в отличие от сегодняшнего времени за нами надзирали не только духовные наставники, но и наставники другого свойства, которые совсем не желали, чтобы мы становились священнослужителями); когда мы часто чувствовали, что не хватает сил для исполнения каких-либо послушаний и чувствовали противление в душе своей, мы приходили к иконе Божией Матери “Знамение” Царскосельской как к Заступнице усердной рода христианского, как Заступнице, Которая слышит нас и действует в нас, если мы обращаемся к Ней.

Для меня как митрополита Белгородского икона Божией Матери Царскосельская имеет особое значение, потому что перед этой иконой в своей проповеди будущий святитель Иоасаф Белгородский предстал перед императрицей Елизаветой Петровной. Он был тогда наместником Троице-Сергиевой Лавры и приехал благодарить Елизавету Петровну за назначение на этот пост. Пораженная его проповедью, она повелела, чтобы он стал в дальнейшем епископом Белгородским и Обоянским.

Чудны дела Твоя, Господи! Нам нужно не утерять способность чувствовать Бога, Который рядом. Нам нужно понять, что сила Божия в немощи совершается. И когда мы чувствуем, что наших сил не хватает, приходит Сама Пресвятая Богородица и как Матерь рода христианского защищает нас, дает нам силы, врачует наши немощи и восполняет оскудевающее. Но все это лишь при одном условии: если мы свою волю располагаем и согласовываем с волей Божией, если мы вопреки уверениям века сего преодолеваем соблазны в своих рассуждениях и натиск различных искушений, которые, как из рога изобилия, прорываются на Церковь. Это было всегда, всегда Церковь подвергалась гонениям. Но только те, кто был с Господом, кто чувствовал потребность прийти и помолиться Пресвятой Богородице, прикоснуться к Ее иконам, только тот побеждал и утверждался в вере.

Я желаю всем нам познания Истины, стояния в Истине и любви, которая созиждет этот мир. Пресвятая Богородице, спаси нас.


Проповедь митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в день праздника чтимой иконы Божией Матери «Знамение» Царскосельская, 10 декабря 2012 года


Опубликовано 09.12.2013 | Просмотров: 112 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter