Максим Кивелев. Святитель Григорий Палама

Максим Кивелев. Святитель Григорий Палама

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Память святых или событий, которые ежедневно предлагает нам Церковь, несет в себе определенный урок. Сегодня, во 2-ю Неделю Великого поста, мы чтим святителя Григория Паламу, одного из немногих святых, память которого имеет переходящую дату.

Он жил в XIV веке и прославился, прежде всего, своей полемикой, в которой выступил в защиту исихастского опыта афонских монахов, видевших сияние Божественного света. С богословской стороны, его труды замечательны тем, что свт. Григорий ввел в оборот понятие «Божественные энергии». В этом учении нет ничего принципиально нового, об этом говорил еще свт. Григорий Богослов, однако, Григорию Паламе удалось систематизировать и во всей полноте раскрыть это учение.

Главная суть его заключается в том, что недосягаемый и непознаваемый Бог, Бог в Себе, по отношению к Которому, по большому счету, употребимы только апофатические характеристики, т.к. вряд ли хотя бы одно свойство Божие можно вписать в рамки человеческих понятий, бесконечно близок нам посредством Своих энергий, действий в этом мире. Человек, как существо богоподобное, способен участвовать в Божественной жизни, особенно же при наличии с его стороны особой духовной сосредоточенности, «исихии», которую и практиковали афонские монахи.

Пример свт. Григория важен не просто как образец автора, оставившего нам драгоценное богословское наследие, но как человека, решившегося выступить в защиту своих ближних, простых монахов, которые с точки зрения их противников несли какую-то несуразицу, говорили о видении ими некоего Божественного света. Труды святителя Григория, которые сегодня переиздаются и доступны, говорят о нем как о замечательном интеллектуале и богослове. Господь сподобил его этого дара, но главное в том, что он сумел его реализовать на пользу ближним, явив тем самым действенную любовь.

Другой пример действенной любви сегодня предлагает нам Евангельское чтение, повествующее о расслабленном, близкие которого из-за многолюдства вынуждены были разобрать кровлю дома, где находился Господь, и на постели спустили этого несчастного человека к ногам Спасителя, так как были уверены, что Христос непременно дарует ему исцеление. Эти четверо сделали для своего друга все, что смогли, и Господь в некотором смысле не может устоять перед силой их любви и не оставляет тщетными их усилия.

Очень интересно, как через любовь люди могут быть связаны друг с другом. Делают одни, а выздоравливает другой. Именно такому отношению сегодня особо поучает нас Церковь. Ведь качество нашей жизни определяется не количеством денег, знаний и впечатлений, которое будет у нас к моменту смерти, но сумели ли мы оправдать доверие, оказанное нам Богом. Даровав нам жизнь, Он позволил распорядиться по собственному усмотрению и нашей свободой и теми дарами, которыми наделил нас. А дары эти есть у всех без исключения: кто-то имеет деньги, кто-то время, кто-то полезные навыки и умения, кто-то доброе и сострадательное сердце, кто-то умеет быть благодарным. В то же время каждого из нас Господь одарил в разной степени. В этом, казалось бы, неравенстве сокрыта замечательная возможность проявить действенную любовь. Сильный имеет возможность прийти на помощь слабому, а слабый – явить чувство благодарности, из всех живых существ доступное только одному человеку. Оба преображаются в любви, один в своем действии, другой – в благодарении, которое рождает не менее великие чувства.

Потому урок, который дает нам сегодня Церковь, является для нас замечательным наглядным руководством к исполнению главной заповеди, заповеди о любви к ближнему, потому как именно к такой жизни призывает нас Господь. Аминь.

Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Максима Кивелева, произнесенная в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией 31 марта 2013 года.


Опубликовано 01.04.2013 | Просмотров: 158 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter