Максим Тарасов. Участие Киевских духовных школ в деятельности Киевского религиозно-просветительского общества

Максим Тарасов. Участие Киевских духовных школ в деятельности Киевского религиозно-просветительского общества

Аннотация: Данный доклад подготовлен для конференции в стенах Киевской духовной академии, посвященной столетию со дня мученической кончины митрополита Владимира (Богоявленского). В начале, публикация кратко описывается само Киевское религиозно-просветительское общество (1893-1917). Затем на основании опубликованных материалов проводится анализ участия Киевской духовной академии и семинарии в деятельности Общества. Последовательно раскрывается вовлеченность в него как преподавательской корпорации, так и студентов. Кратко обозначаются отдельные факты, связывающие Общество и митр. Владимира (Богоявленского). В конце представлена таблица активных участников Общества из духовных школ.

Во второй половине XIX века в России нарастающими темпами активизировалась общественно-социальная жизнь. Усиление религиозных поисков, деятельность многочисленных сект, секуляризация городских жителей вынуждали духовенство искать новые форматы влияния на паству. Начали формироваться общества с целью религиозного образования народа. Одним из таких организаций стало Киевское религиозно-просветительское общество.

В процессе поиска материала исследований, специально посвященных участию Киевских духовных школ в деятельности Общества, обнаружено не было. Важнейшеми публикациями, связанными с нашей тематикой, являются издания писем профессоров Академии Суховой Натальей Юрьевной. Самыми актуальными из них являются письма профессоров Академии Д. И. Богдашевского и свящ. Н. С. Гроссу к профессору А. А. Дмитриевскому[1]. В данных публикациях автор дает хорошую историческую справку о профессорах Академии и самому Обществу. Оно упоминается и в других её публикациях[2]. В статьях украинского исследователя педагогической деятельности профессоров Академии Твердохліба Т.С. мы можем обнаружить только упоминание о таком участии[3]. У автора данного доклад есть несколько публикаций по истории Общества[4]. В своем исследовании мы в основном опираемся на опубликованные материалы: отчеты о деятельности Общества, большая часть которых храниться в Российской Национальной Библиотеке (СПб), и на сведения из «Киевских епархиальных ведомостей».

Максим Тарасов. Участие Киевских духовных школ в деятельности Киевского религиозно-просветительского общества

Здание Киевского религиозно-просветительного общества с храмом Иоанна Златоуста

Киевское общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, как оно называлось изначально, было создано в 1893 г. по примеру такого же общества в Петербурге[5]. Инициатива, как и в Петербурге, исходила от приходских священнослужителей города. Киевские духовные школы, как центр интеллектуальной жизни духовенства, не остались в стороне ново создаваемой структуры.

Главным органом управления в Общества являлось Общее собрание его членов. В торжественные дни на нем присутствовали многочисленные представители духовенства, монашества, студенты, преподаватели светских и духовных учебных заведений. Общество активно взаимодействовало и со светскими учебными заведениями. К примеру, первые годы, до 1903 г., пока еще не было построено собственное здание, все Общие собрания проводились на территории Фундуклеевской женской гимназии или Киевского реального училища[6].

Естественно Общество было на хорошем счету у местной государственной власти и многократно пользовалось ее покровительством и финансовой помощью. На общем собрании 1898 г. в благодарность за помощь почетным членом был избран городской голова Киева Стефан Михайлович Сольский. Он, между прочим, до этого был профессором Академии, заведующим кафедрой Нового Завета и учителем Д.И. Богдашевского[7].

Совет Общества был непосредственным органом управления, организовывавшим всю деятельность. В него входили как клирики, так и миряне. Периодически его возглавляли видные священнослужителя Киева, а иногда викарные архиереи. Председателями Совета из академической среды были: инспектор и профессор греческого языка прот. Иван Николаевич Корольков (1902-1905); ректора Академии: еп. Платон (Рождественский) (1905-1907), еп. Иннокентий (Ястребов)(1912-1914), еп. Василий (Богдашевский)(с 1914). Последний до своей епископской хиротонии много лет был товарищем председателя (1907-1913). Также должность товарища занимал преподаватель патрологии и гомилетики архим. Тихон (Лященко) (с 1914).

Из писем Богдашевского видно, что между Обществом и его Советом можно фактически поставить знак равенства. Большинство подотчетных Обществу пунктов организовывались конкретными членами-деятелями и чаще всего независимо от Совета, перед которым лишь отчитывались. Большой список членов Общества свидетельствует, что оно функционировало по принципу фонда. Каждый член-ревнитель платил свой ежегодный взнос. Например, в 1914 числилось 250 членов, хотя фактических деятелей, судя по 20 пунктам проповеди, было не много[8]. Полноценными участниками Общества были те, кто посещал Совет. Почетные члены Общества могли полноценно принимать участие в деятельности Совета, а любой участник Общества без права голоса мог присутствовать на его собраниях. К примеру, на заключительном заседании Совета 28 мая 1898 г. помимо всех членов и кандидатов присутствовали 5 профессоров академии, 6 преподавателей семинарии и епархиальные миссионеры[9].

Вначале XX в. были противоречия между профессорами Академии по своим политическим позициям и взглядам на духовное образование. Некоторые считали себя консервативными «церковниками»: Д.И. Богдашевский, А.А. Дмитриевский, В.Д. Прилуцкий, В.Ф. Певницкий; иные считали себя прогрессивными «левыми кадетами», — Ф.И. Титов, В.З. Завитневич, В.И. Экземплярский, А.А. Глаголев. Но все они, объединенные идеей просвещения, в той или иной степени, участвовали в деятельности Общества[10]. Руководящие должности занимали в основном люди правых взглядов.

Мы не будем касаться тематики чтений и бесед, которые предлагало Общество, поскольку этот материал заслуживает отдельного изучения. В конце данной статьи перечислены все участники Общества из среды духовных школ, а также представлена минимальная информация об их деятельности от имени Общества. Здесь же обозначим на наш взгляд самых примечательных из них.

Через несколько лет после учреждения, с 1896 г. к Обществу присоединился преподаватель семинарии, а затем профессор кафедры гомилетики академии свящ. Николай Стефанович Гроссу. Он стал одним из ведущих членов Совета с 1903 г., так как был бессменным настоятелем домового храма свт. Иоанна Златоуста при здании Общества, а с 1905 стал также и делопроизводителем Совета. Это был тот человек, для которого жизнь Общества была его собственной. Он стал главным связующим звеном между студенчеством Киевской духовной академии и Обществом. Преподавая в Академии красноречие, Н.С. Гроссу в 1906 г. образовал из лучших студентов кружок, и они проповедовали на всех богослужениях в Златоустовой церкви вплоть до 1914 г. включительно[11].

Много трудов положил на алтарь религиозного просвещения прот. Иоанн Корольков, профессор Академии по кафедре греческого языка. Он стал деятелем Общества с первых лет его учреждения и трудился в нем в течение всего периода его существования, занимая последовательно все должности его управления. Даже через много лет он в своих письмах к А.А. Дмитриевскому с теплым чувством многократно вспоминал об Обществе[12].

Основоположник русской исторической литургики Алексей Афанасьевич Дмитриевский принимал участие в Совете с 1903 по 1907 гг. В то же время до своего отъезда в Петербург в 1908 г. он трудился в качестве старосты Златоустовой церкви. Известнейший профессор занимался подсчетом кружки и беспокойством как бы отопить помещение. Не многие храмы Киева того времени могли бы похвастаться причтом, состоящим из интеллектуальной духовной элиты города. Его лекции и выступления стали самыми яркими в страницами истории «просветителей». «…вспоминали и мои труды в Киевском религиозно-просветительном обществе. Прочитаны и телеграммы киевлян»[13], – писал профессор об очередном своем юбилее.

С 1898 г. в качестве докладчика на площадках Общества начал читать доклады профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета Дмитрий Иванович Богдашевский. Он, последний ректор академии епископ Василий, в годы профессорства принимал участие в руководстве Обществом в качестве товарища председателя Совета (1907-1914). Несколько лет был старостой Златоустовского храма (1908-1910), заменив на этой должности Дмитриевского. После архиерейской хиротонии с 1914 г. стал председателем Совета. Его переписка дает нам много реальных фактов положения дел в Обществе. Например, должность товарища председателя имела существенное значение, только когда председателем был викарий митрополии ввиду его разнообразной занятости. Когда же руководителем Совета был кто-либо из приходского духовенства, к примеру, свящ. Григорий Прозоров, то никакой необходимости в товарище не было и Д.И. Богдашевский писал: «… там работает только небольшая кучка «патриотов», а нас она знать не желает. Совет Общества почти совершенно не созывается» [14].

Известный ученый, профессор академии по кафедре русской гражданской истории, убежденный «кадет» Владимир Зенонович Завитневич не только готовил доклады для богословских чтений общества, но и был частью его руководства в качестве члена Совета (1903-1911). «… Кадеты наши – истинная язва, они, конечно, а не студенты, создали знаменитую академическую революцию»[15] – писал о нем Д. Богдашевский, однако, все равно более 9 лет вместе с ним трудился в Обществе.

Основной целью общества было религиозное образование народа, которое реализовывалось организацией совместной проповеди в новом формате, который тогда называли внебогослужебными чтениями для народа. Они представляли собой религиозные беседы или лекции. Из-за специфики региона данные мероприятия имели интенсивно выраженный противосектантский характер. В 1897-1900 гг. даже проводились публичные собеседования со штундистами. Из духовных школ в них принимали участие: Свящ. А. Клитин, прот. И. Корольков, прот. Ф.И. Титов, архим. Иоанникий (Ефремов), В.З. Завитневич, А.А. Дмитриевский[16].

Внебогослужебные чтения проходили как в разных храмах города, так и вне церковного пространства: в чайных, больницах, торговых домах и т.п. Сегодня мы можем легко представить беседы о Церкви и о Боге в стенах Владимирского собора или Андреевской церкви, но затруднительно вообразить религиозные беседы, которые проводились на Киевском вокзале. Например, 25 октября 1898 г. в железнодорожных мастерских проводил лекцию священник Дмитрий Никитин на тему «Христианский рабочий труд с точки зрения язычества и христианства», на которой присутствовало более 2 тысяч человек. Цифра официальная, но звучит она, тек или иначе, внушительно[17].

Эта организация, с одной стороны занималась просвещением среди народа, с другой – стала своеобразной площадкой, объединившей интеллигенцию, интересующуюся религиозными вопросами.

На плечи «достопочтенных членов – господ профессоров Академии» были возложены «Богословские чтения», которые проводились в виде лекций с обсуждениями.. Эти мероприятия выросли из торжественных слов на общих собрания Общества и проходили с 1898 по 1909 гг. Первое публичное чтение было проведено 13 декабря 1899 г. профессором Академии В.Ф. Певницким на тему «О Божьем Промысле». На первых порах они имели колоссальный ажиотаж и успех. На первое чтение было продано около 600 билетов, против 500 мест в самой гимназии. О каждом чтении заранее объявляли в периодических изданиях. Такие лекции чаще всего были платными. В таких чтениях иногда участвовали митр. Киевский, епархиальные викарии, приезжие епископы, чиновники Святейшего Синода. Изначально все чтения проходили в Фундуклеевской гимназии, несколько раз в Киевском реальном училище, а затем в здании Общества[18]. Это были внушительные мероприятия. Собиралось иногда более 1000 человек[19].

С 1903 г. Общество построило новое здание на Большой Житомирской, 9 на перекрестке с большой Владимирской недалеко от центра города, где «просветители» сконцентрировали свою жизнь. По своей функциональности это был своего рода аналог епархиального дома. В нем впоследствии проходили самые разные церковные мероприятия: пастырские собрания, собрания законоучителей, заседания Владимирского

братства, концерты и др. После этого, фраза «в Религиозно-Просветительном обществе» (а в письмах – «в Рел о») подразумевала именно его здание[20].

С 1903 г. начали проводиться особые религиозные лекции-собеседования каждое воскресенье. Они были очень содержательны, включали в себя не менее двух докладов и проходили в открытой дискуссионной обстановке. Можно было каждое воскресенье приходить и общаться на религиозные темы, к чему были склонны многие представители духовных школ. Из-за интенсивности «воскресных чтений» докладчиков для них приглашали с самых разных учебных заведений. Например, ежегодно на них выступал доктор медицины, профессор Владимирского университета Феофил Гаврилович Яновский. Дело доходило до того, что некоторые лекторы в сам день чтений просто не являлись, и их приходилось в срочном порядке заменять председателю или его заместителю[21].

Платные богословские чтения постепенно теряли свою популярность, к тому же большинство профессоров Академии с большими усилиями соглашались читать лекции. Это в первую очередь было связано с неразумной организацией дел Совета в председательство свящ. Григория Прозорова (1907-1911). «В Обществе дела идут по системе восточных сатрапий. Все делает «сам». Совет можно считать совершенно упраздненным. Его уже и не собирают больше»[22], – писал Николай Гроссу. По-видимому, председатель не смог найти общего языка с академической профессурой. «В Религиозно-просветительном обществе бываю редко. Что-то там дела не совсем хорошо идут. Так, по крайней мере, говорит Дм. Ив. Богдашевский. Он горько сетует на академических профессоров за то, что те из-за нескольких выражений одного только председателя бросили доброе дело»[23].

Некоторую конкуренцию в деле организации религиозных дискуссий Обществу составил религиозно-философский кружок, который впоследствии организовался в Религиозно-философское общество[24]. Обсуждая схожую проблематику, оно имело более частный и светский характер. Некоторые преподаватели Академии предпочитали такой формат «официальному» Обществу. К примеру, профессор Петр Павлович Кудрявцев после создания Философского общества прекратил посещать мероприятия «просветителей».

Говоря об участии студентов духовных академий, стоит отметить, что некоторые священники начинали свою проповедническую жизнь в Обществе еще со студенческой скамьи. Например, настоятель Николаевского храма при 1 гимназии свящ. Александр Владимирович Лобачевский и настоятель Петропавловского храма при Киевском духовном подольском училище свящ. Николай Амвросиевич Шпачинский еще студентами с 1902 г. периодически вели беседы во Владимирском соборе по назначению ректора[25].

Большое количество воспитанников Академии принимало участие в беседах в Борисо-Глебской церкви на Подоле (школа и лазарет Братства при храме) при содействии свящ. М.Е. Едлинского и приходского братства[26]. Также дела обстояли и при Покровской церкви Киевского военного госпиталя под покровительством свящ. И. Ковернинского. Чаще всего студенты Академии привлекались на подобные мероприятия самими профессорами Академии. Свящ. Александр Глаголев приглашал вести чтения

студентов в церковь Николы Доброго, где был настоятелем, а также в ночлежный дом, за который был ответственен. Также поступал и прот. Иван Корольков, приглашая студентов вести чтения во Владимирском соборе. В итоге можно сказать, что «просветители» способствовали организации гомилетической практики студентов на приходах города. К 1910 г. студенты академии принимали участие в беседах в каждом третьем пункте Общества[27]. Всего в 1914 г. Обществом в 20 пунктах города вне храмового пространства было представлено более 500 чтений[28].

В отчете за 1901 г. есть запись о том, что при содействии Общества и под присмотром ректора архим Феодосия (Олтаржевского) начали проводиться внебогослужебные чтения воспитанниками в семинарской Петро-Павловской церкви[29]. В дальнейшем этот пункт исчезает из отчетов. Вероятнее всего эти мероприятия проводились без участия «просветителей». Интересно отметить, что семинаристы и самостоятельно занимались таким видом проповеди в городе, создав проповеднический кружок[30].

В отчетах есть пометки о том, что в разных пунктах Общества семинаристы привлекались в качестве певцов, поскольку перед чтениями обычно служились небольшие молебны. В Златоустовском храме Общества до 1910 г. певцы нанимались из семинарии. К сожалению, они не всегда были ревностными исполнителями своего послушания, что неудивительно ввиду довольно скромной оплаты. «Рассчитали прежний хор семинариста Вдовиченко … и возвратились опять к … Деркачеву. Пока поет удовлетворительно, а будет портить и раздражать нас, не поцеремонимся: прогоним»[31].

В 1910 г. с семинарской скамьи на должность преподавателя церковно-приходской школы и псаломщика при Златоустовской церкви был приглашен Георгий Константинович Трезвинский, который с 1911 г. по совместительству был регентом и заведующим воссозданным любительским хором Общества. Приглашать на такие должности семинаристов – обычная практика того времени[32].

Значительная часть литературы и брошюр, издаваемых Обществом, были составлены просветителями академического круга[33]. Интересна история о издании и реализации «Книги назидательного чтения». Общество решилось подготовить 7-ое издание этой книги в 1906 г. Д.И. Богдашевский через А.А. Дмитриевского и Н.Н. Глубоковского смог добиться, чтобы это издание закупил Училищный совет в Петербурге, что значительно улучшило финансовое положение организации. «Получил заказ из Училищного совета на 4300 р. Великое Вам спасибо, дорогой Алексей Афанасьевич, Н.Н. Глубоковскому за поддержку нашего дела!»[34].

Пока что нет достоверной информации о том, когда Общество как организация прекратила свое существование. С началом Первой мировой войны деятельность начала постепенно увядать. Об этом есть некоторые сведения в письмах свящ. Н. С. Гроссу. Весна 1916 г.: «В Обществе — полный развал. Чтения веду я при помощи двух-трех лекторов: того оживления, того интереса к делу, который был когда-то, теперь и в помине нет. Изданий не выпускаем вот уже 2-й год никаких, за абсолютным обеднением». Летом 1917 г.: «В обществе никаких перемен, кроме полного оскудения казны — явления, кажется, тоже всеобщего», «Продолжаю вести чтения и летом». Фактически к 1917 г. профессор свящ. Н.С. Гроссу и был Просветительным Обществом, хотя само здание естественно использовалось.

Например, 28 июля 1917 г. в его стенах был учрежден «Союз духовенства и мирян»[35]. Таким образом, ко времени прихода к власти большевиков деятельность Общества почти прекратилась. Есть упоминание о том, что в 1918 г. в его здании В.И. Экземплярсий делал доклад[36]. Храм св. Иоанна Златоуста был закрыт в конце 1923 г. [37]

Отдельной темой является участие в жизни Общества новомучеников Церкви Русской. Среди них можно назвать прот. Александра Глаголева, свящ. Михаил Едлинского, свящ. Михаила Алабовского и др.

Ввиду тематики конференции стоит также кратко обозначить те нити, которые связывают Общество со священномучеником Владимиром (Богоявленским). Он был активным организатором просветительского и миссионерского дела в Российской империи и был избран почетным членом Общества еще в 1899 г. «В уважении к его Архипастырскому попечению о возстановлении и призвании к жизни и деятельности Московскаго „Общества любителей духовного просвещения», трудящегося для тех же целей, для каких трудится и Киевское религиозно-просветительное Общество»[38]. Это случилось за 16 лет до того как он стал Киевским митрополитом.

С Обществом митрополит Владимир был связан вот еще каким образом. В 1908 г. он был назначен председателем особого Совещания по миссии при Святейшем Синоде для разработки проекта мер по наилучшей организации деятельности внутренней и внешней миссий. После первого заседания этого совещания в 1908 г. было решено именно в Киеве провести IV Всероссийский миссионерский съезд. Главными инициаторами этого мероприятия были чиновник Синода и бывший член Киевского Общества М.В. Скворцов и свящ. И. Восторгов. Миссионерский съезд в Киеве организовывался комиссией из членов Общества и проводился с 12 по 19 июня в его доме[39].

С ноября 1915 и до своей мученической кончины митр. Владимир был Почетным Покровителем Общества. Изз-за того, что он был Первенствующим член Святейшего Синода, ему приходилось подолгу пребывать в Петрограде. «Владыка митрополит еще не осведомлен о деятельности нашей…»[40],– писал Гроссу через 3 месяца после назначения митрополита в Киев. В опубликованных источниках обнаружено лишь одно упоминание участия архипастыря в открытии проповеднического года[41]. Вся деятельность в этот период руководилась председателем епископом Василием (Богдашевским), как, в прочем, и Киевская духовная академия.

Максим Тарасов. Участие Киевских духовных школ в деятельности Киевского религиозно-просветительского общества

Петро-Павловский монастырь г. Киев. Храм Киевской духовной семинарии

Если попытаться оценить результаты деятельности Общества, то резкий всплеск сектантства, в том числе и в Киеве, после закона об укреплении веротерпимости от 17 апреля 1905 года свидетельствует о слабых реальных антисектантских результатах. Для более корректного понимания конкретных итогов этого общественного объединения необходимо привлечение более широкого круга источников, по опубликованным материалам это проследить сложно.

Фактически мы можем говорить о том, что Киевские духовные школы вырастили сознательное духовенство, которое организовавшись в Общество, искало новые форматы проповеди Евангельский истины в то насыщенное время. Академические преподаватели стали главными сотрудниками Общества, направленными на просвещение среди

интеллигенции. Общество с одной стороны было местом консолидации православных профессоров с разными и даже крайними политическими и церковными взглядами, с другой стороны стало дополнительным сферой противостояния. Выступления профессоров Академии в Обществе стали дополнительной площадкой реализации исследований профессуры, что, безусловно, стимулировало развитие церковной науки. Как впоследствии, в 1925 г. писал Дмитриевский прот. Королькову: «Мои чтения [опубликованные] в Религиозно просветительном обществе ценятся и мною, и читателями на вес золота <…> Даже не прошу о высылке, а прошу удержать, чтобы поклониться Вам за бережливость <…> этого сокровища»[42].

В завершение отметим, что страшные события двадцатого века нивелировали видимые успехи Общества, тем не менее, слова Д.И. Богдашевского открывают для нас и другую перспективу: «Киевляне его любят и жаждут получать там духовную пищу»[43].

Таблица участников Общества, связанных с Киевскими духовными школами[44].

Профессора и администрация Киевской Академии

ФИО Годы Форма участи
Свящ. Александр Михайлович Клитин 1893-1900 Член Совета(1893-1900); богословские и народные чтения
Иван Игнатьевич Малышевский 1894-1897 Член Совета(1895-1896); богословские чтения
Василий Феодорович Певницкий 1894-1911 Член Совета(1895-1897); богословские чтения
Прот. Иоанн Николаевич Корольков 1895-1914 Кандидат(1895-1896); член Совета(1897-1905; 1909-1913); товарищ председателя(1900-1901); председатель(1902-1905); Богословские и народные чтения
Свящ. Феодор Иванович Титов 1896-1917 Богословские и народные чтения
Свящ. Николай Стефанович Гроссу 1896-1917 Член Совета(1903-1917); делопроизводитель(1905-1917); Настоятель Златоустовской церкви, заведующий школой; богословские и народные чтения
Стефан Тимофеевич Голубев 1896-1912 Богословские чтения
Афанасий Иванович Булгаков 1897-1907 Совета(1903-1907); казначей(1904-1905); богословские чтения.
Еп. Платон (Рождественский) 1898-1907 Председатель(1905-1907);
Алексей Афанасьевич Дмитриевский 1898-1908 Член Совета(1903-1905); кандидат Совета(1906-1907); староста Златоустовской церкви Общества(1903-1908); богословские чтения
Дмитрий Иванович Богдашевский
(архим.; еп. Василий)
1898-1917 Член Совета(1907-1916); товарищ председателя(1907-1914); староста Златоустовского храма(1908-1910); председатель(1914-1916); богословские чтения
Василий Ильич Экземплярский 1898; 1917 Богословские чтения
Митрофан Филиппович Ястребов 1898-1906 Богословские чтения
Иером Феодосий (Олтаржевский) 1898; 1901-1903; 1907-1910 Сотрудничество
Петр Павлович Кудрявцев 1898-1905 Богословские чтения
Николай Корнилиевич Маккавейски 1898-1907 Богословские чтения
Петр Иванович Линицкий 1898- 1906 Богословские чтения
Владимир Зенонович Завитневич 1900-1911 Член Совета(1903-1911); богословские чтения
Владимир Петрович Рыбинский 1902-1907 Богословские чтения
Василий Николаевич Малинин 1902 Богословские чтения
Свящ. Александр Александрович Глаголев 1903-1917 Член Совета(1906-1915); богословские и народные чтения
Свящ. Петр Иванович Тарнавский 1903-1917 Богословские и народные чтения
Михаил Эммануилович Поснов 1904-1917 Кандидат Совета(1909-1913); член Совета(1914-1915); богословские чтения
Виктор Петрович Родников 1905-1908 Богословские чтения
Иером. Анатолий (Грисюк) 1905-1912 Богословские чтения
Свящ. Василий Дмитриевич Прилуцкий 1909-1917 Член Совета(1914-1915); богословские чтения
Дмитрий Васильевич Горохов 1910-1915 Богословские чтения
Прот. Феодор Яковлевич Покровский 1910-1912 Богословские и народные чтения
Свящ. Николай Николаевич Фетисов 1906-1917 Богословские и народные чтения
Василий Захарович Белоликов 1910-1914 Богословские чтения
Владимир Петрович Рыбинский 1902-1907 Богословские чтения
Василий Николаевич Малинин 1902 Богословские чтения
Свящ. Николай Александрович Чудновцев 1907 Богословские чтения

Студенты Киевской Духовной Академии

Белоликов В. 1910 Народные чтения
Свящ. Феодосий Зубков 1911-1912 Народные чтения
Свящ. Владимир Георгиевич Поляков 1911-1912 Народные чтения
Свящ. Михаил Свидерский 1911-1912 Народные чтения
Якушев Яков 1911-1912 Народные чтения
Нагнойный Димитрий 1911 Народные чтения
Новиков Роман 1911 Народные чтения
Старокадомский Михаил 1911-1912 Народные чтения
Бечаев Н. 1911 Народные чтения
Афонский Сергей 1911 Народные чтения
Константин Дмитриевич Бенедиктов 1911-1912 Народные чтения
Мишин Павел 1911-1912 Народные чтения
Разногорский Сергей 1911-1912 Народные чтения
Виктор Юденич 1912-1915 Народные чтения
Нечаев Николай 1912 Народные чтения
Фаворский Димитрий 1912 Народные чтения
Советов Александр 1912 Народные чтения
Феодосьев Владимир А. 1914 Народные чтения

Преподаватели и администрация Киевской духовной семинарии

Х.В. Корчинский 1894-1898 Народные чтения
Михаил Васильевич Гневушев (архим. Макарий) 1895-1908 Богословские и народные чтения
Сергей Васильевич Кохомский 1895-1900 Кандидат(1898-1900); богословские и народные чтения
Петрушевский В.Г. 1896-1898 Народные чтения
Архим. Иоанникий (Ефремов) 1897 Сотрудничество
Павел Петрович Петрушевский 1898-1914 Член Совета(1912-1913); староста Златоустовского храма(1910-1913); народные чтения
Николай Васильевич Переверзев 1898 Народные чтения
Свящ. Александр Константинович Волнин 1903-1906 Богословские и народные чтения
Архим. Амвросий (Полянский) 1904-1913 Богословские чтения
Николай Тимофеевич Гумилевский 1909 -1912 Богословские и народные чтения
Свящ. Иоанн Георгиевич Богородицкий 1895-1907 Кандидат Совета(1895-1896); богословские и народные чтения

Студенты Киевской духовной семинарии

(Свящ.) Николай Амвросиевич Шпачинский 1902-1913 Народные чтения
(Свящ.) Александр Владимирович Лобачевский 1902-1913 Кандидат Совета(1909-1913); народные чтения
Крыжановский А. 1910 Народные чтения

Примечания:

1. Письма профессора Киевской духовной академии Д.И. Богдашевского к А.А. Дмитриевскому // Вестник ПСТГУ. II: История. История РПЦ. М., 2013. Вып. 5 (54). С. 75-107; Письма профессора Киевской духовной академии Д.И. Богдашевского к А.А. Дмитриевскому. Продолжение // Вестник ПСТГУ. II: История. История РПЦ. М., 2013. Вып. 6 (55). С. 87-110; Письма прот. Н. С. Гроссу к А. А. Дмитриевскому // Труды КДА. 2014. № 20. С. 188-231.

2. Письма протоиерея В. П. к А. А. Дмитриевскому // Вестник Екатеринбургской ДС. 2015. Вып. 1(9). С. 113-148; Учитель и ученик: письма 1897–1914 гг., связующие А. А. Дмитриевского и Н. Н. Пальмова // Вестник Екатеринбургской ДС. 2015. Вып. 4(12). С. 164–241; Переписка А.А. Дмитриевского и протопресвитера И. Королькова // Вестник Екатеринбургской ДС. 2017. Вып. 4(20). С. 1–73.

3. Твердохліб Т.С. Просвітницька діяльність викладачів Київської Духовної Академії // Педагогіка та психологія. Харків, 2012. № 41. С. 207-214.

4. Тарасов М. А. История учреждения Киевского Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. // Христианское чтение. 2016. № 5. С. 344-354; Тарасов М. А. Антисектантская деятельность Киевского Религиозно-Просветительного Общества // Материалы VIII Межд. студ. науч.-бог. конф. СПбПДА. СПб, 2016. С. 282-287; Тарасов М. А. Внебогослужебные собеседования, как церковный ответ на пропаганду сектантства в конце XIX — начале XX в. (на примере Киевской епархии) // «Ищите же прежде царствия божия и правды его» (Мф. 6:33) Материалы ХII Межд. Липец. гос. пед. ун-т. Липецк, 2017. С. 250-252.

5. См. подробно: Тарасов И.А., свящ. История учреждения в Петербурге Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви // Христианское чтение. 2015. № 5 С. 164-173; Тарасов И., свящ. Деятельность Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви // Материалы VI Межд. студ. науч.-бог. конф. СПбПДА. 2014. С. 242-247; Тарасов И., свящ. Протоиерей Дмитрий Яковлевич Никитин и его просветительская деятельность. // Материалы VII Межд. ст

6. Торжественное годичное и Общее собрание Общества распространения… 30 января 1900 г. // КЕВ. 1900. № 8. С. 346; Торжественное собрание Киевского религиозно-просветительского Общества // КЕВ. 1903. № 6. С. 227.

7. Отчет о деятельности Киевского Общества … за 1898 г. Киев, 1899. С. 6.

8. Отчет о деятельности Киевского … за 1914 г. Киев, 1915. С. 5-11; 16-24.

9. Журнал 28 мая 1898 г. // КЕВ. 1898. № 17. С. 761.

10. Сухова Н.Ю. Письма профессора КДА Д.И. Богдашевского к А.А. Дмитриевскому // Вестник ПСТГУ. 2013. Вып. 5. С. 80-82.

11. Отчет Киевского Православного … за 1906 г. Киев, 1907. С. 21.

12. Письма прот. И. Королькова к А.А. Дмитриевскому от 16 сентября 1924 г., от 27 марта 1925 г., от 8 июня 1925 г., от 8 марта 1926 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. Вып. 4(20). С. 18; 20; 26, 41.

13. Письмо А.А. Дмитриевского к прот. И. Королькову от 1 января 1928 г.// Вестник Екатеринбургской ДС. 2017. Вып. 4(20). С. 30.

14. Письмо Д.И. Богдашевского к А.А. Дмитриевскому от 11 марта 1908 г. // Вестник ПСТГУ. 2013. Вып. 5. С. 83.

15. Письмо Д.И. Богдашевского к А.А. Дмитриевскому от 17 сентября 1909 г. // Вестник ПСТГУ. 2013. Вып. 6. С. 90.

16. См.: 1-ое и 2-ое собеседование с сектантами в городской думе // КЕВ. 1897. № 23. С. 1039-1052; О третьем собеседовании с сектантами // КЕВ. 1897. № 24. С. 1093-1103; Отчет о четвертом собеседовании с сектантами // КЕВ. 1898. № 2-3. С. 95-107.

17. Отчет о деятельности Киевского … за 1897 г. Киев, 1898. С. 19.

18. См.: 1 чтение Киевского Общества распр. рел.-нрав. просв. в духе Прав. Церкви для образованных слушателей // КЕВ. 1899. № 2. С. 58; ПЦВ. 1899. № 10. С. 426; Седьмое богословское чтение // КЕВ. 1902. № 8. С. 330; Третье и четвертое богословские чтения // КЕВ. 1902. № 5. С. 198; «22 октября будет платное чтение Н.С. Гроссу, а 14 ноября будет мое платное чтение» См.: Письмо Д.И. Богдашевского от 5 октября 1908 г. Вып. 5 С. 89.

19. Все профессора, выступавшие на данных чтениях, обозначены в таблице в конце статьи.

20. Письмо Н.Н. Пальмова к А.А. Дмитриевскому от 12 октября 1909 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 4(12). 2015. С. 181.

21. Письмо Д.И. Богдашевского от 13 октября 1908 г. Вып. 5. С. 90.

22. Письма прот. Н. С. Гроссу к А. А. Дмитриевскому от 7 декабря 1911 г. // Труды КДА. 2014. № 20. С. 219.

23. Письмо В.Д. Прилуцкого к А.А. Дмитриевскому от 16 марта 1908 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып 1(9). 2015. С. 132.

24. Основали его в 1908 г., как продолжение философского кружка при Киевском политехническом университете, профессора П.П. Кудрявцев, В.И. Экземплярский, В.Д. Попов,

В.З. Завитневич; преподаватели Киевского университета и 1-ой Киевской гимназии. Участие в них активно принимали широкомыслящие священнослужители. См.: Релігійно-філософська думка України кінця XIX — початку XX століття. Одесса, 2000.

25. Отчет Киевского Общества … за 1902 г. Киев, 1903. С. 12.

26. Отчет о деятельности Киевского прав. рел.-просв. Общества за 1913 г. Киев, 1914. С. 11.

27. Отчет о деятельности Киевского … за 1910 г. Киев, 1911. С. 6-12.

28. Отчет о деятельности Киевского … за 1914 г. Киев, 1915. С. 6-11.

29. Отчет Киевского Общества … за 1901 г. Киев, 1902. С. 8.

30. От имени семинарского проповеднического кружка чтения прошли 4 марта 1912 г.: в Лукьяновсковском народном доме, в доме Владимирского Братства, в чайной на Демеевке, в доме патриотического Общества «Двухглавый Орел», в чайной на Сенной площади, в образцовой школе при семинарии. Религиозно-нравственные чтения для народа // КЕВ. 1912. № 9. С. 200.

31. Письмо Д.И. Богдашевского от 13 октября 1908 г. Вып. 5. С. 90.

32. Отчет о деятельности Киевского … за 1910 г. Киев, 1911. С. 14.

33. См. издания КРПО: Приложение к отчету о деятельности Общества за 1903 г. Киев, 1904; Отчет о деятельности Общества за 1913 г. Киев. 1914. С. 12.

34. Письмо Д.И. Богдашевского от 12 сентября 1911 г. Вып. 6. С. 102.

35. Письма прот. Н. С. Гроссу к А. А. Дмитриевскому от 15 марта 1916 г., от июня 1917 г., от 29 июля 1917 г. // Труды КДА. 2014. № 20. С. 226; 227; 228.

36. Экземплярский В.И. Старчество // Дар ученичества. М., 1993. С. 127-227.

37. В начале двадцатых годов в здании оставалось только Церковщинское подворье – небольшого монастыря, отделения Киево-Печерской Лавры, находившегося в районе Феофании. В 1923 г. в храме служила община под руководствам свящ. Анатолия Жураковского. «…это был храм, некогда принадлежавший Религиозно-просветительному обществу, храм во имя Иоанна Златоуста <…> А между тем закрыли и храм св. Иоанна Златоуста…». Свящ. Анатолий Жураковский: материалы к житию. Paris, 1984. С. 203-204; 219.

38. Отчет о деятельности Киевского … за 1899 год // КЕВ. 1900. № 4. С. 166-167.

39. Подготовительная к миссионерскому съезду комиссия // КЕВ. 1908. № 25. С. 620-621; Всероссийский миссионерский съезд в Киеве // КЕВ. 1908. № 19. С. 455; Отчет о деятельности Киевского … за 1908 г. Киев, 1909. С. 14.

40. Письмо прот. Н. С. Гроссу к А. А. Дмитриевскому от 2 февраля 1916 г. // Труды КДА. 2014. № 20. С. 225.

41. Первое собрание рел.-просв. Общества // КЕВ. 1916. № 38. С. 826.

42. Письмо А.А. Дмитриевского к прот И. Королькову от 20 ноября 1925 г. // Вестник Екатеринбургской ДС. 2017. Вып. 4(20). С. 30.

43. Письмо Д.И. Богдашевского от 11 марта 1908 г. Вып. 5. С. 83.

44. Составлена по материалам Отчетов о деятельности КРПО с 1894 по 1914 гг.

Список использованной литературы:

1. «А я по-прежнему пишу, не взирая на лица и злые времена…» (Переписка Алексея Афанасьевича Дмитриевского и протопресвитера Иоанна Королькова (1904-1928)) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. Вып. 4(20). С. 1–73.

2. «Дал бы Бог, чтобы все и вся успокоились, и наступил общий мир…» (Письма протиерея Николая Степановича Гроссу к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому 1908-1927 гг.) // Труди Київської духовної академії. 2014. № 20. С. 188-231.

3. Дар ученичества: сборник / сост. П.Г. Стеценко. М.: Руссико, 1993. 416 с. (Серия: «Христианская Россия. 20 век»)

4. Журнал «Киевские епархиальные ведомости»: 1897. №№ 23, 24; 1898. №№ 2-3, 17; 1899. № 2, 1900. №№ 4, 8; 1902. №№ 5, 8; 1903. № 6; 1912. № 9.

5. Журнал «Прибавление к Церковным ведомостям». 1899. № 10.

6. «Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней…» (Письма профессора Киевской духовной академии Д.И. Богдашевского к А.А. Дмитриевскому) // Сухова Н.Ю. Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2013. Вып. 5 (54). С. 75-107.

7. «Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней…» (Письма профессора Киевской духовной академии Д.И. Богдашевского к А.А. Дмитриевскому) продолжение // Сухова Н.Ю. Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2013. Вып. 6 (55). С. 87-110.

8. Отчет Киевского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1901 г. Киев: тип. Свято-Владимирского Императорского Ун-та, 1902. — 26 с.

9. Отчет Киевского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1902 г. Киев: типография Свято-Владимирского Императорского Ун-та, 1903. — 45 с.

10. Отчет Киевского Православного Религиозно-Просветительного Общества за 1903 г. Киев: тип. Свято-Владимирского Императорского Ун-та, 1904. — 47 с.

11. Отчет Киевского Православного Религиозно-Просветительного Общества за 1906 г. Киев: тип. Свято-Владимирского Императорского Ун-та, 1907. — 44 с.

12. Отчет о деятельности Киевского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1897 г. Киев: тип. Свято-Владимирского Императорского Ун-та, 1898. — 37 с.

13. Отчет о деятельности Киевского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1898 г. Киев: тип. Свято-Владимирского Императорского Ун-та, 1899. — 27 с.

14. Отчет о деятельности Киевского Православного Религиозно-Просветительного Общества за 1908 г. Киев: тип. Свято-Владимирского Императорского Ун-та, 1909. — 37 с.

15. Отчет о деятельности Киевского Православного Религиозно-Просветительного Общества за 1910 г. Киев: тип. Свято-Владимирского Императорского Ун-та, 1911. — 36 с.

16. Отчет о деятельности Киевского Православного Религиозно-Просветительного Общества за 1913 г. Киев: тип. Общества «Петр Барский в Киеве», 1914. — 24 с.

17. Отчет о деятельности Киевского Православного Религиозно-Просветительного Общества за 1914 г. Киев: тип. Общества «Петр Барский в Киеве», 1915. — 24 с.

18. Священник Анатолий Жураковский: материалы к житию / сост., вступ. ст. П.Г. Проценко. Paris: YMCA-PRESS, 1984. 228 с.

19. «Союз боязни связуем…» (Письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908-1927 гг)) // Сухова Н.Ю. Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. Вып. 1(9). С. 113-148.

20. Тарасов И.А., свящ. История учреждения в Петербурге Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви // Христианское чтение. 2015. № 5 С. 164-173.

21. Тарасов И.А., свящ. Деятельность Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви // Материалы VI Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии Сборник докладов. 2014. С. 242-247.

22. Тарасов И.А., свящ. Протоиерей Дмитрий Яковлевич Никитин и его просветительская деятельность. // Материалы VII Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии Сборник докладов. 2015. С. 217-221.

23. Тарасов М. А. История учреждения Киевского Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. // Христианское чтение. 2016. № 5. С. 344-354.

24. Тарасов М. А. Антисектантская деятельность Киевского Религиозно-Просветительного Общества // Материалы VIII международной студенческой научно-богословской конференции СПбДА: Сборник докладов. СПб, 2016. С. 282-287.

25. Тарасов М. А. Внебогослужебные собеседования, как церковный ответ на пропаганду сектантства в конце XIX — начале XX в. (на примере Киевской епархии) // «Ищите же прежде царствия божия и правды его» (Мф. 6:33) Материалы ХII Международного форума. Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2017. С. 250-252.

26. Твердохліб Т.С. Просвітницька діяльність викладачів Київської Духовної Академії (80-і роки ХІХ– початок ХХ століття) // Педагогіка та психологія: зб. наук. пр. Харків: ХНПУ, 2012. № 41. С. 214-223.

27. Учитель и ученик: письма 1897–1914 гг., связующие А. А. Дмитриевского и Н. Н. Пальмова // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. Вып. 4(12). С. 164–241.

Тарасов Максим Алексеевич — студент II курса магистратуры
Санкт-Петербургской духовной академии

Опубликовано в: Труди Київської духовної академії. Випуск 28. 2018. С. 224-234.


Опубликовано 18.06.2018 | Просмотров: 89 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter