Кирилл Несин. Римская империя и Церковь Медиоланская

amvrosiy_small

Работа студента II курса богословского отделения академии Кирилла Несина, посвященная святителю Амвросию Медиоланскому, память которого празднуется 20 декабря.

Великая мировая империя в IV веке и епископ Милана, какое между ними взаимодействие и взаимоотталкивание? На этот вопрос ответ дает сама личность св. Амвросия, которая в историческом процессе оказалась очень необходимой и перспективной.

Деятельность св. Амвросия по своей сути являет яркий пример оформления в более или менее четкие формы неясных тенденций и начала их реализации в историческом виде в формулировании отношений между Церковью и государством. Церковь в IV веке, получив свободу исповедания, интенсивно набирает обороты развития, в результате чего христианство становится независимым институтом духовной жизни всей империи. Церковь сталкивается с историческим феноменом. Граждане Римской империи с самого рождения воспитывались в безусловном подчинении государственной власти, в преклонении перед ее величием и могуществом. И такая тенденция воспитания шла от самых первых дней до появления Церкви Христовой. И что же происходит? В самой Церкви остается не решенным вопрос, какое место в жизни империи Ей занимать? Быть одним из духовных институтов государства и во всем быть зависимым от его вмешательства, либо иметь некие свои пути становления, что несет в себе свои собственные результаты. Конечно, государственная власть везде провозглашала свою имперскую идеологию со своими непоколебимыми авторитетами в лице императора и высшей госструктуры – сената. Церковь в свою очередь не отрицала подчинение государственной власти, но проповедовала свои непоколебимые авторитеты – Евангелие и Царство Небесное. И этим авторитетам, как высшим началам, должны быть подчинены все люди и даже царства земные, если это даже такие могущественные, как Римская империя. И такой решительный эпохальный переворот, как изменение идеологии совершил, будучи детищем самой государственной структуры, святой Амвросий Медиоланский, незаурядная личность и человек неутомимой энергии.

Сам Амвросий происходил из знатного рода и получил очень на то время хорошее образование, что после способствовало хорошей карьере в Риме. Впоследствии св. Амвросий сохранил в себе качества замечательного дипломатически и юридически подкованного политика, что после становления на епископскую кафедру сказалось положительно. При всех талантах св. Амвросия, Церковь видит в нем интересного богослова и ортодоксального изложителя нравственного поведения верующего, в нем же сказался замечательный писательский талант в написании гимнографических произведений.

По единогласному желанию христиан Милана, после кончины предшествующего епископа, совершенно неожиданно св. Амвросий был избран в епископы, хотя приехал туда лишь только для усмирения разногласий между двумя группами верующих: исповедующих Никейский символ веры и поддерживающих арианское богословие. Св. Амвросий, будучи избранным в епископы, в тот момент находился на степени оглашенного, так как в то времена это часто практиковалось ввиду своеобразного отношения к таинству крещения. И увидев такой поворот событий, начал отказываться от избрания, но Господь судил иначе, что выразилось в одобрении самим императором и постановлении соответствующего указа.

Став главой Миланской Церкви, св. Амвросий принялся за энергичную работу по введению твердой организации в Церкви. С этой же целью он боролся за сохранение чистоты догматов и повсеместного исповедания никейской веры от всяких вольнодумствований арианского взгляда. Очень интенсивной заботой стала для него борьба за независимость Церкви от государства, одной из черт которой была смелость отражать разные притязания со стороны светских властей. Влияние такого епископа в Северной Италии оказалось очень большим. Епископ, знающий государственную структуру и к тому же сам вышедший из нее, мог принести очень много пользы для Церкви Христовой. Из пастырской жизни св. Амвросия известен интересный случай, когда в период правления императора Феодосия в городе Фессалониках произошел бунт, из-за чего были убиты императорские военночальники из готских легионов. Узнав об этом, император, разгневавшись и холодно отнесшись к причинам бунта, разрешил готским легионам отомстить жителям города за убиенных, в итоге убитых оказалось около 7 тыс. человек. После кровавого побоища св. Амвросий отлучает императора от Св. Причастия и в конце концов  вынуждает его перед входом в храм одеться в бедные рубища вместо царских риз и принести публичное покаяние за необдуманный поступок.

На счет этого случая необходимо сказать несколько слов. Епископское служение св. Амвросия выпало в период сложной политической ситуации. Император Валентиниан, благодаря которому произошло избрание, неожиданно умирает. В императорском доме начинается смута. Преемник скончавшегося императора – Грациан – становится императором, но нуждается в наставнике и верном друге, так как опасается происков своей мачехи Юлианы с ее сыном, его единокровным братом младенцем Валентинианом II. В роле союзника и наставника Грациана выступает св. Амвросий, епископ столичной кафедры. Вскоре поднимается мятеж некоего Максима, который провозглашает себя императором Галлии, и св. Амвросий становится посредником в переговорах между нареченным и самопровозглашенным. С этого времени авторитет епископа Милана резко возрастает, как главы Церкви, так и личный. Впоследствии св. Амвросий своими силами возвращает повзрослевшего Валентиниана II в лоно Никейской веры, хотя его мать, Юлиана, поддерживает ариан. В итоге св. Амвросий становится наставником Феодосия, прекрасного полководца и глубоко верующего во Христа человека, когда тот приезжает на 8 лет в западную часть империи. За это время св. Амвросий прекрасно узнает Феодосия.

Отлучение св. Амвросием императора от евхаристического общения христиан, которое равнялось отлучению от Церкви, было продуманным и осознанным шагом. На этом примере с Феодосием (и шире — Римской империей) св. Амвросий воочию продемонстрировал абсолютный авторитет Царя Небесного перед царем земным, который распространялся не только на Церковь. Сам Феодосий, кстати, долго избегавший такого покаяния, все же согласился принести прилюдно покаяние и тем самым официально признал верховенство духовной власти над властью светской, верховенство Царя Небесного над царем земным. Такое событие для IV века было неслыханным и подлинно могло восприниматься как революция в сознаниях граждан. Появление такого постулата отбирало у политических деятелей рычаги власти над Церковью. И это происходило в IV веке, когда Церковь еще не прочно стояла на ногах и была сильно заинтересована в поддержке императорской власти.

Конечно, нельзя сильно упрощать политическую реальность того времени, но все же св. Амвросий преуспел в утверждении концепции, что небесная власть выше земной. Эту концепцию святитель воплощал в жизнь не столько теорией, хотя и здесь он активно работал, сколько практическими действиями. Вот почему, опираясь на святительские труды и личный опыт, его ученик бл. Августин легко воплотил некоторые части только зародившейся концепции в знаменитый труд под названием «Град Божий» (Civitas Dei), в котором провозглашалось наличие двух царств и превосходство одного над другим. Этот труд стал неким подспорьем уже существующей концепции «Града императорского» (Civitas imperatoris), господствовавшей в Западной Европе в средние века.

Литературная деятельность святителя началась с церковной кафедры. Большую часть его творений составляют проповеди, которые записывались слушателями, либо святитель сам составлял их в сборники, переходящие в книги. Особое место занимают церковные песнопения, написанные им и введенные в церковное употребление. С именем св. Амвросия связан особый, отличающийся от латинского, «амвросианский литургический обряд» с неким церковно-певческим обиходом, известный в музыкальной науке как «амвросианское пение», хотя оно часто именуется «Григорианский хорал». Амвросианское чинопоследование и поныне используется в Миланской Церкви.

Самые известные литературные труды св. Амвросия состоят из четырех сборников: «О вере» («De fide»), «О таинствах» («De sacramentis») , «О святом Духе» («De Spiritu Sancto»), «Шестоднев» («Hexaemeron»).

Нельзя обойти вниманием интересный и весьма серьезный труд св. Амвросия «Об обязанностях пастыря» (De officiis cliricorum). В содержании приводится подробный свод практических наставлений о поведении и внешнем виде пастырей Церкви. «Служитель Господень, — пишет св. Амвросий, — должен являть в себе высокие качества совершенства и умственного и нравственного, опираясь в том на доброе свидетельство не только со стороны верных, но и неверных. Во свидетельство всех наших действий и поступков призывается общественное мнение, суд которого должен служить для нас и нашего звания, как бы предостережением и предохранением от всякого уничижения — так, чтобы всякий, кто бы он ни был, видя служителя алтаря Господня, украшенного соответствующими ему добродетелями, чтил и прославлял Творца и Господа, имеющего таковых делателей в вертограде Своем». В описании внешнего вида св. Амвросий доходит на первый взгляд до строгих правил и мелочных оттенков, но делает это для блага пастырского. «В движении тела, — говорит святитель, — выражается состояние души, и по внешним действиям необходимо заключать и о внутренних свойствах нашей природы. И мы, не видя души человека, об одних говорим, что они ветренны, о других — степенны; одних называем гордыми и надменными, других — смиренными и кроткими; в одних подозревая хитрость и лукавство, в других усматриваем искренность и чистосердечие. Словом, говорим о людях единственно на основании их внешних приемов, телодвижений». «Помните, дети мои, — напоминает св. Амвросий, — как я одного приятеля нашего, искавшего у нас места, несмотря на все его желание и усердие занять при нас должность, не принял в свой клир потому только, что приемы его телодвижения в обращении и действиях были очень непристойны; а другого, которого я застал в нашем клире, удалил от себя, приказав ему и на глаза не являться — по той причине, что он своей наглой и неистовой походкой и разными кривляниями, как бичем поражал взор мой. И не обманулся я в своем о них мнении и распоряжении, ибо оба они впоследствие отпали от Церкви, чем и доказали на самом деле, что какими являлись по внешним телодвижениям своим, такими оказались через своё вероломство и по внутренним качествам душевным».

Произносимые св. Амвросием проповеди по содержанию представляют собой глубокое переживание веры, что эмоционально воздействовало на слушающих. От таких проповедей обратился сам бл. Августин, который переборол все свои сомнения в пользу никейской веры и принял крещение. Стоит заметить, что письменные труды св. Амвросия были хоть и оригинальными, но они не достигли той высоты и талантливости, какой достиг его собственный ученик — бл. Августин. Хотя можно сказать, что своим писательством св. Амвросий подготовил почву для восприятия Западом августинизма, а его литературное наследие явилось важной ступенью в развитии средневековой философии и мировоззрения будущей эпохи.

В политической и церковной деятельности св. Амвросий большей частью поступал сообразно потребностям своего времени. Святитель Амвросий относится к числу тех людей, кто не просто вошел в историю, но оставил в ней глубокий и яркий след.

Список интернет-ресурсов

  • Православная Энциклопедия. Амвросий. http://www.pravenc.ru/text/114346.html
  • Библиотека Якова Кротова. Казанов М.М. Епископ и Империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. http://krotov.info/libr_min/11_k/az/akov_01.htm
  • Талызин В.И., доцент. Конспект по практическому руководству для пастырей. http://www.reshma.nov.ru/texts/talizin_pract_rukov_dlia_pastir.htm
  • Википедия. Амвросий Медиоланский. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EC%E2%F0%EE%F1%E8%E9_%CC%E5%E4%E8%EE%EB%E0%ED%F1%EA%E8%E9


Опубликовано 18.12.2011 | Просмотров: 232 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter