М.В. Шкаровский. Свято-Троицкий Линтульский монастырь в Финляндии

М.В. Шкаровского. Свято-Троицкий Линтульский монастырь в Финляндии

Одним из важных центров распространения Православия в Финляндии в XX веке был Свято-Троицкий Линтульский монастырь. Первая женская обитель в Великом княжестве Финляндском была основана в 1890-е гг. при активном участии святого о. Иоанна Кронштадтского и тайного советника Ф.П. Неронова на мызе Линтула Эуряпяского уезда Выборгской губернии. 11 сентября 1905 г. обители был присвоен статус монастыря. И сразу она начала активную благотворительная деятельность. Так во время русско-японской войны сестры Линтульской общины передали в 1905 г. здание усадьбы «Мир», пожертвованной им будущим схимонахом Иннокентием (Сибиряковым), для устройства военного госпиталя и санатория, который содержался за счет вдовствующей императрицы Марии Федоровны (матери Николая II). В результате вся монастырская усадьба получила новое название «Здравница». От этого русского слова произошло и ее финское название – «Рауница» (Raunitsa). В усадьбе размещался военный санаторий до революционных событий 1917 г.

К 1917 г. Линтульский монастырь уже представлял из себя сформировавшуюся в духовном и материальном плане обитель. Число его насельниц доходило до 70, ежегодно не менее 100 верующих прибывали сюда на богомолье. Имелось довольно развитое монастырское хозяйство. В Линтуле существовал детский приют для русских и финских детей, в котором обучали русскому языку, арифметике, географии, истории и Закону Божию.

Революция 1917 г. и последовавшие за ней события сказалось на положении монастыря. В декабре 1917 г. Финляндия стала независимой, и монастырь оказался в особой пограничной зоне со строгим контролем. Пожертвования, поступавшие из России, полностью прекратились, перестали приезжать паломники. Экономическое положение резко ухудшилось, чтобы избежать голодной смерти все сестры постоянно занимались сельскохозяйственными работами. За короткий срок их число сократилось с 70 до 40.

После получения Финляндией независимости положение Православной Церкви в ней существенно изменилось. 6 июня 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята с правами широкой автономии в Константинопольский Патриархат. В середине 1920-х гг. сестры Линтульской обители, вслед за всей Финляндской Православной Церковью, были вынуждены перейти на григорианский богослужебный календарь, хотя пытались оказать в этом вопросе сопротивление государственным и церковным властям. Тесную связь сестры Линтульского монастыря поддерживали с общиной русского Казанского храма в Терийоках, настоятелем которого в первые послереволюционные годы служил протоиерей Григорий Светловский, высланный в конце 1925 г. по распоряжению губернатора из Терийок в Выборг за проведение Пасхального богослужения по юлианскому календарю. В дальнейшем в Казанской церкви служили протоиерей Михаил Орфинский и диакон Антоний Быстриевский, постоянно бывавшие в Линтуле.

С 1924 г. в монастырских храмах богослужения и все требы в Линтульской обители совершали иеромонахи Спасо-Преображенского Валаамского или Рождество-Богородицкого Коневского монастырей. Одна из сестер Линтульской обители – будущая игумения Антонина (Боллведж) разделяла убеждения большинства иноков Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, несколько десятилетий боровшихся за чистоту Православия и старый календарь. Являясь духовной дочерью валаамского старца Тимона (Питкевича), она всей душой поддерживала дух истинного монашества.

После 1917 г. в приграничной Линтуле нередко находили временный или постоянный приют беженцы из Советской России. В 1922 г. подала прошение стать насельницей монастыря известная бывшая фрейлина и близкая подруга российской императрицы Александры Федоровны Анна Александровна Танеева (в замужестве Вырубова), чудом избежавшая расстрела в Советской России. Проживая с 1921 г. в Терийоках, Анна Александровна совершала частые поездки в Линтульский и Валаамский монастыри. Однако в обитель ее не взяли, как инвалида, нетрудоспособную и не привыкшую к тяжелым сельскохозяйственным работам. Тогда 14 ноября 1923 г. Анна Александровна тайно приняла монашеский постриг с именем Мария (скончалась она в 1964 г. в Хельсинки).

Помимо А.А. Танеевой со Свято-Троицким монастырем были связаны и многие другие беженцы из СССР. Утратив связь с Россией, обитель стала островком православного благочестия на территории иноязычной и инославной страны. Некоторые вынужденные эмигрантки поступили сестрами в Линтульскую обитель. При монастыре существовало кладбище, где, помимо сестер обители,  были захоронены некоторые русские эмигранты, например, жена художника Юрия Репина, сына знаменитого живописца Ильи Репина, Прасковья Андреевна (урожденная Андреева), скончавшаяся в 1929 г. Юрий Репин с детьми до советско-финской войны постоянно посещал могилу жены. Сам Илья Ефимович, несомненно, тоже бывал в монастыре на могиле невестки.

Жизнь сестер в новых условиях постепенно наладилась, хотя приняла существенно более скромные, чем до революции, формы. Однако постепенно в монастырь летом стали приезжать многочисленные гости, для которых устроили кафетерий, в здании детского приюта – летнюю гостиницу и лавку, где продавали свечи, иконы, четки; одна из монахинь выполняла роль экскурсовода, показывая приезжим обитель. Паломничество стало приносить определенный доход, помимо поступлений от сельского и лесного хозяйства. Монастырю по-прежнему принадлежали участки леса, довольно обширные сельскохозяйственные угодья, пасека, конюшни, ферма молочного скота, сапожная мастерская, мельница и лесопилка, которые действовали на близлежащей реке Линтуловке все 1920-е – 1930-е гг. На собственные средства обитель содержала приходскую школу. Существовал известный замечательным пением монастырский хор, в котором в 1934 г. пели 10 сестер.

В 1929 г. в Сердоболе (Сортавале) вышла небольшая книга «Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь», которая продавалась в обители и дарилась почетным гостям. На обложке одного из сохранившихся экземпляров книги имеется автограф игуменьи Ларисы от 17 июля 1929 г.: «На молитвенную па­мять отцу игумену Павлину настоятелю [Спасо-Преображенского Валаамского монастыря]». Сестры обители также участвовали в издании в 1921-1940 гг. периодического издания «Пробуждение. Ежемесячный русский свободный христианский орган в Финляндии» с приложением «Детский уголок». В 1920-х гг. в монастыре насчитывалось около 40 насельниц, а к 1939 г. – 44 сестры. Хотя Линтульской общине статус монастыря был предоставлен еще в 1906 г., финляндские государственные власти юридически признали его только в 1932 г.

На своем первоначальном месте Линтульский монастырь просуществовал всего 44 года. В ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, и еще 11 октября, перед началом боевых действий, началась эвакуация обители. Прекратились богослужения в Свято-Троицкой церкви, все 40 сестер уехали в Центральную Финляндию. С собой им удалось взять лишь почитаемую в обители икону Божией Матери Иерусалимскую, духовную реликвию – часть облачения святого отца Иоанна Кронштадского, облачения священников и несколько предметов церковной утвари (сосуды для причащения).

В марте 1940 г. территория Линтульского монастыря отошла к СССР, но в конце лета 1941 г. ее вновь заняли финские войска. Однако сестры в свою обитель уже не вернулись. В 1943-1944 гг. в здании, где они ранее проживали, размещалась народная школа, в частности занятия проходили в помещении монастырской трапезной. Летом 1944 г. советские войска окончательно отвоевали Карельский перешеек.

Первое время после эвакуации из родного монастыря линтульские сестры пребывали в различных местах временного размещения: только в период войны 1939-1940 гг. они трижды меняли место проживания в Финляндии. После долгих поисков сестры осенью 1944 г. нашли подходящюю по цене усадьбу в местечке Палокки (Palokki) в муниципалитете Хейнявеси (Heinävesi), куда и переселились. В обители остались только верные своему призванию монахини средних лет и старицы, всего 34 сестры. Монастырь сохранил свое прежнее название – Линтульский (Lintulan luostari).

С надеждой встретили сестры известие о том, что в 18 километрах от выбранного места – в усадьбе Папинниеми обосновались эвакуированные монахи из оказавшегося на территории СССР Валаамского монастыря, которые устроили Ново-Валаамскую обитель. Они очень помогли инокиням обустроиться, как выполнением тяжелых физических работ, так и духовным окормлением; именно эти иеромонахи совершали ежедневные богослужения для сестер. Из этого монастыря были получены многие иконы, три колокола и различные предметы церковного обихода.

Для продолжения монастырской жизни согласно прежним традициям необходимо было построить новую церковь и различные монастырские строения, в частности вместительный келейный корпус. С целью сбора средств и содействия возрождению монастыря было учреждено общество «Lintulan luostarin ystavat» («Друзья Линтульского монастыря») под председательством отца Лев (Лео) Макконена, позднее архиепископа Карельского и Финляндского. В 1966 г., несмотря на нехватку средств, удалось завершить строительство нескольких зданий.

Вплоть до конца 1960-х гг. Линтульский монастырь  был полностью аграрным, и сестры долгое время жили только за счет земледелия и скотоводства. Однако на рубеже 1960-х – 1970-х гг. они взяли на себя обязанность изготовления свечей из пчелиного воска для нужд всех православных церквей Финляндии, и в 1967 г. при монастыре начал действовать вновь построенный свой небольшой свечной завод. Впоследствии, с ростом паломничества и туризма, в монастырском хозяйстве стали доминировать две основные статьи дохода: производство свечей и туризм.

Осенью 1972 г. было закончено возведение каменной церкви, по традиции во имя Пресвятой Троицы. Верхнюю часть иконостаса представляет собой Тайная вечеря, работы иконописца Александра Викстрема. Все остальные иконы в иконостасе, некоторые настенные иконы и большой запрестольный образ Божией Матери «Знамение» написал известный финский художник японского происхождения Петрос (Петр) Ивао Сасаки (Petros Sasaki). В дальнейшем иконописец расписал в Финляндии несколько новопостроенных православных церквей. Он неоднократно приезжал и подолгу жил в Линтульском монастыре. Скончался Петрос Сасаки в 1999 г. и согласно завещанию был похоронен на кладбище Линтульского монастыря.

В связи со смертью почти всех прежних линтульских сестер, к 1980 г. число насельниц сократилось до 9: семи монахинь и двух послушниц, но затем оно вновь стало постепенно расти за счет прихода в обитель православных финок. В Хейнявеси монастырь начал постепенно превращаться в финскоязычный. С начала 1980-х гг. богослужения стали регулярно проводиться только на финском языке. В 1988 г. была построена гостиница для паломников, а в 1995 г. — в русском стиле бревенчатая кладбищенская часовня Иерусалимской иконы Божией Матери. В 2003-2004 гг. был реконструирован 150-летний старинный усадебный дом с устройством в нем кафе и сувенирной лавки.

В начале 1990-х гг. обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, оставивший запись в книге почетных гостей. В дальнейшем он еще не раз приезжал в обитель. Когда в 1995 г. Линтульский монастырь праздновал свое столетие, то на праздник съехались многие сотни людей. Настоятельницу игумению Антонину (Боллведж) поздравляли архиепископ Йоханнус (Иоанн), митрополит Карельский и Финляндский Лео (Лев), представители русской и греческой православных церквей. Пели православные хоры из Йоенсуу и Хельсинки.

В 1998 г. скончалась игумения Антонина, и новой настоятельницей впервые была избрана финка, не бывшая насельницей старой Линтулы, – игумения Марина (Илтола). До поступления в обитель она несколько лет служила православным миссионером в Кении. Свойственное матери Марине умение находить общий язык с разными людьми, сохраняя при этом внутреннюю неизменность своих убеждений, принесло несомненную пользу Линтульскому монастырю. Небольшая по количеству сестер обитель установила широкие международные связи с общинами и монастырями многих Поместных Православных Церквей. Линтульские сестры также существенно активизировали свою миссионерскую деятельность, выступая с лекциями о Православии, переводя духовную литературу на финский язык, принимая посетителей обители других конфессий, и, готовя желающих принять крещение или перейти из лютеранства в Православие.

70 последних лет жизни Линтульской обители прошло в Хейнявеси. За это время монастырь врос в окружающую среду. И сегодня его влияние широко распространяется как на Финляндскую Православную Церковь, так и на все финское общество. В настоящее время в единственном во всей Скандинавии православном женском монастыре – Линтульской Свято-Троицкой обители окормляются 12 монахинь и четыре послушницы, все они этнические финки. В частности, насельницей монастыря является писательница монахиня Христодула (Kristoduli). Некоторые сестры окончили действующую с 1988 года кафедру православного богословия при теологическом факультете  университета Йоэнсуу или Православную народную академию при Ново-Валаамском монастыре. Линтульская обитель поддерживает постоянные связи с российскими женскими монастырями, особенно с Константино-Еленинским монастырем в пос. Ленинское, Иоанновским и Воскресенским Новодевичьим монастырями в Санкт-Петербурге.

Ежегодно Линтульскую обитель посещают до 25 тысяч паломников и туристов, которые приезжают главным образом в летнее время, посещая одновременно близлежащий Ново-Валаамский монастырь. Значительная часть паломников прибывает из России. Они знакомятся с монастырской жизнью, покупают в специальной лавке сувениры, иконы, духовно-нравственные книги, церковные свечи, монастырские травяные чаи, вязаные изделия и другие произведения ручной работы.  Сестры знакомят паломников с историей и современной жизнью Линтульского монастыря.

Кроме изготовления свечей и приема паломников, усилия сестер сконцентрированы на новых направлениях работы. Главным из них является духовное просвещение, которое осуществляется путем написания и перевода духовной литературы с греческого и русского. Сестры также занимаются золотошвейным рукоделием и пишут иконы для продажи. Богослужения проводятся на финском языке, ежедневно утром и вечером. Эти богослужения составляют основу духовной жизни монастыря и доступны для верующих в течение всего года. Храм Пресвятой Троицы постоянно открыт для посещения, в нем пребывают главные святыни обители: чтимая Иерусалимская икона Божией Матери и епитрахиль святого отца Иоанна Кронштадтского.

Доклад М.В. Шкаровского на международной конференции «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» 13 апреля 2016 г. в РХГА


Опубликовано 23.04.2016 | Просмотров: 143 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter