Игорь Непша. Единство в любви ко Христу

Игорь Непша. Единство в любви ко Христу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земле отцы наша основавый и теми ко истинней вере вся ны наставивый», — такими словами сегодня воспевает Святая Церковь отцов VII Вселенского Собора, утвердившего подлинный смысл иконопочитания. Иконописание в своем корне выросло из евангельского мировосприятия, и в центре здесь воплощение Христово. Невидимый стал видимым, и неосязаемый стал осязаемым. В силу воплощения Христа стало возможным Его изображение. Поэтому сегодня мы видим в наших храмах святые иконы Господа, Пречистой Его Матери, святых угодников Божиих. Перед святыми иконами мы изливаем наши скорби и радости, возносим Господу свои молитвы и уже не мыслим храм без икон.

Собственной кровью стоял православный народ за святые иконы. На протяжении многих лет верующие люди, почитавшие святые образа, подвергались жестоким гонениям и притеснениям. Церковь была раздираема ересью иконоборчества. И сегодня, воспоминая скорбь и разделение, причиненные ересью иконоборчества, мы особенно живо чувствуем слова Господа, сказанные Им перед его распятием и смертью: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин 17:11).

Причина всякого разделения – в отсутствии любви. Только любовь к Господу и к ближним соединяет людей в единое целое. Апостолы, соединенные любовью Христовой, горели подлинной и живой верой. С этим горением они шли на муки и смерть за Христа. Поэтому отрекшемуся апостолу Петру, о котором мы сегодня услышим в Евангелии, требовалось восстановление: он отступил от любви к Господу.

Вспомним, каким во время своей земной жизни был апостол Петр: преданным Господу, но вместе с тем ему была свойственна горячность и эмоциональность. На Тайной вечери он говорит Христу: «Если и все соблазнятся, но не я» (Мк 14:29). Но прошло совсем немного времени, и Петр трижды отрекся от Христа.

Петр исключил себя через отречение из числа апостолов Христовых. Это было настолько явно, что когда однажды ангел говорил женам мироносицам о том, чтобы они возвестили апостолам о воскресении Господа, он сказал им: «Скажите ученикам Его и Петру».

Но вот беседа после ловли рыбы за трапезой. Господь спрашивает ученика: «Симоне Ионин, любишь ли Меня паче сих?» И апостол, теперь уже испытанный горьким опытом, смиренно, без всяких клятв в том, что он никогда не изменит, отвечает: «Ей, Господи, Ты знаешь, что люблю Тебя». Когда же он исповедовал свою любовь, Господь восстановил его в звании апостола, говоря: «Паси агнцы Моя!» Но когда Господь спросил третий раз: «любишь ли меня», апостол вспомнил троекратное отречение и из глубины своей скорбящей души воскликнул: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» И апостол опять слышит из уст Господа его милостивое прощение: «Паси овцы Моя!»

Этот вопрос Христа обращен к каждому из нас: «любишь ли ты меня?». Тройное вопрошание Христа свидетельствует о важности вопроса.

Как часто мы думаем, что наша верность, труд, терпение, являются доказательствами нашей любви к Христу! Вспомним Ефесскую Церковь, к которой обращены слова Господа: «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр 2:3). Какие труды понесла Ефесская Церковь и терпение, и труд в то время, когда Церковь терпела гонение и испытания! Для кого не очевидна их любовь к Господу? Однако Господь говорит: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр 2:4).

Именно поэтому Господь спрашивает Петра: «любишь ли меня», потому что любовь – главное в христианской жизни, и никакие иные добродетели не могут заменить ее. Любовь есть причина единства, о котором Господь говорит: «По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Итак, нужно помнить, что основой христианской жизни является именно любовь! Любовь к Господу и ближнему. Об этом и говорит нам Евангелие, указывая нам на то, как должен пастырь Церкви Христовой и каждый христианин служить Своему Господу. Он должен иметь возможность от души Ему сказать: «Ей, Господи, Ты знаешь, что люблю Тебя!» Аминь.

Проповедь, произнесенная за воскресным всенощным бдением в академическом храме св. апостола Иоанна Богослова 24 октября 2010 г.


Опубликовано 24.10.2010 | Просмотров: 170 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter