М.С. Проходцев. Понятие и структура церковного года в современной православной и католической традициях

М.С. Проходцев. Понятие и структура церковного года в современной православной и католической традициях

Праздник — это слово, от которого людям становится легко и светло, кото­рое наполняет душу трепетным ожиданием. Оно понятно каждому, находит отклик в сердце взрослого и ребёнка. Человек имеет глубокую потребность в праздниках, без них дни на земле могли бы показаться безрадостными и не­выносимыми. Праздники дают возможность жить полной жизнью и у каждого возникает множество причин для радости. К тому же, это всегда возможность отдохнуть, набраться сил и вновь вернуться к своим повседневным обязанно­стям. Жизнь Церкви Христовой наполнена такими радостными событиями настолько, что каждый день христианина без преувеличения можно назвать праздником. Уже сам факт сотворения мира, то, что люди по великой милости Божией получили дар жизни, является поводом для ликования. Рождество, земной путь и искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа — это страшная тайна и великая радость для каждого, кто носит имя христианина.

Первые христиане вряд ли могли представить себе, что через несколько веков каждый день станет воспоминанием какого-либо значимого события в жизни Церкви, а имена многих верных окажутся в месяцесловах и святцах. Сегодня время богато наполнено праздниками, посвященными спасительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородице, апостолам, чу­десам и святым. Архимандрит Киприан (Керн) пишет: «современное состояние церковного года говорит нам об исключительном богатстве праздников и боль­шой развитости литургического сознания и литургической культуры Церкви»1. Таким образом, можно ввести понятие «года церковного».

Православная Энциклопедия даёт церковному году следующее определе­ние — это «система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Священной истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через оз­накомление их с истинами веры»[1] [2] [3].

Термин «год церковный» является общепринятым в современной право­славной церковной традиции. Он употребляется в официальных документах, научно-богословской литературе и церковном обиходе.

В современной католической традиции используется схожее понятие для обо­значения церковного года, а именно «год литургический». Вот какое определе­ние этому термину даёт Католическая Энциклопедия: «Год литургический (лат.

annus liturgicus) — замкнутый временной цикл, определяющий литургическую (а также во многом общественную и частную) религиозную жизнь христи­ан в течение года. Христова Церковь продолжает Ветхозаветную традицию, в рамках которой соблюдались ежегодно повторявшиеся праздники и иные священные периоды времени для благодарного увековечения спасительных деяний Бога»[4].

Как видно из приведённых определений, церковный год представляет собой сложную по своей структуре череду праздников и постов, которая оказывает значительное влияние на жизнь христианина, определяет его сознание, напол­няет дни особым сакральным смыслом.

Важно отметить, что церковный год формировался на протяжении несколь­ких столетий[5]. Не сразу возникло и само определение «года церковного». Оно появляется лишь в XVI веке как реакция на всё возрастающую секуляризацию. Бурное развитие торговли в европейских городах привело к тому, что возникло разделение между светским и церковным календарём, между временем Церкви и временем рынка. Подтверждение этой мысли можно найти у Б. Кранеманна (Kranemann). Он пишет: «Отныне и впредь для верующего торговца время его профессиональных занятий стало другим по сравнению со временем его ре­лигиозной жизни. Человек эпохи Ренессанса XV—XVI вв. в конце концов стал полным хозяином своего времени. И именно в этот период, очевидно, и возни­кает понятие “церковного года”»[6].

Церковный год в современных православной и католической традициях имеет и другие названия, но все они так или иначе несут в себе единый смысл освящения времени. Таким образом, через участие в богослужении каждый христианин реализует свою возможность уподобиться Иисусу Христу, стать святым, обожиться.

Общим для обеих традиций является понятие «христианского года»[7]. Этот термин не употребляется в научно-богословской литературе, официальных документах и литургических книгах, но тем не менее является понятным сино­нимом терминов «год церковный» и «год литургический».

В Православной Церкви для обозначения церковного года используются понятия годового круга богослужений или годичного богослужебного круга[8]. Такое название характеризует церковный год как цикл особых праздничных богослужений, каждое из которых совершается один раз в год[9].

Католическая традиция так же имеет несколько названий церковного года. Уже упомянутый термин «год литургический» встречается преимущественно в официальных документах[10].

В литургическом календаре Католической Церкви в России используется термин «Лето Господне», что равноценно определению церковного года[11] [12].

М. Кунцлер (Kunzler) упоминает следующие названия церковного года: год Господень, Духовный год, год искупления11.

Таким образом, можно сказать, что каждое из определений церковного года характеризует его с разных сторон: как искупительный подвиг Христа, как время для духовного роста верующего и как циклически повторяющееся череда праздников Церкви.

Христианский церковный год возник на основе еврейского праздничного календаря, который так же устроен по годовому циклу. Христианство яви­лось исполнением Ветхого Завета и продолжением ветхозаветной религии. Очень скоро, ещё на заре своего существования, оно отделилось от иудаизма. Но, несмотря на это, по словам архимандрита Киприана Керна, христианство «понесло с собою… всё унаследованное в иудейском раннем детстве»[13]. Раз­личные праздники иудейского года указывали на действенное участие Бога Израилева в жизни своего избранного народа. Это и исход из Египта (празд­ник Пасхи / Песах), и заключения Завета с еврейским народом (Пятидесятни­ца / Шавуот), и праздник примирения с Богом (Йом-Кипур), и другие значимые для иудеев праздники[14].

Ветхий Завет исполнился пришествием в мир и спасительным подвигом Иисуса Христа. Именно он является основой всех праздников, формирую­щих христианский церковный год. Конституция «О священной Литургии» (Sacrosanctum Concilium), принятая на Втором Ватиканском Соборе, говорит, что Святая Церковь на протяжении года по установленным дням отмечает своим воспоминанием спасительное дело Христа «…от Воплощения и Рожде­ства до Вознесения, до дня Пятидесятницы и до ожидания блаженной надежды и пришествия Господня»[15].

Таким образом, в течение года Церковь молитвенно отмечает основные спасительные действия Христа в хронологической последовательности. Но цер­ковный год — это не просто воспоминание священных событий, разворачиваю­щихся в истории. Это торжество искупления человека Сыном Божиим, радость спасения, праздник веры, встреча с Христом.

Католическая традиция чётко обозначает смысл церковного года, что отраже­но в официальных документах. Например, папа Пий XII в энциклике «Mediator

Dei» пишет о том, что литургический год «не является холодным и равнодуш­ным представителем минувшей эпохи, и не простым и бесплодным воспоми­нанием о событиях давних времён. Это, скорее, сам Христос, Который живёт в Своей Церкви»[16].

В православной традиции о значении церковного года в жизни христиа­нина часто размышляют в своих трудах православные литургисты. К приме­ру, протоиерей Григорий Дебольский начинает свой труд «Дни богслужения православной кафолической восточной Церкви» такими словами: «Ежедневно призывая во храм Божий, Церковь Христова своим богослужением, близким уму и сердцу нашему, могущественно отрешает нас от мирских забот… обнов­ляет и укрепляет наше духовное общение и единение с Богом и ближними»[17]. Там же он пишет: «В праздники, особенно великие, она [Православная Церковь] внушает нам освобождаться от ежедневных работ и занятий… для беспрепят­ственного, радостного общения с Богом, святыми, между собой и для освяще­ния себя»[18].

В основе церковного года Православной и Католической Церквей лежит солнечный календарь (использовался египтянами и римлянами) и иудео-вави- лонский лунный календарь. Христианский год заимствовал из этих календарей 365-дневный годичный и 7-дневный недельный циклы[19]. Таким образом, можно ввести понятие христианского календаря.

Христианским календарём (греч. Ка^еы — зову, называю) или месяцесло­вом (греч. M^vo^oyiov) называется краткое перечисление праздников и святых с указанием месяца и дня празднования[20]. В Православной Церкви, приме­нительно к христианскому календарю, используется синонимичное понятие «православный календарь». Католическая Церковь называет христианский ка­лендарь «литургическим календарём».

Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. Он был разработан и постепенно введён в употребление по всей территории Римской империи императором Гаем Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова[21]. Год по юлианскому календарю включает в себя 365 дней и 6 часов, при этом каждый четвёртый год является високосным. Год по юлианскому календарю на­чинался 1 января. В Византии, которая унаследовала от Римской империи в том числе и юлианский календарь, он был несколько изменён и новый год здесь наступал 1 сентября. В таком виде юлианский календарь появился на Руси с принятием христианства. В связи с тем, что он имел некоторое несовпадение с продолжительностью астрономического года, а именно был по длительности больше последнего на 11 минут и 14 секунд, к 1582 году разница юлианского ка­лендаря и астрономического года составила 10 дней. Это послужило причиной календарной реформы, которую провёл в 1582 году папа Григорий XIII.

«Он постановил считать день 4 октября сразу 15-м октября. Дальнейшему устранению расхождения между астрономическим и календарным временем должно было послужить уточнение относительно високосных годов: годы, за­вершающие столетие, перестали считаться високосными, если только годовое число не делится на 4»[22].

Таким образом, на сегодняшний день расхождение между юлианским и гри­горианским календарями составляет 13 дней, а в 2100 году эта разница составит 14 дней. В Католической Церкви григорианский календарь используется с мо­мента его появления в 1582 году.

Необходимо отметить, что сегодня календарный вопрос является одной из важных тем межправославного и межхристианского диалога.

Церковный год в православной и католической традиции имеет чёткую структуру, которая включает в себя подвижные и неподвижные праздники. Даты подвижных праздников зависят от праздника Пасхи, который вычисля­ется по лунному календарю. Неподвижные же определяются по солнечному календарю. Так образуется два богослужебных круга — подвижный и непод­вижный, входящие в состав церковного года[23].

Также церковный год делится на несколько разных по длительности бого­служебных циклов, которые следуют друг за другом от его начала. В общем, можно разделить литургический год на периоды праздников, постов и времени, не входящего ни в один из этих периодов[24].

Дата начала церковного года на Востоке и Западе отличается от общеприня­того времени наступления нового года 1 января.

Православный церковный год начинается 1 сентября[25] и заканчивается 31 августа. Этот день называется церковным индиктом (гр. IvSiktiwv — индикти- он)[26] или церковным новолетием[27]. Первым великим праздником Православной

Церкви в новом церковном году при этом является Рождество Пресвятой Бого­родицы (8/21 сентября). Завершается православный литургический год празд­нованием Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). Митрополит Иларион Алфеев обозначает следующие циклы церковного года[28]:

  1. Богослужения от начала церковного года до Введения во храм Пресвя­той Богородицы;
  2. Рождественский цикл: включает в себя Рождественский пост, Рождество Христово, праздник Обрезания Господня, Богоявление или праздник Крещения Господня, Сретение Господне;
  3. Богослужение от Недели[29] о мытаре и фарисее до Великой Субботы: сюда входят подготовительные недели Великого поста, первая седмица[30] Вели­кого поста и все Воскресенья Великопостного периода, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим;
  4. Пасхальный Цикл: Пасха или светлое Христово Воскресение, Недели по Пасхе, Вознесение Господне, Пятидесятница или день Святой Троицы;
  5. Богослужения от начала Петрова (Апостольского) поста до конца церков­ного года: праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Преобра­жение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Таким образом, православный церковный год можно представить в следу­ющем виде: Рядовое время, Рождественский цикл, период Великого поста, Пас­хальный цикл, Рядовое время.

Рядовое время в Православной Церкви наступает сразу по завершении Пас­хального Цикла, после празднования дня Пятидесятницы. Этот период включа­ет в себя 37 или 38 Недель по Пятидесятнице. Последние четыре являются под­готовительными Неделями к Великому посту. Заканчивается период рядового времени с наступлением Великого Поста.

Сегодня литургический год Католической Церкви начинается в первое вос­кресенье Адвента (лат. Adventus — встреча)[31] и заканчивается в последнее воскресенье литургического года праздником Господа нашего Иисуса Христа Царя Вселенной (или Праздник Христа Царя). Таким образом, католический церковный год имеет подвижную дату своего начала и завершения. К примеру, нынешний 2016 церковный год начался 29 ноября 2015 года (первое воскресенье Адвента), а завершится 20 ноября 2016[32].

М. Кунцлер приводит следующую периодизацию католического церковного года, которая включает в себя семь периодов[33]:

  1. Священное Пасхальное Триденствие: время, которое включает в себя богослужения Страстной Пятницы, Великой Субботы и Воскресенья — Пасхи Христовой;
  2. Время Великого поста: от пепельной среды до Великого четверга;
  3. Круг Рождественских праздников: Рождество Христово, Богоявление (Праздник трёх царей), Крещение Господне, Представление Господа (Сретение);
  4. Адвент (от Праздника Христа Царя до Навечерия Рождества);
  5. Рядовое время после Пасхального цикла;
  6. Рядовое время после Великого поста;

В более общем виде литургический год Католической Церкви имеет следу­ющий вид: Пасхальный цикл, Рождественский цикл и Рядовое время годового круга.

Рядовое время в католической традиции включает в себя 33 или 34 воскре­сенья. Дни Рядового времени, следующие за воскресеньями, называются буд­нями (лат. feria). Этот богослужебный период начинается с понедельника после 6 января (праздник Богоявления), прерывается циклом Пасхальных праздников и заканчивается празднованием Господа нашего Иисуса Христа Царя Вселен­ной, который всегда приходится на последнее воскресенье перед началом Ад­вента. Рядовое время Католической Церкви также включает в себя ряд важных Господских, Богородичных праздников и памяти святых.

В целом, структура церковного года в современной православной и католи­ческой традициях идентична и представляет собой чередование праздничных циклов, постов и рядового времени. Это говорит о том, что Церковь Христова, разделившись в силу исторических обстоятельств и догматических противо­речий, тем не менее сохранила в Себе много общего для верующих Востока и Запада. Христиан объединяет вера в Пресвятую Троицу, ожидание Рождества Христова, труд Великого поста, волнующая новость Благовещения, Пасхальная радость, огонь Пятидесятницы и святые первого тысячелетия христианства, к которым верующие всегда молитвенно обращались. Подтверждая и актуа­лизируя это, «Совместное заявление Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, принятое по итогам встречи в Гаване (Куба) 12 февраля 2016 года» сообщает: «Благодарим Бога за те дары, которые мы по­лучили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие “семенем христианства”»[34]. Изучение современных богослужебных традиций даёт возможность христианам Востока и Запада лучше узнать друг друга, что особенно необходимо в век секуляризма, разрушения традиционных ценностей и новых гонений Церковь Христову в Африке и на Ближнем Востоке.

Доклад, прочитанный на VIII международной студенческой научно-богословской конференции 19 мая 2016 года.


[2]          Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. — С. 99.

[3] Ткаченко А. А. Год Церковный // Православная Энциклопедия под редакцией патриарха Мо­сковского и Всея Руси Кирилла / URL: http://www.pravenc.ru/text/165235.html

[4]          Рубан Ю., Сахаров П. Год литургический // Католическая энциклопедия. В 5 т. Т.1. — М.: Изд-во Францисканцев, 2002. — С. 1341—1342.

[5] Ср. там же. С. 1342—1349.

[6] Цит. по Кунцлер М. Литургия Церкви. В 3 т. Т. 3.: Пер. с нем. — М.: Христианская Россия, 2001. — С. 109.

[7] Ткаченко А. А. Год Церковный // Православная Энциклопедия под редакцией патриарха Мо­сковского и Всея Руси Кирилла / URL: http://www.pravenc.ru/text/165235.html

[8] Ср.: Никольский К. Учебный Устав богослужения. В 3 т. Т. 2. — М.: Лествица, 1999. — С. 518—650.

[9] Ср.: Шиманский Г. И. Литургика. — М.: Московская духовная академия, 2002. — С. 12.

[10]        Ср.: Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium) // Документы Второго Вати­канского Собора: Пер. с итал. — 3-е изд. — М.: Паолине, 2004. — С. 49—52.

[11]        Ср.: Литургический календарь католической церкви в России 2016 год. — М.: Изд-во Фран­цисканцев, 2015.

[12] Ср.: Кунцлер М. Литургия Церкви. Т. 3. — М., 2001. — С. 110.

[13] Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. — М., 1997. — С. 99.

[14] Ср.: Кунцлер М. Литургия Церкви… С. 107—109.

[15]      Ср.: Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium) // Документы Второго Вати­канского Собора. — М., 2004. — C. 50.

[16]        Цит. по Синка Т. Очерк Литургики. В 2 ч. Ч. 1.: Пер. с польск. — СПб.: Католическая высшая духовная семинария «Мария — Царица апостолов», 2002. — C. 69.

[17] Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения православной кафолической восточной Церкви. В 2 т. Т.1. — М.: Изд-во Отчий Дом, 1996. — С. 2.

[18] Там же. С. 13—14.

[19]        Ср.: Добровольский Д. А. Календарь // Православная Энциклопедия под редакцией патриарха Московского и Всея Руси Кирилла / URL: http://www.pravenc.ru/text/1319949.html

[20]        Ср.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный Месяцеслов Востока в 3 т. Т.1. — М.: Церковно-науч­ный центр «Православная Энциклопедия», 1997. — С. 3—7.

[21]        Ср.: Добровольский Д. А. Календарь // Православная Энциклопедия под редакцией патриарха Московского и Всея Руси Кирилла / URL: http://www.pravenc.ru/text/1319949.html

[22] Ср.: Кунцлер М. Литургия Церкви. Т. 3. — М., 2001. — С. 115.

[23]        Ср.: Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. Пособие по Литургике. — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. — С. 71—74.

[24] В католической традиции — Рядовое время (tempus “per annum”). В православной тради­ции — время по Пятидесятнице.

[25]        Поскольку Русская Православная Церковь ведёт своё летоисчисление по юлианскому кален­дарю, а в 1923 году Советское правительство ввело в России григорианский календарь или так называемый новый стиль, в настоящее время разница между светским и церковным календарём составляет 13 дней. Поэтому, по новому стилю церковный год наступает 14 сентября, что соответ­ствует 1 сентября по церковному календарю.

[26]        Ср.: Кузенков П. В. Индикт // Православная Энциклопедия под редакцией патриарха Москов­ского и Всея Руси Кирилла / URL: http://www.pravenc.ru/text/389569.html (дата обращения: 25.03.16).

[27] Лето (церковнослав.) — год.

[28]        Ср.: Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2 т. Т.2. — 3-е изд. — М.: Изд-во Сретенского мо­настыря, 2010. — С. 417—550.

[29] Иное название воскресного дня в Русской Православной Церкви.

[30] Иное название недели в Русской Православной Церкви.

[31]        Так в католической традиции называется сорокодневный пост перед праздником Рождества Христова. В православной традиции это время называется Рождественским или Филипповым постом.

[32]        Литургический календарь Католической Церкви в России 2016 год. М.: Изд-во Францисканцев, 2015. — С. 9.

[33] Ср.: Кунцлер М. Литургия Церкви. Т. 3. — М., 2001. — С. 103.

[34] Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла // http:// www.patriarchia.ru / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html. (дата обращения: 22.03.16).


Источники и литература

  1. Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения православной кафолической восточной Церкви: В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во Отчий Дом, 1996. — 663 с.
  2. ДобровольскийД.А. Календарь // Православная Энциклопедия под редакцией па­триарха Московского и Всея Руси Кирилла / URL: http://www.pravenc.ru/text/1319949.html (дата обращения: 23.03.16).
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2 т. Т. 2. — 3-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря 2010. — 760 с.
  4. Кашкин, А. С. Устав Православного богослужения. Саратов: Изд-во Саратовской Митрополии, 2014. — 687 с.
  5. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М.: Крутиц. Патри­аршее подворье, 1997.— 150 с.
  6. Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium) // Документы Вто­рого Ватиканского Собора: Пер. с итал. — 3е изд. — М.: Паолине, 2004. — С. 17—61.
  7. Кузенков П. В. Индикт // Православная Энциклопедия под редакцией патриарха Московского и Всея Руси Кирилла / URL: http://www.pravenc.ru/text/389569.html (дата обращения: 25.03.16).
  8. Кунцлер М. Литургия Церкви В 3 т. Т. 3. Пер. с нем. М.: Изд-во Францисканцев, 2001. — 304 с.
  9. Литургический календарь Католической Церкви в России 2016 год М.: Изд-во Францисканцев, 2015.
  10. Никольский К. Т., свящ. Учебный Устав богослужения. В 3 т. Т. 2. М.: Лествица, 1999. — 860 с.
  11. Рубан Ю, Сахаров П. Год литургический // Католическая энциклопедия. В 5 т. Т. 1. — М.: Изд-во Францисканцев, 2002. — С. 1341—1342.
  12. Сергий (Спасский), архиеп. Полный Месяцеслов Востока. В 3 т. Т. 3. М.: Церковно-на­учный центр «Православная Энциклопедия», 1997. — 732 с.
  13. Синка Т. Очерк Литургики. В 2 ч. Ч. 1.: Пер. с полск. СПб.: Католическая высшая духовная семинария «Мария — Царица апостолов», 2002. — 128 с.
  14. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Ки­рилла // http://www.patriarchia.ru / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html. (дата обращения: 03.16).
  15. ТкаченкоА.А. Год Церковный // Православная Энциклопедия под редакцией па­триарха Московского и Всея Руси Кирилла / URL: http://www.pravenc.ru/text/165235.html (дата обращения: 30.03.16).
  16. Шиманский Г. И. Литургика. М.: Московская духовная академия, 2002. — 350 с.

 


Опубликовано 27.06.2016 | Просмотров: 205 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter