Иеромонах Афанасий (Букин). Мы призваны подражать идеалу человека, явленного нам во Христе

Иеромонах Афанасий (Букин). Мы призваны подражать идеалу человека, явленного нам во Христе

Дорогие отцы, братья и сестры! Священная История насчитывает множество богоявлений и откровений Бога. Адаму Он дал первую заповедь (см. Быт 2:16-17), Ною Он повелел строить ковчег (см. Быт 6:14), Авраама Он переселил в землю Обетованную (см. Быт. 12:1), Моисею Он дал Закон на горе Синай (см. Быт 31:18). Все эти богоявления предваряли, были прообразом того Богоявления, которое мы празднуем сегодня. Как пишет Апостол, «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1:1-2).

Во Христе мы имеем предельное откровение о Боге и человеке. О Боге – потому что никогда не был Бог так близок к нам, потому что Он был тем Словом жизни, которое видели своими глазами, рассматривали и осязали своими руками святые апостолы (ср. 1 Ин 1:1). И о человеке – потому что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин 7:46), и наша история никогда не знала человека подобного Ему. «В Нем, – по выражению прп. Иустина (Поповича), – и сияние, и высота, и божественное величие каждого человека <…> в Нем весь Бог и весь человек со всеми своими совершенствами» (Прп. Иустин (Попович). Философский пропасти).

А раз во Христе мы имеем откровение и о человеке, о том каким он должен быть, каким он задуман Самим Богом, то мы во всем должны подражать этому Человеку, явленному нам во Христе Иисусе (см. 1 Тим 2:5). Всякое наше чувство должно быть преображено и стать таким же, как у Него. Преподобный Иустин писал, что всякая наша мысль, если она не наполнена подлинным смыслом, если она не становится Богомыслием и Христомыслием, является адом.

Ныне мы празднуем «пришествие Бога к людям, чтобы нам возвратиться к Богу», чтобы мы, по слову свт. Григория Богослова, жили «во Христе, со Христом рождаемые, распинаемые, погребаемые и совосстающие» (Greg. Naz., In Theophania, Orat. 38).

 Будем плакать подобно Адаму об утерянном рае. Войдем подобно Ною в ковчег Церкви, без которого нам нет спасения. Вверим себя подобно Аврааму в руки Божии, отринув все препятствия на пути к обетованию. Предочистив сердца наши, подобно Моисею со страхом и трепетом приступим к «горе боговедения». Ибо ныне все мы призваны стать причастниками этого Богоявления. И, хотя нам это еще не открылось в полноте, мы уже дети Божии и знаем, что Он сделал все для того, чтобы мы стали «подобны Ему», и увидели «Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2 ).

Во всем и через все, через все видимые и невидимые явления этого мира ныне сияет и светится лик Богочеловека, освящающего и просвещающего нас. Все имеет свою божественную ценность в Нем и Им Одним. «Да ликует вся земля, небо да веселится, мир да торжествует, реки да рукоплещут, источники и озера, бездны, моря вместе да радуются: ибо приходит Христос Адама очистить и спасти» (Канон на повечерие в предпраднство Богоявления. Песнь 9).

Проповедь студента II курса Библейско-богословского отделения магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонаха Афанасия (Букина), произнесенная за Божественной литургией в праздник Богоявления в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 19 января 2016 года.


Опубликовано 19.01.2016 | Просмотров: 162 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter