Кирилл Куницин. Путь любви

prop_mironos

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Только что, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, мы услышали замечательный евангельский рассказ. Рассказ о событиях, которые произошли 2000 лет тому назад в окрестностях города Иерусалима. Перенесемся мысленно в те дни. Раннее утро. Солнце только начинает восходить над охладевшей землей. Жители Иерусалима, вероятно, отдыхают в своих домах после шумного и веселого праздника Песах. И только несколько силуэтов в это раннее утро куда-то спешат… Это спутницы распятого Христа идут ко гробу своего Учителя, чтобы отдать ему последнюю дань – помазать Его тело благовониями. Эти женщины ни о чем не думали, ничего не сопоставляли, ни о чем не размышляли. Они просто любили своего Учителя и поэтому пошли в некоем безумстве, в Любви и верности. Они пошли отдать последнюю дань без всякой надежды, упования на то, что сейчас им встретится Воскресший Спаситель… Ничего об этом они не думали. Они просто шли, потому что не могли не идти.  Любовь не разбирает, она по-другому действует, и у нее другие законы. Настоящая Любовь не может сидеть и ничего не делать. Она всегда действенная. И вот они приходят к пещере, видят, что камень отвален от входа в гроб, стража разбежалась, тело погребенного исчезло и Ангел говорит, что Христос Воскрес! И тогда жены-мироносицы вспомнили слова Спасителя и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати ученикам Христа и всем прочим, как повествует евангелист Лука. Но апостолам показались слова их пустыми, они не поверили женам. Только Петр, встав, побежал ко гробу и увидел погребальные пелены лежащие. И не поверил, но пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

Вот такой короткий, но действительно замечательный сегодняшний евангельский рассказ. Замечательный потому, что рассказывает о великой силе Любви и о силе неверия. Почему именно жены-мироносицы, а не ближайшие друзья Христовы стали первыми проповедниками Его Воскресения? Есть такая известная шутка, что Господь, зная женский характер, является женщинам, чтобы все скорее узнали о Воскресении, но в этом есть своя правда. Правда в том, что в тот момент именно горящие Любовью сердца жен-мироносиц, а не мятущийся рассудок апостолов, были готовы принять величайшую радость в истории человечества. Принять и передать ее другим людям. Жены-мироносицы — это символ служения, верности и любви. Сегодняшнее Евангелие призывает нас, с одной стороны, подражать этим качествам, а с другой — подумать о соотношении неверия, веры и любви. Подумать и сделать выводы.

Мы сегодня привыкли обвинять мир в неверии. Но на самом деле это не совсем так. Мир сегодня не неверующий. Он верит. Важно только понять, во что. Однажды известный мыслитель Честертон сказал, что когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное. Сегодня его слова актуальны как никогда. Но зачастую даже и те люди, которые верят в Бога, оказываются подобны ученикам Христа, которые проповедь жен-мироносиц сочли пустой и не поверили им, хотя апостолы сами не раз были очевидцами чудес воскрешения и безусловно верили в то, что видели, хотя по своей природе чудо воскресения и кажется невероятным для людей! Ну и что с того?

И бесы, по слову апостола, тоже верят и трепещут. Да они и не просто верят, они знают, что Бог есть, что Он Воскрес. Почему же такая вера не приносит радости, не является настоящей? Да потому, что очень часто люди в сегодняшнем мире не имеют настоящей любви. Ведь, по словам св. блаженного Августина, именно с любовью вера это – вера христиан, а вера без любви есть вера демонов. Именно поэтому покровитель нашего храма, любимый ученик Христа, когда уже был в преклонных годах и не мог подолгу и помногу поучать своих учеников, часто повторял им четыре простых слова: «Дети, любите друг друга». И ученики дивились и спрашивали: «Почему ты так часто повторяешь эти слова»? И апостол отвечал: «Потому что это есть заповедь Господня. Если ее сотворите, то и довольно будет с вас». Не о вере просил он своих учеников, не о исполнении каких-то особых предписаний. Он только умолял любить. Ведь именно Любовь преображает нас, помогает быть настоящими, верными последователями Иисуса Христа. Пропустив слова ап. Иоанна через свое сердце, блаженный Августин записал замечательные слова: «Люби Бога и делай что хочешь». Вот спасительный девиз свободного человека, живущего для Вечности. Жаль только, что сегодня люди делают, что хотят, не любя Бога. И не становятся от этого счастливыми. А мимолетная радость проходит как мираж, оставляя тоску и опустошенность. Так происходит именно из-за отсутствия настоящей Любви, без который мы превращаемся в пустышку, в звенящую медь, как писал ап. Павел. И вроде бы шум издаем, да только толку от этого никакого нет.

Человечество на протяжении веков и даже целых тысячелетий бьется над разгадкой и осознанием, казалось бы, простого слова «Любовь». Но может, и не надо теряться в догадках? Не достаточно ли посмотреть на жен-мироносиц? Посмотреть на их путь деятельной Любви. И пойти по нему. Мы призваны словесную веру подтвердить деятельной жизнью. Но настоящие дела любви, или добрые дела, не приносят человеку земной славы. Эта мысль прочно живет в сознании человечества. Поэтому становится совсем не удивительным то, что даже в советском атеистическом государстве с экранов телевизоров известный нам всем персонаж напевает знакомые слова о том, что хорошими делами прославиться нельзя. Да, прославиться нельзя. Но только в земной жизни. Делами Любви мы собираем сокровище в Царстве Небесном. Ведь когда мы пройдем свой жизненный путь и окажемся перед Спасителем, то Он не станет нас спрашивать о наших земных достижениях и увлечениях. Он не посмотрит на наши звания, должности и положение в обществе. Ему не особо интересно будет, какой дресс-код мы соблюдали, сколько выдержали постов, сколько прочитали молитвословий. Спаситель спросит нас о том, скольких алчущих мы напитали, скольким утолили жажду, скольких странников мы приютили, скольких нагих одели, скольких в болезнях мы не оставили, скольких заключенных утешили своим присутствием…

Возлюбленные отцы, братья и сестры во Христе! Вспоминая слова сегодняшнего Евангелия, посмотрим внутрь себя. На кого мы больше похожи? На мятущихся апостолов, которые в страхе прячутся от людей в глухой горнице, не веря словам мироносиц? На апостола Петра, который, находясь между неверием и верой, бежит ко гробу Спасителя, но обретает не радость, а всего лишь удивление? Или все же на тех, которые со скорбью идут по пути Любови и в конце обретают Величайшую Радость? Ответ на этот вопрос поможет нам понять, насколько близок наш собственный путь ко Христу. Насколько сильно мы любим Его и доверяем Ему. Готовы ли мы принять радостную весть о Его Воскресении. Ведь если мы не примем Воскресшего Христа в свои сердца, то и вера наша будет тщетной. Аминь.

// Проповедь магистранта I курса Санкт-Петербургской православной духовной академии Кирилла Куницина, произнесенная за всенощным бдением в Иоанно-Богословском академическом храме 10 декабря 2011 года


Опубликовано 10.12.2011 | Просмотров: 178 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter