Чтец Сергей Соловьев. Кто кем владеет: мы вещами или они нами?

Кто кем владеет: мы вещами или они нами?

Притча о богатом юноше широко известна своим окончанием – яркой формулировкой духовной истины о богатстве: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк 18:24-25).

Когда церковный проповедник начинает говорить во имя Святой Животворящей Троицы, это значит, что он намерен говорить честно, не кривя душой о Божественном Откровении, и это обстоятельство ставит слушателей в доверительное отношение к услышанному. Сегодня очередной раз нам дана возможность слышать изъяснение евангельского рассказа о вопросе «некто из начальствующих» (Лк 18:18) или богатого юноши (Мф 19:20) к Иисусу Христу: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 18:18). Вопрос поставлен прямо, юноша, видимо, жаждет мудрого совета. В ответе Христа он слышит об исполнении заповедей из Декалога: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк 18:20). Такой ответ вопрошающего не удовлетворяет. У него хорошее воспитание при благочестивых родителях, поэтому Моисеевы заповеди органично вошли в его жизнь, и их исполнение уже не требует напряжения душевных и телесных сил. Юноша, очевидно, ищет подвига. Христос предлагает ему, правда, не как законники – увеличить бремя закона на своих плечах путем детализации заповедей, – но из любви к великому сначала раздать свое богатство нищим, а затем последовать за Ним, чудесным Учителем. Если в начале разговора молодой человек выглядит решительным, то теперь сердце его дрогнуло от мысли распрощаться с имением, и он вынужден был отступить. Сердцеведец Бог объяснил апостолам истинную причину, по которой юноша опечалился и отошел – это его богатство. Случившаяся история подтолкнула к яркой формулировке духовной истины о богатстве: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк 18:24-25). В конце рассказа мы узнаем, что спасение без Бога своими силами, даже если человек раздаст все имущество, не возможно, но только при божественном содействии.

О чем это чтение? Прежде всего, Господь напоминает нам, что богатые люди, которых можно определить как людей с имуществом сверх нормальных потребностей, попадают в «группу риска» для Царствия Небесного. Возможно, этот риск пропорционален размеру богатства. Когда придет время пожертвовать бедным, или призовет Господь на особое служение, богатство легко может обратиться препятствием на пути к небесной славе. Препятствием не только для благочестивого юноши, но еще большим преткновением для подверженного страстям человека. Так, например, вспомним, к каким трагическим событиям привело накопление богатства Феодором Павловичем героем из романа «Братья Карамазовы», который рассуждал, говоря: «Я <…> как можно дольше на свете намерен прожить <…>, а потому мне каждая копейка нужна, и чем дольше буду жить, тем она будет нужнее. Теперь я пока все-таки мужчина, пятьдесят пять всего, но я хочу и еще лет двадцать на линии мужчины состоять, так ведь состарюсь – поган стану, не пойдут они ко мне тогда доброю волей, ну вот тут-то денежки мне и понадобятся. Так вот я теперь и подкапливаю все побольше да побольше для одного себя-c». Однако пожить для себя ему не удалось, расчет Смердякова преждевременно прекратил его жизнь.

Нам нужно задуматься, как это земные блага, которыми мы располагаем в течении короткого промежутка жизни, или даже на протяжении всего пути, легко становятся поводом для ссоры с ближними, а в редких случаях и убийства? Почему это земные вещи не редко важнее нам, чем другие люди? Кто из нас обладает другим – мы вещами или они нами? Какой дорогой мы идем – путем узким и к Богу или же путем широким к богатству и славе? Однажды как бы отвечая на евангельский рассказ об «игольном ушке», отец Иоанн Кронштадтский записал: «Мы должны положить жизнь свою за Господа и ближнего и не жалеть ее, а мы жалеем даже пищи, питья, одежды, жилища, денег, книг и других вещей, — этого земного праха». Да сохранит нас Господь от стяжания земного в ущерб нашим ближним и своей душе.

Проповедь студента II курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Сергея Соловьева, произнесенная за Божественной литургией в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 31 января 2016 года.


Опубликовано 01.02.2016 | Просмотров: 179 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter