Иеромонах Амвросий (Мацегора). Вечные вопросы

Иеромонах Амвросий (Мацегора). Камо грядеши

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос Воскресе!

«Вечные вопросы, вечные вопросы… Как часто мы о них забываем, как давно эти вопросы ушли куда-то далеко, на задний план. Спешка, гонка, шум, сдавливающая жизнь, суета… А вечные вопросы все равно остаются». – Такими словами начинает одну из своих знаменитых проповедей отец Александр Мень. И именно одному из таких вечных и основополагающих вопросов нашего с вами бытия, дорогие братья и сестры, и был посвящен сегодняшний евангельский отрывок – отрывок, в немногих словах говорящий нам об очень многом. Услышанное нами чтение, являющееся фактическим продолжением повествования Иисуса Христа о добром пастыре и его овцах, напоминает нам о той абсолютной парадигме взаимоотношений, которой ждет от нас с вами Бог, о том «золотом сечении», на основе которого должно строится здание наших взаимоотношений с Творцом. На фоне обретающих новую жизнь и новый смысл идей искушенного разума о том, что мир этот раз и на всегда покинут своим Создателем, Которого человек теперь привык призывать, по меткому выражению Макаревича, «в беде или всуе», как нельзя более актуальной и насущной представляется миссия Церкви – дать, в свою очередь, новую жизнь и новое осмысление словам Христа о том, сколь великую ценность для Бога представляет человек, и о том, как Бог дорожит общением с ним. Именно эти слова мы и слышали сегодня из уст Спасителя: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин 10:27–28). В этих словах раскрывается, как на стыке этого удивительного союза, основанного на взаимном доверии, рождается глубочайшее единение в любви между Богом и человеком. На одной чаше весов взаимности мы видим, что «овцы Мои слушаются голоса Моего и идут за Мною». И подобное поведение следующих за Христом есть акт глубочайшей чистой веры, готовность со всей возможной искренностью последовать за Тем, Кто единственный знает конечную остановку этого долгого путешествия под названием «жизнь». Но в ответ на эту преданность и верность Сам Бог отвечает человеку взаимностью: «и Я знаю их; и Я даю им жизнь вечную».

И как бы в подтверждение слов этого евангельского отрывка сегодняшний день церковного календаря отмечен именем Многострадального Иова – человека, чье имя не только стало для нас синонимом страдания, но и символом триумфа духа и воли человека, сумевшего пройти сквозь долину сени смертной и до конца сохранить свою преданность Богу. Но близка нам книга Иова еще и потому, что в ней, как в зеркале, видим мы самих себя. И чем сильнее обрушившиеся на нас скорби, тем ближе и роднее становятся для нас строки этой драмы, столь далеко отстоящей от нас по времени, что память человеческая сохранила о ней лишь немногие подробности, и столь близко стоящей к нам по своей сути. Между тем, история Иова всем нам хорошо известна, известны и те «верстовые столбы», следуя которым проходила внутренняя борьба в душе праведного страдальца. В начале своих испытаний и скорбей он говорит: «Неожиданно поразило меня это зло» и «лучше бы умереть мне, чем жить». Далее в его душе настает время праведного гнева и претензий: «Но я буду требовать правды и кричать о несправедливости» и «Если от Бога это пришло на меня, я хочу судиться с Ним». Но самыми удивительными являются слова, произнесенные Иовом в момент кульминации страданий: «Дай мне, Господи, мудрость понять пути Твои и правду Твою». То есть, потеряв свой дом, свою семью и все имущество, перенеся предательство близких друзей и будучи обезображен страшной болезнью, стоя у края бездны абсолютного одиночества с сердцем, практически обращенным во прах, этот человек оглядывается на все произошедшее и говорит: «Господи, я признаю, что все то, что произошло со мной, было правдой с Твоей стороны; я признаю, что таковы были пути Твои, которые Ты избрал для меня: пути неисповедимые и непостижимые, но Твои, а потому ценные и дорогие в моих глазах. И лишь об одном прошу Тебя теперь: дай мне мудрость понять правду Твою».

Как часто подобные верстовые столбы встречаются и на нашем пути общения с Господом. Как часто современный мир тоже спешит судиться со своим Творцом, видя те многие кровь и неправду, которые стали законом нашего бытия. А потому именно сейчас, перед лицом вновь встающих перед человеком вечных вопросов, когда все мы так стремимся обладать «глазами Бога», позволяющими видеть всю цепочку причинно-следственных связей, пронизывающих наш мир, всем нам так нужна книга Многострадального Иова, дающая нам не надежду, но дающая много больше – дающая смысл всего того, чем наполнена наша повседневность и того, объяснения чему мы не находим в рамках своей логики. Ну а финал этой драмы нам тоже хорошо известен: услышав однажды голос Бога, Иов пошел за Ним, не теряя этой веры и верности во всех испытаниях. И свершилось то, о чем сказал нам сегодня Христос: «И Я даю ему жизнь вечную; и не погибнет он вовек».

И потому хотелось бы пожелать всем нам, чтобы даже в том безумном ритме жизни, во всей той спешке и поверхностном восприятии действительности, в которых мы вынуждены сейчас совершать свое земное странствие, мы бы не забывали о той взаимности и доверии, которых так ждет от нас Бог; чтобы наше общение с Ним было бы не шаблонным и происходящим от случая к случаю, а живым, свободным и ярким; чтобы мы в каждом мгновении нашей жизни слышали биение Его сердца и с этим ритмом сверяли стрелки своего внутреннего компаса, ведь смерть для каждого из нас становится приобретением лишь в том и только том случае, когда жизнью нашей был Сам Христос.
Аминь.

Проповедь иеромонаха Амвросия (Мацегоры) в субботу 5-ой седмицы по Пасхе в храме вмц. Екатерины в Риме.


Опубликовано 19.05.2012 | Просмотров: 217 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter