Игумен Земли Русской

Игумен Земли Русской

«Если Дом Преподобного Сергия есть лицо России, явленное мастерством высокого искусства, то основатель ее есть первообраз ее, этого образа России, первоявление России»

(свящ.Павел Флоренский)

ХХI век… Преподобный Сергий… Троице-Сергиева Лавра…К сожалению, для нашего простого обывателя, современного гражданина России зачастую неизвестными, или малоизвестными являются эти имена и названия. Современная культура, а лучше сказать субкультура, музыка, поэзия давным-давно забыли о чувстве патриотизма, единства что ли. А жаль… Хотя чего жалеть? Глядя на нашу многовековую историю, можно смело заявить, что мы очень редко делали выводи из сложных, а порой катастрофических ситуаций, случавшихся в истории государства Российского! Однако нужно признаться, что и побежденным это государство Господь никогда не оставлял. А благодаря чему и благодаря кому милость Божия была столь велика к Святой Руси, об этом мой сегодняшний рассказ.

Святая Русь. Сегодня, являясь редко употребляемой, эта дефиниция характеризовала дух и квинтэссенцию государства Российского. Именно святость на протяжении всех времен была краеугольным камнем, на котором наши предки строили и созидали свою государственность, социальные отношения, и именно этот камень являлся преткновением для наших врагов, пытавшихсянарушить мир и уничтожить нашу святыню – Святую Русь. Для многих и сегодня остается неразгаданной тайной наша святыня, до сих пор Россия не дает покоя испытующей руке чужеземца. Ныне происходящие события на геополитической карте Европы тому ярчайший пример.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить»

Эти строки написал Федор Тютчев еще во второй половине ХIХ века. Однако он оказался абсолютно правым, он еще раз констатировал многовековое непонимание России со стороны всех народов. В Россию нужно только верить… Да, действительно, только вера великого народа могла и до сих пор может творить чудеса, которые сопровождали нашу страну на протяжении всей ее истории. Только вера поднимала дух нашего народа, только вера заставляла врагов бежать с пределов Руси, и эта вера дала нам великих воинов духа! Среди таковых явился преподобный Сергий, игумен Радонежский.

Выдающийся русский религиозный мыслитель и ученый священник Павел Флоренский так охарактеризовал личность преподобного Сергия:

«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры,
мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому
первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись,

зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти
линии русской культуры сходятся к Преподобному». Автор в этих словах очень тонко и точно подметил основную роль преподобного в истории Святой Руси.

Нравственная идея

Государство во все времена оплотом своего могущества и стабильности считала некую высшую идею, высший Разум. Мифология древних, языческие верования зачастую корректировали действия и поступки власть имущих. С возникновением христианства и становлением его как государственной религии Евангелие становится идеалом нравственности. Меняется в корне мировоззрение человека и его отношение к Богу и людям. Порой существовала даже некая синергия, симфония государства и церкви. Народ массово воцерковляется: бывшие язычники становятся христианами. Появляется институт монашества, который являет миру настоящих аскетов – столпов веры и благочестия.

Русские люди просто восхищались жизнью восточных христиан, читая «Житие сирийских подвижников». Русичи всегда по-особому смотрели на монашество как институт, и с глубоким почтением и трепетом относились к нему. Тому подтверждением является огромное количество монастырей и скитов на просторах Святой Руси.

Основоположником монашества в Московской Руси является преподобный Сергий игумен Радонежский. С юных лет, имевший особую тягу к уединению и молитве, он, похоронив своих досточтимых родителей, приходит на гору Маковец, где закладывает надежный фундамент, на котором в последствии построится великая Лавра – Дом Живоначальной Троицы.

Авва Сергий стал не только аскетом в плане спасения своей души, он стал наставником и отцом для многих, проходивших к нему за советом, за помощью, за благословением. Из его кельи вылетели сотни птенцов-подвижников, которые продолжили Сергиево дело.

Монашеское делание не может не быть нравственно совершенным деланием, так как основой своей считает Евангелие и Предание церковное. Цель монашеского жития, как говорит святитель Игнатий Кавказский, состоит не только в достижении спасения, но по преимуществу в достижении христианского совершенства[8]. А христианское совершенство не может быть безнравственным. Это основа всех основ, так как это живая проповедь о Христе, о Том, Который сказал: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13).

Троицкая обитель всегда являлась оплотом нравственности и чистоты, а сам преподобный Сергий – живим идеалом добродетельной христианской жизни. Вспомним только Смутное время, осаду Троицкой Лавры: тысячи людей нашли себе приют и кров в Лавре преподобного Сергия, который заповедовал, чтобы никто из его монастыря не ушел голодным. Этот завет всегда исполнялся и исполняется по сей день в его святом монастыре.

В Евангелии есть замечательные слова: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Преподобный Сергий Радонежский является нашим наставником и учителем, поэтому мы, вспоминая его жизнь и наставления, еще раз себя проверяем, не сошли ли мы с пути, не заблудились ли и не ослушались ли его святых наставлений!

Государственность

Преподобный Сергий – это неординарная личность во всех отношениях, поэтому и в политике своего времени ему приходилось разбираться. Он был патриотом своего государства. Всевозможно старясь преподавать мир Господень, Сергий почтительно относился к власть имущим людям, так как будучи сам игуменом, начальником монастыря, понимал всю полноту ответственности за нее пред Богом и людьми. В разное время к преподобному обращались вельможи с просьбой содействия в политических вопросах того времени.

Нельзя забывать, что время жизни преподобного Сергия – это период монголо-татарского ига. Сейчас мы даже представить себе не можем, кем же являлись эти басурмане для русича. Преподаватель Московской духовной академии профессор Ключевский как нельзя лучше и краше характеризует это время: «во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием и постоянно подновлявшегося многократными местными нашествиями татар. Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее. Мать пугала непокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда. Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг; панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера, и в истории человечества могла бы прибавиться лишняя темная страница, повествующая о том, как нападение азиатского монгола повело к падению великого европейского народа»[3, с. 96].

В такое сложное время предстояло служить преподобному Сергию на благо государства и народа. Это, действительно, был подвиг! Народ должен был понять, что он не разобщен между княжествами по политическим, территориальным, религиозным принципам, но он является великим народом, которому предстоит защитить свое государство от нашествия чужеземных агарян. К преподобному приходили массы народа с вопросами и советами в этой связи. И в один из самых тяжелых и ответственных моментов истории Государства Российского князь Димитрий Иванович приехал к игумену Сергию за советом и благословением. Князя мучал вопрос идти ли войском на татар. Преподобный напутствовал вождя народного ополчения, сказав: «Иди, господине, небоязненно и победиши враги твоя»[2, с. 140]. Итог этого сражения всем нам хорошо известен. Однако нужно зреть в корень всего происходящего и с уверенностью сказать, что это победа была одержана русским воинством во главе с князем Димитрием по молитвам Игумена Земли Русской.

Заслуга Руси в этой битве существенным образом касается также Европы, которая не ощутила во всей полноте агарянского вторжения, так как Русь заградила собой вход в европейские страны, поплатившись немалой ценой! Но, к сожалению, Европа позабыла о своем старом долге перед Россией, и сегодня старается всячески демонстрировать свое мнимое превосходство, вмешиваясь в политические и социальные прения народов Святой Руси! Нужно не забывать, что это «старый спор», о котором писал некогда Пушкин:

«О чем шумите вы, народные витии?..
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы».

Из истории всем нам известно, что никто лучше преподобного Сергия не смог завершить геополитический кризис на просторах Руси, и сейчас, в столь нелегкое для всех нас время, упование и молитва наша обращены к Игумену Сергию, и верим, что по его святым молитвам Господь дарует мир и благополучие многострадальному Отечеству нашему и его святой Церкви.

Живопись и зодчество

Троицкая Лавра – детище преподобного Сергия Радонежского. Находясь сегодня на этом святом месте, нам трудно себе представить, что все здесь начиналось с землянки, которую своими руками выкопал преподобный.  Далее Сергий вместе с братом Стефаном рубит келию и храм. Если кто когда-либо занимался постройкой сруба, или, по крайней мере, видел этот процесс своими глазами, тот, безусловно, согласится, что это тяжелый и длительный процесс. Однако ни тяжесть самой работы, ни ее объемы не смогли устрашить подвижника благочестия, который по своей земной кончине не оставлял этого монастыря и до сих пор имеет о нем попечение, оставаясь его патроном – начальником Лавры.

К пустому колодцу народ не идет! А к молодому Сергию люди начали идти практически сразу, в скором времени создав небольшой посад – первоначально заселенную область неподалеку от монастыря. К игумену Сергию приходил народ и просил принять его в число братии новоустроенной обители. Фактически не менее четверти русских монастырей основано прямыми его учениками, просветившими Северную Фиваиду и Северо-Восточную Россию.

Уже при Никоне Радонежском в монастырь приходит до этого никому не известный, а после прославивший и Лавру, и всю Россию преподобный иконописец Андрей Рублев. Он вместе с иноком Даниилом Черным расписывает Троицкий собор Лавры, а также иные храмы и монастыри, до наших дней сохранившие грунты и роспись выдающихся деятелей искусств.

Нужно отметить, что сам преподобный Сергий построил первый на Руси храм в честь Святой Троицы, а Андрей Рублев впервые ввел в историю иконописи Ее ветхозаветный образ. И это неспроста! Преподобный Сергий сделал взрыв, как бы сейчас сказали, в культурной сфере ХIV века. В понятии Троица и самом иконографическом изображении заключается новая система мышления, которая явилась результатом синтеза византийской и русской культур. Отец Павел Флоренский сделал заключение, что «Андрей Рублев питался, как художник, тем, что дано ему было. И потому, не Преподобный Андрей Рублев, духовный внук Преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской — Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти. В иконе Троицы Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием. Это — второй символ русского духа; под знаком его развертывается дальнейшая русская история, и достойно внимания, хотя иного и ждать было нельзя, что величайший литургический сдвиг, в котором, своим чередом, выразились русская идея и своеобразные черты русского духа, опять-таки связывается с именем Преподобного Сергия. Я говорю о Троичном дне, как литургическом творчестве именно русской культуры и даже определении, — творчестве Преподобного Сергия. Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон…Так первое воплощение духовного первообраза, определившего суть России, — первообраз Пресвятой Троицы, как культурной идеи, несмотря на дальнейшее размножение свое, все же остается историческим, художественным и метафизическим уником, несравнимым ни с какими своими копиями. Прекраснейшее из зданий русской архитектуры, собор Троицкий, «из которого не хочется уходить», — по признанию Павла Алеппского, — и прекраснейшее из изображений русской иконописи Рублевская Троица, как и прекраснейшее из музыкальных воплощений, несущее великие возможности музыки будущего, служба вообще и Троицына дня в частности, значительны вовсе не только как красивое творчество, но своей глубочайшей художественной правдивостью, то есть полным тождеством, покрывающих друг друга, первообраза русского духа и творческого его воплощения».

Лавра преподобного Сергия — показательный музей архитектуры. Здесь сосредоточены превосходнейшие образцы шитья — этого своеобразного, пока почти не оцененного изобразительного искусства, достижения которого недоступны и лучшей живописи.

Вот оказывается, почему мы называем Сергия Радонежского в этой связи одним из фундаторов русской культуры и великим зодчим своего времени.

Заключение

Поистине неоценима роль преподобного Сергия Радонежского и его Лавры как для государственности так и для культурно-социального развития Руси. Можно говорить много и бесконечно об этом чудном угоднике Божьем и об этом Раю на просторах нашего Отечества – Троицкой Лавре, однако, подводя итоги, нельзя не процитировать слова отца Павла Флоренского, с именем которого связана история мощей преподобного Сергия и его Святой Лавры. «Мне представляется Лавра, в будущем, русскими Афинами, живым музеем России, в котором кипит изучение и творчество и где, в мирном сотрудничестве и благожелательном соперничестве учреждений и лиц, совместно осуществляются те высокие предназначения — дать целостную культуру, воссоздать целостный дух античности, явить новую Элладу, которые ждут творческого подвига от Русского народа. Не о монахах, обслуживающих Лавру и безусловно необходимых, как пятивековые стражи ее, единственные сильные стражи, не о них говорю я, а о всенародном творчестве, сгущающемся около Лавры и возжигающемся культурною ее насыщенностью. Средоточием же этой всенародной Академии культуры мне представляется поставленное до конца тщательно, с использованием всех достижений русского высокостильного искусства, храмовое действо у священной гробницы Основоположника, Строителя и Ангела России». Мы живем в эпоху исполнения этих пророческих слов!

Валентин Серпенинов


Опубликовано 07.10.2015 | Просмотров: 142 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter