Инокиня Марфа (Валль). Православный оазис в мусульманском окружении

Инокиня Марфа (Валль). Православный оазис в мусульманском окружении

Интервью с директором православной школы в Вифании (Палестина) инокиней Марфой (Валль).

— Расскажите немного о себе, как вы оказались на Святой Земле.

— На Святой Земле я оказалась исключительно по послушанию. Я туда никогда не собиралась, даже в паломничество. Я, видимо, не доросла тогда даже до желания посетить Святую Землю.

Я ушла в монастырь в 21 год, через пять лет после крещения. Выросла я на западе, мы там в духовном смысле являлись необразованным продуктом своей страны. Через два месяца после крещения я попала в женский Леснинский монастырь в Париже, и сразу монашеский путь открылся, как мой путь. Я потом, конечно, терзалась, зная, что моя семья воспримет это крайне отрицательно. Закончив университет, я решила прекратить свои терзания и поехать в монастырь, чтобы попробовать, для меня ли этот путь.

Я поехала в Грецию и там усердно молилась, просила у Господа очень четкого ответа, помня свои терзания: да — нет, Его воля — не Его воля. И получила этот ответ, очень четкий, без намеков. Я знала, что уходить в монастырь без благословения просто страшно. Что я не получу благословения своих родителей, было для меня очень ясно, поэтому я решила, что пойду к своему духовнику и испрошу его благословения, до этого он не очень хотел меня отпускать. Я вернулась из Греции только за благословением духовника, он послал меня к правящему архиерею — архиепископу Берлинскому и Германскому Марку, который, выслушав меня в личной беседе, посоветовал еще раз проверить свой выбор и поехать в русскоговорящий монастырь.

Это было мое первое искушение послушанием. Спросила, куда бы он меня отправил, и подумала, что если в Леснинский, в котором я уже была, то туда не поеду. Владыка сказал: в Гефсиманию, на Святую Землю. Это настолько меня обескуражило, что внутренне я подумала, от меня не убудет. Архиепископ Марк послал меня в Гефсиманию на три месяца. Я подумала, ладно, отсижу три месяца в Гефсимании и вернусь в свою любимую Грецию. Ехала я туда, как трудница, на три месяца, а приняли меня, как сестру: ни дня не жила в гостинице, ни разу не сидела в трапезной с паломниками, сразу с сестрами. Владыка Марк, он смотритель за монастырями Зарубежной Церкви на Святой Земле, приезжает на Святую Землю сравнительно часто, каждые два-три месяца. По истечении моего срока он приехал, и в личной беседе увидев, что мое мнение насчет Греции не очень изменилось, оставил меня еще на три месяца. И вот на Святой Земле я уже восемь лет.

— Как складывается монашеская жизнь на Святой Земле, учитывая сложность политической ситуации в Палестине?

Инокиня Марфа (Валль). Православный оазис в мусульманском окружении

— Те сестры, которые живут непосредственно в монастыре и у которых нет послушаний, сталкивающих их с внешним миром, не очень и чувствуют все эти сложности. Конечно, Иерусалим — особенный град, иногда в воздухе висит такое напряжение, что его можно хоть ножом резать. Тем не менее наши сестры посещают святые места, в Иерусалиме, в первую очередь, это Храм Гроба Господня. Приходится идти через арабские и еврейские кварталы, и там реакции самые разные: от той, что евреи отворачиваются к стенке и ждут, пока ты пройдешь, до той, что они могут развернуться и в тебя плюнуть.

Тем сестрам, у которых есть послушания, связанные с выходом в мир, бывает очень непросто. Например, мое послушание быть директором школы, я старшая сестра в Вифании и ответственная за приют и за сестер. До этого Вифания была в 15 стадиях, как говорится в Евангелии, от Иерусалима: Елеонская гора, сверху храм Вознесения, один склон Гефсиманский, второй склон — в Вифанию, раньше в монастырь пешком ходили. Это гора была окраиной Иерусалима. Но Израиль выстроил восьмиметровую стену, нам в Иерусалим просто так попасть невозможно, нужно давать крюк в 15 километров, пройти минимум один КПП. Мы вдруг оказались на палестинской территории. Как директору школы с кем только мне не приходится сталкиваться.

Например, учителя в нашей школе есть как из Иерусалима, так и христиане из Вифлеема, который является палестинской территорией. И те и другие иногда имеют сложности с попаданием в школу. До Вифлеема 15 километров, и до Иерусалима по окружной дороге — те же 15 километров. Там КПП, и здесь КПП. И там, и там проверки. И как директору школы мне иногда приходится нестись на КПП и вызволять своих учителей. Или не вызволять и пытаться залатать окна в школе, чтобы как-то провести уроки без отсутствующих учителей.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об образовательной деятельности, которую осуществляет ваш монастырь, и о вашей школе, которую Вы возглавляете.

— Наша школа существует на Святой Земле с 1936 года. Она была организована хоть и при русском монастыре, но двумя шотландками, которые прибыли на Святую Землю, будучи еще англиканскими монахинями. Они прибыли на Святую Землю для поклонения святым местам по дороге в Индию, куда они отправлялись миссионерствовать. С тех пор школа так и осталась за монастырем, и всегда кто-то из сестер монастыря возглавляет эту школу. Сначала это была школа-интернат для арабских православных девочек. С 70-х годов, в следствие того что много христиан стало покидать Святую Землю, встал вопрос, что же делать с нашей школой. В 1972 году школа была зарегистрирована, как частная христианская, с этого же года мы стали принимать и мусульманских девочек. Количество христиан на Святой Земле продолжает сокращаться, их всего 1%. Это крайне печально, это наша Святая Земля, наш Господь там родился и за нас пострадал, и на данный момент почти никто из христиан там уже не живет. Паломники — это другое, коренных жителей там почти не осталось.

Инокиня Марфа (Валль). Православный оазис в мусульманском окружении

Вход в скит Гефсиманского монастыря св.Марии Магдалины в Вифании, при котором находится школа

В нашей школе в этом году учатся 303 девочки, с детского сада по десятый класс. У нас большое количество мусульманских девочек из Вифании и деревень вокруг, поэтому обучение идет на арабском языке. Первый иностранный — английский, начиная с детского сада, второй иностранный — русский, с третьего класса. Мы являемся единственной школой на Святой Земле, которая ведется сестрами русского монастыря и где преподается русский язык как иностранный.

Инокиня Марфа (Валль). Православный оазис в мусульманском окружении

Общий сбор у школы перед началом занятий

Инокиня Марфа (Валль). Православный оазис в мусульманском окружении

Перед началом занятий дети выстраиваются в шеренги по классам

В царской России было твердое стояние на Святой Земле. Императорское Православное Палестинское Общество очень много сделало для просвещения местного населения, были десятки школ, гимназии, семинарии. От всего этого наследия осталась единственная наша школа. Причем, школа очень ценится местным населением, уровень образования по сравнению не только с государственными, но и с другими частными школами, очень высок. И как факт мы можем отметить, что школа нас защищает от недовольства местных жителей, т.к. Вифания — полностью мусульманский поселок, и иногда вспыхивает недовольство нашим присутствием там, и школа нас защищает.

— Расскажите, пожалуйста, о социальном служении, которое осуществляется в вашей обители.

— Наша школа была школой-интернатом, все ученицы жили в интернате. С 1972 года интернат видоизменился, в нем находятся только православные дети, в основном, из неблагополучных семей, которые попадают к нам совершенно разными путями, хотя мы нигде не афишируем наш приют. Попадают к нам не только с палестинских территорий, но и с таких далеких израильских мест, как, например, Хайфа — самый север Израиля. И так как это неблагополучные семьи, дети уже имеют свою печальную историю.

В приюте на данный момент у нас 14 детей, 12 девочек и двое братьев. Мальчиков раньше не было, но так как девочки пришли с братьями, то насельницам монастыря пришлось с этим смириться.

Инокиня Марфа (Валль). Православный оазис в мусульманском окружении

Помещения для приютских девочек

Одна из наших воспитанниц учится у вас, в Санкт-Петербургских духовных школах. Еще две девочки учатся в медицинском колледже в Екатеринбурге, и одна девочка — в Екатеринбургской епархиальной гимназии. Таким образом, четверо из наших приютских детей покоряют Россию, причем надо сказать, что Россия очень благотворно на них действует. В Вифании они очень вспыльчивые, темпераментные, вредные, российская зима немножко сбивает этот пыл и направляет их энергию в нужное русло. Они очень серьезно берутся за учебу, очень стараются и ценят эту возможность.

Инокиня Марфа (Валль). Православный оазис в мусульманском окружении

Проводы воспитанницы Марлен в Россию,
которая уезжает учиться в екатеринбургское медучилище

— Вы в Петербурге впервые?

— Нет, впервые в Петербург я приехала прошлым летом с группой наших детей. Нам третий год удается вывести своих детей в Россию. Когда меня поставили в Вифанию, то повезли показывать Россию первый раз. От той поездки у меня осталось впечатление, что сюда нужно везти детей. Я сказала об этом матушке настоятельнице, она покрутила пальцем у виска — зачем арабским детям Россия? Я говорила: матушка, нужно везти детей. Я два года за ней ходила. Потом сменился посол России в Израиле, и прибыв в Вифанию, спросил, чем он может помочь. Я сказала, что хочу детей вывезти в Россию. И нам выдавали каждый год по пять бесплатных виз, и кроме того, посол обращался в различные авиакомпании, чтобы нам предоставили скидки, т.к. у нас вечный финансовый бреющий полет. В первый год мы вывезли детей в Москву, во второй год — в Екатеринбург, после чего две наши девочки поступили там в медицинский колледж; в третий год мы попали в Петербург, и тут же появилась новая связь – сейчас здесь учится наша девочка.

Беседовал Дионисий Адамия


Опубликовано 27.06.2011 | Просмотров: 399 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter