Иеромонах Афанасий (Букин). Богословие рождается в яслях Боговоплощения

Иеромонах Афанасий (Букин). Богословие рождается в яслях Боговоплощения

Дорогие братья и сестры, богословие нашей Церкви та́инственно и таи́нственно. Христос все время говорит в притчах и почти никогда не говорит напрямую. Очень сложно выразить словами тайны Божества, тайны Церкви.

У нас нет другого языка, кроме языка человеческого. Мы не можем ничего сказать о Боге иначе как собственным языком, у нас нет других метафор, нет других аллюзий, кроме наших собственных. Но Бог не такой как мы. Он за пределами этого мира, за пределами времени, за пределами слова.

Богословие рождается в яслях Боговоплощения. В Вифлеемских яслях, в которых лежит Младенец, зарождается догматика Церкви. Потому что тайна Боговоплощения есть самая великая тайна Церкви. Несколько раз собирались соборы и пытались выразить эту тайну теми или иными словами. Множество раз появлялись люди, которые пытались выразить это проще, систематичнее и оказывались еретиками. О догматах Церкви св. Августин говорит, что в них все же выражается нечто невыразимое, потому что молчать об этом невозможно[1]. И всякий раз святые отцы находят все новые и новые слова, пытаясь выразить это нечто невыразимое. Но, в конце концов, говорят – нет, здесь нужно молчание[2].

Наше богословие  подразумевает не только слова, оно подразумевает в первую очередь жизнь. Православие, ортодоксия (греч. ὀρθοδοξία), то есть правильное мнение, точное мышление, подразумевает и ортопраксию (греч. ὀρθοπραξία) – правильное делание, точный подвиг. Мы не имеем того дерзновения, той мудрости и того образования, которые имели отцы первых веков Церкви. Вряд ли Ливаний, известный руководитель Антиохийской школы риторов, хотел бы видеть нас своими приемниками.  Но мы, безусловно, можем следовать отцам в их жизни. Мы можем выражать догматы, в первую очередь, своей любовью к людям.

Потому что после Боговоплощения всякий человек священен, всякая жизнь священна. И всякий человек является иконой Божества. Поэтому в этот оставшийся день до Рождества Христова, и в сам праздник Рождества, и в последующие дни нам следует погрузиться в то, о чем сейчас говорит Церковь. О тайне явления Бога в человеческом образе, о тайне соединения двух природ так, что они не уничтожают друг друга, так что они соединяются «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно»[3], как об этом говорит Халкидонский орос. Но в первую очередь являть это своей жизнью.

Если Бог явился во плоти, то всякий человек должен быть нашим дражайшим другом, нашей самой заветной любовью, и мы должны служить ему как Самому Богу. Это не так сложно как кажется, вокруг нас много людей, которые страдают, у которых недостает денег, или они слишком больны. И им не столько нужны наши деньги, сколько нужна наша любовь, наше человеческое тепло. Митрополит Антоний Сурожский вспоминает историю, случившуюся с одним из преподавателей Русской гимназии в Париже. Он проходил мимо нищего человека, но у него с собой не было денег. Тогда он просто «остановился и снял шляпу перед ним, чтобы он почувствовал, что» они «на равных, что» он в нем видит «равного себе человека, а не нищего, и ему объяснил: «Простите — я ничего вам не могу дать: у меня ничего нет…»»[4]. В ответ этот человек вскочил на ноги и обнял его. Потом владыка сам говорил с этим нищим, тот сказал ему, что «что никогда его никто не одарил так богато, так щедро, как этот человек, который ему не дал ничего, но признал в нем равного себе человека, снял перед ним шляпу, объяснил, почему он не может ему помочь, и попросил у него за это прощения»[5].

В эти последние уже часы до Рождества постараемся найти не столько наших ближних, которые близки нам по плоти или даже по духу, но скорее тех, кто далек от нас в каком-то смысле, но находится вокруг нас. И поделимся с ними тем, что дает нам Христос, тем, что мы стяжали за эти дни поста. И таким образом мы, с Божией помощью, сможем показать миру такую любовь, что увидев это люди подтвердят, что мы истинные ученики Христа (см. Ин. 13:35).

Аминь.


[1] См.: Августин Блаженный, св. О Троице. V:IX:10 / пер. с лат. А. А. Тащиана. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – С. 156-157.

[2] См.: Бибихин В. Философия и религия // Философия философии. Тексты философии: Учебное пособие для вузов / Ред.-сост. В. Кузнецов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2012. – С. 85.

[3] Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Императорской Казанской Духовной Академии : в 7 т. / Казань: Центральная Типография, 1908. – Т. IV. – С. 48.

[4] Антоний Сурожский, митр. О жизни христианской [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mitras.ru/pouty/jizn.htm (дата обращения: 06.01.2018)

[5] Там же.


Опубликовано 06.01.2018 | Просмотров: 514 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter