Иван Аникин. Духовные прозрения поэтов в Санкт-Петербурга

Иван Аникин. Духовные прозрения поэтов в Санкт-Петербурга

В советское время духовная поэзия вынуждена была уйти в своеобразное духовное подполье. Поэты, понимая, что никто их не напечатает, работали «в стол», читая свои стихи узкому кругу единомышленников. Они старались работать на должностях, не привлекающих внимание: охраняли детские сады и пионерские лагеря в пригородах, работали в кочегарках, в театрах рабочими сцены, надолго уезжали в геологические экспедиции, становились музейными работниками.

Время расставило свои акценты. Что-то из их творчества забылось, что-то сохранилось, кто-то получил признание, кто-то остался только в памяти друзей… Вот строки известного петербургского поэта Глеба Горбовского, написанные в те годы, когда он большую часть года проводил в геологических партиях:

<…>Какое счастье быть
непройденным,
быть — возрожденным!
Чтоб весной
встать мудрой осенью
над родиной,
над всем святым
и над собой… (1968)

Сегодня для духовной поэзии наступило другое время. Еще с появления закона о свободе совести и религиозных организациях в 1990-м году поэтам нет необходимости скрывать свою творческую деятельность.

Как известно, в литературе важно не только содержание, но и форма. Сегодня для ряда поэтов формальные поиски оказываются подчас главнее.

<…> С ушами
не стоит и нянчиться, столько волнений, ушли.
Ужасно! —
в крестах их Варшава, и С. Ленинград, и Париж, и Сибирь, и Нью-Йорк, и Иерусалим<…>(
Соснора Виктор «Уходят женщины»)

Поэзия, где на первое место выходит игра с формой,  становится закрытой, непонятной для многих. Существует лишь узкий круг почитателей такого рода искусства. Тем не менее, авторов, увлеченной игрой звуками, словами, образами, не так уж мало. Поэты стремятся, пусть и таким образом, к развитию языка и созданию новых форм поэзии.

При всем обилии игровой литературы сегодня формируется и иное литературное направление, в глубине которого велись и ведутся напряженные творческие поиски.

Я хотел бы обратиться к альманаху «Петербургские строфы». Можно с уверенностью сказать, что из творчества поэтов, объединившихся вокруг этого издания, сейчас постепенно складывается направление, занятое духовно-нравственными поисками.

Ты отсвет горнего Глагола,
Ты отзвук Старины святой –
Крестом ознаменное слово.

Это трехстишье Виктора Иванова, одного из авторов «Петербургских строф». Поэт много потрудился для того, чтобы выработать оригинальную форму выражения своего внутреннего мира. Кажется, что такая форма связана с восточной поэзией, в частности, с японскими танками. Налицо три строки, обрыв мысли и возникновение новой, общая недоговоренность и, вместе с тем, рождение общего смысла, домысливаемого читателем. Виктор Иванов, выпускник философского факультета ЛГУ , в течение многих лет изучал философию и культуру Востока. Но главной духовной опорой его поэзии стал исихазм, Иисусова молитва, под влиянием которой он и стал стремиться к короткому и емкому стиху. Вместе с тем автор связывает свое творчество и с поэзией древних скальдов, видя в технике их стиха праоснову. Учитывая, что Петербург стоит на древней земле, где переплелись древненовгородские и скандинавские корни, этот факт особенно интересен. Следуя за поэзией скальдов, автор использует аллитерационный стих (то есть такой, где в каждой строке встречаются несколько слов, начинающихся с одного звука), свойственный древнегерманской поэзии.

Не только невский стержень люб,
Но и «Дворцовой» окоем.
И здесь и там – Имперский дух.

В данном стихотворении рифмуются «не только» и «окоем», но и неточной рифмой «люб» и «дух». Сочетание фольклорной (скальдической) традиции и христианского молитвенного опыта породило оригинальную поэтическую форму духовных размышлений на нравственные темы. Размышляя о гражданском долге поэта, вспоминая русских святых, таких как Александр Невский Сергий Радонежский, молитвенников и столпников, Виктор Иванов пишет:

И вкупе с молитвой святых
На страже Отчизны найду я
И русский классический стих.

Думается, духовные поиски поэта, опирающиеся на древние традиции, не перестают звучать современно и вносят свой вклад в развитие современной русской поэзии.

Если Виктор Иванов опирается в своем творчестве на идеи и молитвенную практику исихазма, то поэт Иван Стремяков больше погружен в стихию народного языка и русской народной культуры. Он старательно избегает формальной языковой игры, но чутко прислушивается ко всему богатству великого русского языка. Одно из лучших стихотворений поэта последних лет посвящено чуду облета Ленинграда  самолетом с образом Казанской Божьей Матери.

<…>В эту ночь тревожную и жуткую, 
С бликами на золоте погон, 
Видели задумчивого Жукова 
Со свечою в храме у икон.

А когда, блокадники-заложники, 
Мы пошли в атаку напролом, 
Даже убежденные безбожники 
Осенили грудь свою крестом.

Мы врага отбросили, попятили, 
Совершили чудо из чудес. 
Светлый лик Казанской Богоматери 
Нам сиял с очищенных небес<…>

Иван Стремяков пишет о том, что русский человек в минуты смертельной опасности, нависшей над родной землей , всегда просит заступничества у своих русских национальных  святынь. Так делали наши далекие предки во времена нашествия иноплеменников, так поступили и наши деды во время Блокады Ленинграда, несмотря на тоталитарный режим. И именно православная вера помогла им победить.

Интенсивными духовными поисками отмечено творчество поэта и прозаика, постоянного автора альманаха «Петербургские строфы», недавно скончавшегося Сергея Поликарпова (1947 -2014). По профессии аэрогеофизик, он много лет проработал в экспедициях на Дальнем Востоке. Большой жизненный опыт сочетался у него с глубоким молитвенным настроением и искренней верой в Бога. Он был певчим в храмах Старой Ладоги и Петербурга.

Люблю, мой Бог, люблю Твое прикосновенье,
Твой знаменный распев, густой кадильный дым,
Люблю, когда Ты даришь мне стихотворенье,
Скрывая авторство под именем моим<…>.

Мастерски написанные стихотворения Сергея Поликарпова полны искреннего чувства. Ему удается избежать навязчивой псевдоцерковной риторики, чем грешат многие современные поэты-стилизаторы. Он пишет простым, понятным языком, но при этом умеет выразить тонкие духовные переживания, пропуская их сквозь свое сердце.

Крещенье

Помолюсь, поставлю свечку,
Отдавая Богу дань.
С топором пойду на речку,
Буду делать иордань.

Полушубок скину — жарко,
Закатаю рукава.
Я бы спел тропарь, да жалко —
Сил не хватит на слова.

Вскрою Вечности теченье
И ладони окуну.
Подо льдом мое прощенье.
Я прощенья зачерпну.

 Его стихи музыкальны, философичны, можно сказать, молитвенны.

Молитвенным духом наполнены и произведения Михаила Аникина, писавшего религиозные стихи еще в условиях тоталитарной системы.

Один в поле…

Раскинулось поле – не видно границ!
Здесь многие пали,
Кто – навзничь,
Кто –  ниц.
Один я стою,
ни копья, ни коня…
Ей, поле,
Чего же ты ждешь от меня?
Я крикнул. И стая взлетела ворон.
Во взмахе их крыльев
мне слышен был стон.
Но поле молчало…
немела рука.
А колокол неба был без языка…

Да…
Легких не видеть мне в жизни трудов.
Я голос твой, поле, –
Во веки веков!

Стихи Михаила Аникина молитвенны и философичны. Одно из его стихотворений «Молитва» было положено на музыку и стало песней Валентины Царевой.  Как мне кажется, в этом стихотворении выражена суть современного православного вероисповедания.

Молитва

И недостойного, и грешного
Помилуй, Господи, меня…
Молил Тебя в минуты вешние,
Молю теперь –
На склоне дня.

В один из дней
И я последую
Путем всея,
Всея земли…
Мы ничего здесь не наследуем,
Мы от рождения-
Твои.

Опять гордыня шепчет истово
Пустые громкие слова…
Да ложный мир звенит монистами,
Волнуя море бытия.

И слабый дух к тому склоняется.
К чему влекут его враги…
А сильный к Богу обращается,
Взывая:
Боже,  помоги!

Наряду с названными поэтами среди авторов альманаха «Петербургские строфы» можно выделить таких поэтов как  Ирэна Сргеева, Валентин Голубев, Николай Астафьев, Александр Люлин, Татьяна Егорова, Алексей Любегин и ряд других.

Современная духовная поэзия Санкт-Петербурга переживает состояние подъема, удивляет своим мастерством, радует сочетанием традиций и новаторства. Она легко доходит до сердца читателя, отвечая самым разным запросам.


Опубликовано 10.03.2016 | Просмотров: 166 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter