Каринский Михаил Иванович. 100 лет «церковному философу»

Каринский Михаил Иванович. 100 лет «церковному философу»

Михаил Иванович Каринский родился 4/16 ноября 1840 г. в Москве в семье священника Иоанна Александровича Каринского. Мать – Мария Герасимнова Каринская (Лебедева).

Михаил Иванович поступил на обучение в Московскую Духовную Семинарию в 1852 г. В 1858 г. с отличием закончил обучение в семинарии в этом же году поступает в Московскую Духовную Академию. Во время обучения в академии Михаил Иванович обучался философии у Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова он был известным русским религиозным философом того времени, является создателем “школы верующего разума”. В 1862 г. Михаил Иванович с успехом заканчивает Духовную Академию и получает степень магистра. А уже через год определен в Вифанскую Духовную Семинарию в качестве профессора по гражданской истории и греческому языку. В 1865 г. Михаил Иванович был переведен обратно в Московскую Духовную Семинарию в качестве профессора по латинского языку, логике и психологии, три года спустя он будет преподавать педагогику на 5 курсе семинарии. [3, С. 217-218.]

Каринский Михаил Иванович. 100 лет «церковному философу»

Михаил Иванович Каринский

В 1867 г. после смерти В. Н. Карпова, Михаил Иванович предложил свою кандидатуру на вакантную должность на кафедре по логике и психологии в Санкт-Петербургской Духовной Академии, но конкур выиграл преподаватель Петербургской семинарии А. Е. Светилин. Деятельность Михаила Ивановича в стенах Петербургской Академии начинается с 1869 г., когда он избран советом Духовной Академии на должность доцента кафедры метафизики. В этом же году Керинский женится на Маргарите Викторовне Зотиковой из видной московской семьи Зотиковых. Для повышения уровня квалификации Михаил Иванович был командирован Святейшим Синодом в Германию на один год. Стажировка проходила в университетах Йены, Гейдельберга, Гёттингена, там Михаил Иванович слушал лекции известных немецких философов: К. Рейхлина фон Мельдегга, Р. Г. Лотце, К. Фишера, Э. Г. Целлера. По возвращении в Россию Каринский написал сочинение «Критический обзор последнего периода германской философии» (1873) [3]

В 1873 г. Михаил Иванович получает должность экстраординарного профессора по кафедре метафизики и с этого же года он начинает читать лекции по истории философии, которую будет преподавать до 1894 г., а уже через год подает прошение в Святейший Синод о переводе его на кафедру истории философии, прошение было удовлетворено. В 1880 г. Каринский защищает свою диссертацию «Классификация выводов» на факультете истории филологии Санкт-Петербургского университета и получает степень доктора. [4, С. 268.]

С 1880 г. Каринский ординарный доктор богословского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1882-1889 гг. читает курсы по философии, психологии, логике на Высших женских курсах и Педагогических курсах в 1891-1892 гг. Умер Михаил Иванович 20 июня\3 июля в 1917 г. на своей даче в Вятской губернии. [4, С. 268.]

В своих трудах Михаил Иванович очень умело пользовался анализом богословских и философских трудов, очень ответственно подходил к критике, которая всегда была объективной и не предвзятой. Его работы по истории философии являются очень ценными. В них он обращается к весьма авторитетным первоисточникам и исследованиям, где скрупулезно разбирает сложные и запутанные вопросы. В очерке «Обзор немецкой философии» Каринский очень умело иллюстрирует развитие и основные идеи немецкой философии от Канта до Гармана. В этой работе Михаил Иванович критикует систему Канта, выделяя её основные недостатки, а нелепые попытки систематизировать немецкую философию по системе Канта являются на его взгляд несостоятельными. [4, С. 268.]

Каринский считал, что при помощи критической философии невозможно строить новую гносеологическую систему. В своей докторской диссертации «Классификация выводов» Каринский предпринял попытку, чтобы решить эту задачу. Без сомнения можно сказать, что его диссертация на данный момент единственный уникальный и значительный труд по логике. Здесь Михаил Иванович показывает несостоятельность направлений в логике: формального (Аристотель) и индуктивного (Бэкон, Милль). На его взгляд невозможно основывать классификацию выводов при противоположности индукций и силлогизмов. [1, С. 21.]

Рекомендуем читателям подробную статью о философских воззрениях М.И. Каринского, опубликованной в нашем Академическом журнале «Христианское чтение»[5]

Основные труды профессора М. И. Каринского:

  1. «Аполлоний Тианский» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1876)
  2. «Бесконечное Анаксимандра» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1890)
  3. «Египетские иудеи» («Христианское чтение», 1870, июль, — С. 121-163; сентябрь, — С. 398-461)
  4. «К вопросу о позитивизме» («Прав. обозр.», 1875)
  5. «Классификация выводов. Исследование М. Каринского» (СПб.: 1880)
  6. «Критический обзор последнего периода германской философии» («Христианское чтение», 1873)
  7. «Об истинах самоочевидных» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1893).
  8. «Отрывок из литографированного издания Каринского «Логика» («Вопросы философии», 1947).
  9. «По поводу полемики г. проф. Введенского против моей книги» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1896),
  10. «По поводу статьи г. проф. А. И. Введенского» («Вопросы философии и психологии», 1895),
  11. «Подложные стихи в сочинении иудейского философа Аристовула» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1876),
  12. «Разбор мнения Милля о постулатах геометрического знания, подразумевающихся при геометрических дефинициях» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1897),
  13. «Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных» (Пг., 1914),
  14. «Связь философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии» (Христианское чтение, 1883)
  15. «Связь философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии» (Христианское чтение, 1883)
  16. «Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене» (Христианское чтение, 1881)
  17. «Учебники логики М. М. Троицкого» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1889)
  18. «Ф. Козловский. Учебник логики» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1897),
  19. «Явление и действительность» («Прав. обозр.», 1878)
  20. Идеализм и реализм: Историко-критическое обозрение» Петра Линицкого» («Христианское чтение», 1892)

Список литературы:

  1. Миртов Д. В. М. И. Каринский и его философские воззрения. — «Мысль и слово», Т. 2. М., 1917.
  2. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, Т. II, Е – М.
  3. Родлов Э. Л. Ученая деятельность проф. М. И. Каринского. СПб., 1895.
  4. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014.
  5. Шевцов А.В. Философские воззрения М.И. Каринского // Христианское чтение. 2015. № 3. С. 44-67.

Материал подготовил Торопов Артемий

Историческое общество Санкт-Петербургской Духовной Академии


Опубликовано 15.09.2017 | Просмотров: 49 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter