М.В. Захарченко. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ

М.В. Захарченко. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ

В статье М.В. Захарченко, д.ф.н., профессора кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, рассматривается «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования».

1. Категориальное определение «духовно-нравственный» в нормативных документах российского образования: справка, предваряющая методологический анализ категорий.

Категориальное определение «духовно-нравственный» вводится в тезаурус нормативно-правовых документов Российской Федерации Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ, который вносит поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., №3266-1.

А именно: статья 14 п.2 закона «Об образовании» вводит категорию «духовно-нравственная личность», статья 9 п.6 – категорию «духовно-нравственное развитие». Статья 14  касается содержания образования, статья 9 – образовательных программ.

14 п.2. Содержание образования должно обеспечивать:

  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ);
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

9 п.6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

Разработка методологического содержания педагогических категорий «духовно-нравственное развитие» и «формирование духовно-нравственной личности» начата в документах, которые составляют часть пакета документации ФГОС второго поколения, подготовленной авторским коллективом под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Авторы разработки — А.Я. Данилюк, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика»; А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании РАО, генеральный директор издательства «Просвещение»; В.А. Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, президент Академии педагогических и социальных наук.

Первая версия документа вышла под титулом «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и опубликована в «Учительской газете» 9 июня 2009 года в статье под названием «Гражданин и патриот».

Вторая – и на сегодняшний день окончательная – версия имеет другое название: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». Этот документ с ремаркой «Проект» вышел в издательстве «Просвещение» в 2009 году в серии «Стандарты второго поколения», основанной в 2008 году. Выпуск издания осуществлен в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005) реализуемого Российской академией образования по заказу Федерального агентства по образованию.

В начале текста Концепции ДНРВ приводится полный текст Преамбулы Конституции РФ, в которой определяются ценностные основы конституционного строя нашей страны.

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Раскрытию соотношения понятий «духовно-нравственное развитие и воспитание» посвящен особый раздел Концепции ДНРВ. В разделе «Духовно-нравственное развитие и воспитание» определяется:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

  • усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
  • общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
  • содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства».

 2. «Духовно-нравственное воспитание» или «духовно-нравственное развитие и воспитание»?

Поправки в закон «Об образовании» 2007 года ввели в язык документов, регламентирующих деятельность системы образования, категориальное определение – «духовно- нравственный» — новое для нормативно-правового тезауруса. Закон определяет две категории – духовно-нравственное развитие обучающихся и формирование духовно-нравственной личности, через эти категории раскрываются нормативные характеристики результатов деятельности образовательной системы страны.

Появление этих категорий в правовых документах симптоматично; этот факт сигнализирует о решимости государства принять ответственность за нравственное измерение жизни общества, за обеспечение устойчивости ее ценностных основ. В Послании Федеральному собранию 2008 г. Президент России обозначил две основные институциональные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего общеобразовательную школу.

В Преамбуле Конституции ее субъект — многонациональный народ Российской Федерации — манифестирует ценностные основы своего бытия как фундамент конституционного строя, как нравственный базис российской государственности. Школа же принимает ответственность за незыблемость ценностной основы народной жизни в смене поколений, она призвана найти способы передачи этих ценностей новым поколениям.

Категория «духовность» в общественно-педагогическом дискурсе последних лет по большей части связывается именно с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Говоря о духовно-нравственном измерении бытия человека, размышляют о единстве свободы и ответственности человеческой личности, о путях вхождения новых поколений в полноту культурного наследия поколений предшествующих. Акцентируется внимание на освоении человеческого способа бытия в культуре и истории, где человек являет себя как существо свободное, созидающее и ответственное за жизнь мира. Немалое внимание уделяется также религиозной перспективе бытия человека в мире, где человек осмысляет себя в иерархическом соподчинении и в предстоянии Высшему началу бытия.

Категория «духовно-нравственное развитие» в девятой статье закона «Об образовании» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, и в третьих – качество подготовки обучающихся. Такая формулировка предписанных результатов деятельности образовательных систем имплицитно содержит в себе целых ряд методологических предпосылок, экспликация которых задает новую методологию образования.

Методология – в самом общем смысле – это теория и рефлексивная практика организации мышления и деятельности, индивидуальных и коллективных. Новая методология, на которую нацеливает закон, призвана создать такую теорию и практику педагогического мышления и деятельности, которая сумеет обеспечить специфический эффект образования, определенный через иерархическую структуру его результатов: духовно-нравственное развитие, воспитание, качество подготовки.

Обращает на себя внимание разность двух категорий, помещенных в тексте закона через запятую: духовно-нравственное развитие и воспитание. В тексте закона нет категории «духовно-нравственное воспитание», которая сегодня стала уже привычной. Духовно-нравственное воспитание – относительно новая категория в педагогике — постепенно завоевывала позиции в течение последних двух десятилетий. За последние 15 лет защищено множество докторских и кандидатских диссертаций по педагогике, в которых исследуется в педагогическом ключе связь духовности и нравственности. В исследованиях вводятся категории духовно-нравственного воспитания, духовного становления, воспитания духовности, нравственного поведения, нравственного развития. Категория духовно-нравственного воспитания особенно часто обсуждаются в русле проблем этнопедагогики и приобщения к культуре традиционных религий России. На региональных уровнях – уровень субъекта Федерации, муниципальный уровень — принимаются программы духовно-нравственного воспитания. Разрабатываются программы духовно-нравственного воспитания также на уровне образовательных учреждений. Во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» установлена номинация «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания». Лицензированы программы педагогической магистратуры «Духовно-нравственное воспитание» (РГПУ им. А.И. Герцена).

Тем не менее, редакция закона «Об образовании» 2007 года не включает этой категории. В ней заданы две категории: духовно-нравственное развитие и воспитание.

Логика обсуждения способов реализации новых ФГОС демонстрирует, что педагогическое сообщество зачастую не вполне осознает ключевой смысл категориальной схемы, в которой закон определяет нормативный результат образования. Педагогическое сообщество склонно осваивать эти категории в логике «духовно-нравственного воспитания» как специфического направления воспитательной деятельности. Педагогическая реальность в целом тяготеет к тому, чтобы представить «духовно-нравственное воспитание» как одно из многочисленных направлений воспитания, — наряду с патриотическим, гражданско-правовым, с воспитанием толерантности, с профилактикой зависимостей и т.д. Нам представляется, что это подход тупиковый. Следуя по этому пути, мы утрачиваем потенциал методологического развития, заложенный в новых категориях, внесенных в закон.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание – категории ФГОС нового поколения

Новые методологические перспективы осваивает Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, включенная в состав документов ФГОС нового поколения. Показательно, что первоначально данная Концепция носила другое название – «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». Работа авторского коллектива и консультации с серьезной референтной группой ученых позволили расставить новые акценты в проблематике воспитания и духовно-нравственного развития и дать описание новой категориальной схемы.

Выделим ряд важных с методологической позиции аспектов концепции ДНРВ:

1. Определение статуса Концепции ДНРВ. Задается через определение места программы воспитания в структуре образовательной программы ОУ и ее основных концептов.
2. Определение категорий духовно-нравственное развитие человека (гражданина России) и педагогическая ответственность, задающих системообразующие принципы формирования содержания образования и моделирования образовательных программ.
3. Определение категорий, задающих способы описания идейного уровня содержания образования и механизмов его интеграции: национальный педагогический идеал, базовые национальные ценности.
4. Описание нового видения места системы образования в пространстве культуры и общественной истории современной России. Задается в концепции общественного договора и раскрывается через представление о логике взаимодействия социальных субъектов воспитания через вхождение в открытое образовательное пространство ОУ ключевых культурных традиций России.
5. Моделирование системы условий организации воспитательного процесса. Эта модель задает принципы структурирования программ воспитания, описывает ее структуру в аспекте набора деятельностей, которые должны быть сформированы ОУ.

Раскроем последовательно некоторые существенные характеристики Концепции ДНРВ по выделенным аспектам.

1. Статус Концепции.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования» составляет часть документации ФГОС нового поколения. Нормативный статус данного документа – методологическая основа разработки программ воспитания и социализации в составе образовательных программ ОУ.

Однако ее концептуальный статус отличается от нормативного. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В тексте «Примерной программе воспитания и социализации», составляющей один из документов ФГОС, утвержденных согласно порядку, определенному Законом «Об образовании» данная Концепция определяется как основа ее проектирования. Концепция ДНРВ задает методологические подходы в разработке программы воспитания. Согласно новым ФГОС, в ряду «учебных программ и материалов к ним», составляющих в совокупности образовательную программу ОУ, появляется особый документ — программа воспитания. Это некая отдельная программа, отдельный документ в ряду других программ. Однако этот документ – особенный. От программ предметных учебных дисциплин его отличает следующая специфика: он описывает способ интеграции отдельных программ, определяющих набор осуществляемых ОУ деятельностей, в системное целое.

Программа воспитания – это методология интеграции совокупности элементов в систему. Система же есть не простая последовательность и набор элементов, но последовательность, приведенная в особенную связь, благодаря которой появляется новое качество набора элементов — системный эффект.

Таким образом, программа воспитания – проблема и сверхзадача в проектировании образовательной программы ОУ.

2. Категории «духовно-нравственное развитие» и «педагогическая ответственность».

В тезаурусе Концепции ДНРВ понятие духовно-нравственного развития определяется в Концепции как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Духовно-нравственное развитие – сфера персональной ответственности личности, автономная зона личного риска и личностных приобретений, суверенное пространство ответственного социального субъекта, область реализации нравственного принципа единства свободы и ответственности человека. Категория «формирования», примененная к процессу духовно-нравственного развития, будет отличаться от категории формирования способностей, принятой в деятельностном подходе. В новой перспективе речь идет о формообразующем процессе, который носит авторский характер. Для его описания необходимы категории, разработанные в философии ХХ века – жизненного пути человека, жизнестроительства, жизненных горизонтов личности, гуманитарного праксиса.

Каково же место педагогической реальности в этом процессе авторского становления духа и нравственности в человеке? Концепция ДНРВ предлагает категорию «педагогическая ответственность». Для раскрытия представления о педагогической ответственности целесообразно применять парадигму двудоминантной педагогики – мы должны говорить о межсубъектном взаимодействии, о двудоминантном целеполагании, о диалоговом типе формирования ценностного сознания, о смысловом пространстве взаимодействия самостоятельных субъектов образовательного процесса.

Выделение трех аспектов в сфере педагогической ответственности позволяет выделить три группы проблем, которые требуют теоретической и методологической разработки в педагогической науке и практике:

— проблема формирования современной российской идентичности

— проблема манифестации и согласования ценностно-смысловых основ воспитания в пространстве локального сообщества ОУ в процессе реального взаимодействия социальных субъектов воспитания

— проблема педагогического освоения проективности человеческого бытия, согласованного целеполагания личностного развития и развития страны.

В частности, в аспекте российской идентичности необходим творческий поиск моделей идентичности самобытной российской цивилизации. Ценностная структура этой идентичности задана в Преамбуле Российской Конституции. Недаром Преамбула приводится в Концепции полностью. Анализ Преамбулы позволяет условно выделить два компонента этой идентичности, тесно взаимосвязанных, но относительно самостоятельных и предполагающих специфические педагогические стратегии. Это компонент гражданской идентичности и аспект культурно-исторической идентичности. Права и свободы личности, демократическая основа государственности, суверенность государства, социальная ответственность, благосостояние страны, членство в мировом сообществе – и тому подобные категории — задают аспект гражданской идентичности. «Почитание памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «общность судьбы на родной земле», «ответственность за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями» — этот ряд понятий задает перспективу формирования культурно-исторической идентичности гражданина России. Эти компоненты подлежат педагогической интерпретации в конкретных моделях организации образовательной деятельности и описании ее результатов.

3. Идейный уровень содержания образования и механизмы его интеграции раскрываются через категории «национальный воспитательный идеал», «базовые национальные ценности»

Концепция определяет национальный воспитательный идеал и подчеркивает его преемственность по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох а также его адекватность внешним и внутренним вызовам России. «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В Концепции определяется, что содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Они определяются как базовые национальные ценности.

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

4. Новое видение места системы образования в пространстве культуры и истории задается в концепции общественного договора и раскрывается как логика освоения культурных традиций России через взаимодействие социальных субъектов воспитания.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет ключевые культурные традиции России как источник нравственности и человечности. Она ориентирует педагогчиеское сообщество на педагогические стратегии формирования ценностно-смысловой сферы человека, которые соотносят становление мотивационных, когнитивных и эмоциональных структур личности с деятельностным освоением ключевых традиций культуры. Концепция последовательно развивает понимание традиций культуры, в том числе традиционных религий России, как специфического ресурса развития образования в содержательном и деятельностном ключе. Взаимодействие с социальными субъектами воспитания рассматривается как способ интеграции в едином воспитательном процессе семейных традиций, традиционных религий, локальных сообществ, профессиональных и корпоративных традиций.

Школа должна приобщить растущего человека к источникам нравственности и человечности. Эти источники – области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Носителями базовых национальных ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к освоению ключевых культурных традиций России, в том числе религиозных

5. Система условий организации воспитательного процесса в явном виде сформулирована в тексте «Примерной программы воспитания и социализации» как требования к условиям воспитания и социализации. Система требований может быть наглядно представлена в таблице:

Таблица 1. Требования к условиям воспитания и социализации

Требования к условиям воспитания и социализации Создание среды образовательного учреждения: Культурно-воспитательная
Социально-воспитательная
Эколого-воспитательная
Эстетическая
Локальная школьная
Организация взаимодействия с субъектами воспитания Семья
Социальные субъекты воспитания (общественные, профессиональные, религиозные организации и движения)
Учреждения дополнительного образования и культуры
Интегративный характер образовательного процесса Интеграция межпредметная на ценностной основе
Интеграция учебной, внеучебной, внешкольной деятельности
Личностно-социальная направленность Поддержка личностного развития в местном социуме и глобальном информационном пространстве
Поддержка социальной активности в локальном сообществе

 Заключение

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» развивает перспективные подходы, позволяющие реализовать методологический потенциал, заключенный в определении образовательного результата как иерархической структуры «духовно-нравственное развитие — воспитание — качество подготовки».

Она дает реальные возможности актуализировать педагогический потенциал ключевых культурных традиций России и сформировать интегрированное образовательное пространство на началах, конструктивного диалога носителей различных культурных перспектив, в том числе на основе религиозного мировоззрения, во взаимодействии и заинтересованном сотрудничестве. Реализация этих возможностей улучшит нравственное состояние общества, создаст основу динамичного развития страны на основе ценностных приоритетов духа и нравственности, традиционных для самобытного цивилизационного пути России.


Опубликовано 09.12.2010 | Просмотров: 891 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter