М.А. Тарасов. Антисектантская деятельность Киевского Религиозно-Просветительского Общества

М. А. Тарасов. Антисектантская деятельность Киевского Религиозно-Просветительского Общества

В наши дни, как и в конце XIX мы можем наблюдать не просто интерес постсоветского населения к протестантским деноминациям, но и настоящий взрыв разного рода псевдо-христианских организаций. В связи с этим изу­чение антисектансткой деятельности прошлых лет имеет для нас большое значение. То как Церковь противостояла сектам в лице лучших своих предста­вителей конца XIX — начала XX в. хороший опыт и пример, как мы должны или не должны организовывать антисектансткую работу в наше время.

Во второй половине XIX в. в России началась небывалая до того активизация деятельности сектантов. В Империю, в основном из иностранных переселенцев, наполнили верующие крайних протестантских деноминаций. Помимо внешне­го притока, резко увеличилось количество внутренних сект. Штундисты, моло­кане, духоборы, пашковцы, баптисты… — список увеличивался с каждым годом. Причины были разные: повышение уровня образования населения; перевод Св. Писания на русский язык; социальные проблемы; недовольство государ­ством и господствующей Церковью. Общины постоянно увеличивались за счет рожденных в православии людей, что волновало и государство и Церковь. Общины сектантов к концу правления имп. Александра II, начали активно объединяться на разных уровнях и начинали иметь централизованное влияние на большие массы людей. Российская Церковь, в своей самоорганизации сильно подчиненная обер-прокурору, была бессильна централизовано противостоять сложившейся ситуации. Но многие годы достойного церковного образования и верность своей традиции породили мыслящее и ответственное духовенство, которое не собиралось смиренно наблюдать за взлетом протестантских идей.

Во второй половине XIX века, а особенно с восшествием на должность обер-прокурора К. П. Победоносцева, инициативные группы из духовенства в разных частях страны начали организовываться в разного рода православные общества и братства для противодействия «сектантской пропаганде»1. Подоб­ные общества стали основным организованным противодействием новым ре­лигиозным антицерковным движениям. Одно из таких обществ существовало и в Киеве. Близость западной культуры и богословия; активное распростра­нение штундизма; обще-церковная тенденция к образования православных организаций; безынициативность части духовенства; секуляризация городского населения — все это стало причинами создания в Киеве Религиозно-Просвети­тельного Общества.

Общество было создано в 1893 году «по примеру Петербургского Обще­ства религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви»[1] [2] [3].

Инициаторами стало киевское приходское духовенство и некоторые препода­ватели светских вузов. Под эгидой митрополитов Киевских и Галицких «Обще­ство» существовало вплоть до 1918 г.

Специфика противодействия сектантству в этот период, заключалась в том, что многие из них не могли свободно идентифицировать себя участниками не­православных движений. Государство было официально православным и выход из православного сословия карался по закону. Многие еретики были обязаны хотя бы раз в год приходить в храм и причащаться. К тому же, среди активных прихожан, именно люди имеющие рвения и настоящую религиозную жизнь, видя в Церкви недостатки, поддавались заманчивой идее знания Св. Писания. Чаще всего такие «православные» слабо осознавали несоответствие своего лич­ного религиозного миропонимания и церковного. Легко пропагандируемые верующие были основным полем деятельности Киевского Религиозно-Просве­тительного Общества. По сути, Общество не занималось переубеждением ярых сектантов, всей своей деятельностью оно защищало своих пасомых от внешних влияний, своего рода «профилактика сектанства».

Киевское Общества Просвещения основной своей задачей ставило право­славное просвещение и образование всех слоев киевского населения. Основным форматом деятельности организации стали так называемые «внебогослужеб­ные чтения». Это были беседы, проводимые в основном для православных верующих в разных храмах и общественных пунктах города. Аудитория таких чтений была самая широкая. Некоторые чтения представляли из себя просто проповеди после богослужений, иные были для высокообразованного интелли­гентного населения города[4]. Тематика их была традиционно проповедническая: житийные сюжеты; толкование Св. Писания; догматические и нравственные основы веры. В 1903 г. было проведено более 1000 чтений-бесед в 34 пунктах города[5]. Формат внебогослужебных бесед, стал одним из основных организо­ванных форм просвещения верующих. Многие священнослужители Киевской епархии именно таким образом выстраивали свою основную пастырскую дея- тельность[6]. Восприняв опыт организованной проповеди, они начали самостоя­тельно вести чтения на основе благочиннических округов[7], а студенты духов­ных школ объединялись в группы поводя подобные мероприятия в разных уголках Киева[8].

Внебогослужебные чтения для народа имели целью прояснять церковное вероучение и тем самым разрушать сектантские мифы о Церкви. Как пример, можно привести чтение киевского священника А. А. Корсаковского «О составе Церкви Христовой на земле»[9]. Эта обширная лекция посвящена формированию

института Церкви. Разделена она на пять небольших тематических частей. В первой части, автор с красивым гомилетическим слогом вольно пересказы­вает притчу о добром пастыре и говорит о Церкви, как о проповедническом институте, реализовывающимся на апостолах. Во второй части делает акцент на божественную основу передачи дела проповеди и служения, данный апосто­лам. «Вдохновенный» в них Святой Дух, столь же благодатен в них, как и в их приемниках. Далее автор уже переводит акцент на современное священство. Сохранив свою рукополагаемую преемственность, они сохранили священную тайну апостолов и Духа. Священство не просто функция, но постановление свыше. В четвертой части освещается вопрос повиновения этим самым бого- установленным пастырям и лживости самозваных учителей. Завершается все утверждением «кто отвергает Церковь, отвергает Христа». В течении всей статьи постоянно приводятся цитаты и аллегории на Священное Писание. Перед нами традиционное антисектантское сочинение: возвеличивается институт Церкви и иерархии на основе главного авторитета протестантов — Св. Писания. Разде­ление явно свидетельствует о том, что после каждого блока совершалось обсуж­дение и возможно прения.

Особое место в противодействии сектантам киевскими просветителями были собеседования с последними. Подобные дискуссии были организованы по инициативе Киевского митрополита Иоанникия (Руднева)[10]. По утвержде­нию организаторов: «Собеседования эти ведутся не для того, что бы посрамить сектантов, равно и не для защиты Церкви, которая сама есть столб и утверж­дение истины и ни в чьей защите не нуждается, но для того, чтобы уклонив­шихся от Церкви вразумить словом братской любви и евангельской истины, или по крайней мере зародить в сердцах их сомнение в истинности штундово- го упования»[11] [12]. Стоит отметить, что сам процесс прохождения собеседований свидетельствует, что не маловажным была именно публичность этих чтений, под воздействие попадало огромное количество слушателей. Собеседования за все время проведения имели колоссальный ажиотаж11. В каком-то смысле «просветители» оправдывались от нападок сектантов: «господствующая Цер­ковь не гонитель, но добродушный собеседник». Всего было проведено 14 таких встреч с 1897 по 1899 гг. На практике эти совещания были не совсем тем, что бы сейчас назвали собеседованиями с сектантами. Нейтральной обстанов­кой и многообразием мнений это не назовешь. Православные имели поддержку государственных органов и могли себе позволить четко определить и регламент, и тематику, и ход бесед. К каждому собеседованию члены Общества тщатель­но готовились. Весь процесс проходил под четким наблюдением председателя Общества — епископа Сергия (Панина). В начале совершался молебен с речью Преосвященного, ею же собеседование и заканчивалось. Центральной частью встречи было общее чтение, чаще всего экклесиологического характера[13]. После этого проходила попеременная дискуссия. Православные участники всегда за­канчивали встречу формальной победой. Не видя перспективы диалога, сектан­ты в итоге перестали посещать такие беседы. В течении 1900 г., что бы каким-то образом сохранить формат собеседований, организовывались так называемые «миссионерские чтения». Регламент бесед не поменялись, только вместо дис­куссий с сектантами, проходило общение между православными богословами в присутствии большой публики. Темы чтений были так же апологетической тематики. Из-за значительного уменьшения аудитории и дорогой ренты здания такие мероприятия были прекращены[14].

На базе Общества Просвещения проходили и частные собеседования с сектантами, которые имели более точечный характер и были призваны переубедить активных сектантов-проповедников в истинности Православия. При здании Общества с 1906 г. был создан «кружок интеллигентных мирян» разного пола, занимающийся беседами с сектантами в частном режиме[15]. По­добные частные собеседования проходили совместно с деятелями Общества на базе Киевской духовной семинарии[16].

После провозглашения закона о веротерпимости вопрос противодействия сектантству стал особым образом. Сектанты оказались в юридическом поле государства и получили полную свободу действий. Русская Церковь нуждалась в консолидации сил и создании новых методов православного просвещения. Такая необходимость выразилась в активизации местных миссионерских, про­тивосектантских, противораскольничьих съездов в разных частя России. Киев­ская епархия не осталась в стороне и на протяжении 1906-1908 гг. было прове­дено 5 миссионерских епархиальных съездов обсуждающих вопросы миссии. В частности обсуждался опыт проведения противосектантских собеседований Просветительным Обществом[17]. В 1908 г. с 12 по 26 июня в Киеве проходил IV Всероссийский миссионерский съезд. На котором был обсужден весь спектр миссионерско-просветительных мероприятий Церкви[18]. Выработанные съездом задачи и методы были очень разнообразны и обдуманы, но в большинстве своем они так и не были реализованы.

В Киевской епархии на базе Просветительного Общества с 1903 г. проводили пастырские собрания. Это были мероприятия консолидирующие приходское духовенство в обсуждении любых проблем и вопросов стоящих перед Церковью и приходами в частности. Меры противодействия сектантству периодически обсуждались на таких собраниях[19].

После постройки здания Общества на его территории начали проводит­ся так называемые «миссионерско-апологетические чтения». Эти мероприя­тия были организованы на постоянной основе с 1909 г. во исполнение указов

Миссионерского съезда. На них епархиальные миссионеры проводили ан­тисектантские беседы и проповеди. Стоит отметить, что эти чтения, помимо поддержки со стороны епархии держались на личной харизме киевского епар­хиального миссионера — свящ. Саввы Потехина. Он заведовал их проведением и был основным лектором этих мероприятий[20].

В качестве формата борьбы с сектантством выступали так называемые «мис­сионерские богослужения». Они были учреждены по предложению пастыр­ских собраний. Идея была в том, что бы для предотвращения ухода активных верующих в секты совершать особо торжественные богослужения в разных приходских храмах города и произносить специально проработанные пропо­веди. Митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) одобрил эту идею и мис­сионерские богослужения проходили с конца 1907 г.[21] Проводились они почти каждое воскресенье в самых разных храмах города. На таких богослужениях всегда предстоятельствовали викарные епископы Киева. На практике скорее получалось, что викарные архиереи просто чередно совершали богослужения на городских приходах. Поездки викарных епископов по епархии так же иногда назывались «миссионерскими», хотя это были обычные архиерейские богослу­жения с приезжими и местными священниками, часто с узко-практическими целями[22]. Но не стоит относиться к этому методу крайне скептически. Многим сектантам или сомневающимся необходимо было по социальным и иным при­чинам посещать храмы. Такие мероприятия могли оставить сильное впечатле­ние на неискушенных посетителей или во всяком случае зародить сомнение от прослушанных поучений.

В качестве противосектантских средств были очень популярны издания листовок и брошюр. Как Обществом просветителей, так и другими религиоз­ными организациями епархии, огромными тиражами выпускались листовки обличающие штундистов и их учение. От имени Киевского Общества Просве­щения листовки раздавались после многих внебогослужебных мероприятий. Чаще всего эти брошюры представляли из себя сочинения-проповеди участни­ков Общества, которые они использовали в качестве чтений ранее. Интересно, что такая литература пользовалась спросом и часто распространялась на плат­ной основе. Именно брошюры, отвечающие на многие богословские вопросы того времени, принесли Киевскому Религиозно-Просветительному Обществу известность в епархии и за ее пределами. Объем изданий от имени Общества в 1901 г. достиг более 500 000 экземпляров и 100 наименований[23].

Священнослужители и активные прихожане Киевской епархии означенного периода, несмотря на свои разные политические, социальные позиции, активно несли в общество церковный образ жизни и мышления. Антисектантская дея­тельность была естественным продолжением желания сделать членов Церкви более сознательными. Главными просветительными центрами становились места служения отдельных активных священников. Киевское Просветительное Общество стало местом где эти деятели могли соорганизовываться и трудиться вместе для широких масс народа.

Антисектантская методология выработанная на миссионерских съездах и па­стырских собраниях незначительно отличалась от методов до 1905 г. в своем расчете на активную поддержку со стороны государственного аппарата. Акцент ставился на общественные, экономические, социальные подоплеки ослабления православия, а не на вероисповеднические и нравственные вопросы. В рамках веротерпимого и быстро-образовываемого общества это было уже не совсем корректно и даже опрометчиво. Церковь так и оставалась в глазах сектантов символом государственно-царского порабощения.


[2] Общества расп. дух. просв. // КЕВ. 1884. № 22. С. 1006-1007.

[3] Прибавление к церковным ведомостям. 1894. № 20. С. 153.

[4] Богословское чтение // КЕВ. 1904. № 9. С. 206.

[5] Отчет о деятельность Киевского рел.-просв. Общества за 1903 г. Киев, 1904. С. 15.

[6] Лещенский Г, свящ. Из практики внебогослужебных бесед пастыря // КЕВ. 1908. № 4. С. 274.

[7]         Пастырские собрания 2-го благочиннического округа г. Киева 11 и 15 февраля 1913 г. // КЕВ. 1913. № 9. С. 212-213.

[8] Религиозно-нравственные чтения для народа // КЕВ. 1912. № 9. С. 200.

[9] О составе Церкви Христовой на земле // КЕВ. 1897. № 24. С. 1072-1080.

[10]         Представление митр. Иоанникию Киев. рел.-просв. Общ-ва // КЕВ. 1897. № 23. С. 1053-1055.

[11] Отчет о деятельности Общества распр… за 1897 г. Киев, 1898.

[12] Отчет о деятельности Киевского рел.-просв. Общества за 1903 г. Киев, 1904. С. 10.

[13] Например: Вышемирский М, свящ. О свойствах Церкви // КЕВ. 1898. № 1. C. 16-31.

[14] Отчет о деятельности Киевского рел.-просв. Общества за 1900 г. Киев, 1901. С. 12.

[15] Характеристика деятельности Киевской противосектантской миссии // КЕВ. 1908. № 30. С. 787.

[16] Беседа с сектантами в Киевской духовной семинарии // КЕВ. 1913. № 51-52. С. 1325.

[17] Характеристика деятельности противосектантской миссии // КЕВ. 1908. № 30. С. 783-787.

[18] Всероссийский миссионерский съезд в Киеве // КЕВ. 1908. № 19. С. 455.

[19] Пастырское собрание // КЕВ. 1904. № 50. С. 1226.

[20] Отчет о деятельности Киевского рел.-просв. Общества за 1900 г. Киев, 1909. С. 10.

[21] Миссионерские богослужения в приходских храмах г. Киева // КЕВ. 1907. № 50. С. 1209-1215.

[22] Миссионерская поездка Архипастыря // КЕВ. 1913. № 43. С. 1109-1113.

[23] Отчет о деятельности Общества распр… за 1901. Киев, 1902. С. 11; 17.


Источники и литература

  1. Отчет о деятельности Общества распр… за 1897 г. Киев, 1898.
  2. Отчет о деятельности Киевского распр… за 1900 г. Киев, 1901.
  3. Отчет о деятельности Общества распр… за 1901. Киев, 1902.
  4. Отчет о деятельности Киевского рел.-просв. Общества за 1903 г. Киев, 1904.
  5. Киевские епархиальные ведомости: 1884, 1897, 1898, 1904, 1907, 1908, 1912, 1913.
  6. Прибавления к церковным ведомостям за 1894.


Опубликовано 07.06.2016 | Просмотров: 138 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter