Иеродиакон Николай (Дроздов). Любить ближнего

Иеродиакон Николай (Дроздов). Любить ближнего

Во имя Отца и Сына и Святого Духа,

Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангелии Господь, обращаясь к своим ученикам и последователям, заповедует им идти по всему краю земли и проповедовать всем народам Благую весть, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их всему тому, в чём они были сами наставлены. Эти слова безусловно относятся к каждому христианину, но в особенности их исполнение должно осуществляться в сердцах тех, кто был призван на служение Господу, тех, кому придётся вести за собой в Царство Небесное, уготованное нам от создания мира, паству, вверенную нам Самим Спасителем. В сердцах тех, кто должен являться эталоном духовной жизни для всего общества, не только во внешних своих проявлениях, как ветхозаветные законники и фарисеи, но прежде всего в исполнении внутреннего, духовного закона.

Мы находимся в этих стенах для того, чтобы познать истину и укорениться в ней, быть носителями и распространителями учения, которое в полном объёме раскрыл наш Божественный Учитель 2000 лет тому назад. По учению Спасителя, мерилом наших отношений к другим людям должна быть правильная любовь к самим себе; как мы желаем, чтобы с нами поступали люди, так и мы должны с ними поступать, то есть с добротой, в простоте, с кротостью, снисходительно, с сочувствием, терпеливо, в любви.

Если так возлюбил нас Бог, что отдал Сына Своего Единородного за грехи наши и наше спасение, то и мы должны любить друг друга, если хотим уподобиться Богу.

Но что же значит любить ближнего? Это значит идти на жертву, прощать и молиться за него, молиться за живых и за умерших, за родных и близких, за друзей и за врагов, за всех, кто живёт на этой планете, за всего Адама, как учил преподобный Силуан Афонский. Молиться, как за себя, желать им столько же добра, сколько ты хотел бы получить от Бога для себя, для спасения своей души.

Любить ближнего – означает также любить всех без лицеприятия, не взирая на то, как он выглядит, к какой социальной группе он принадлежит, богат он или беден, хорош собой или нет, друг он нам или враг, всё это ничего не значит пред лицом Божиим, так как мы все чада Его, сотворены по образу Божьему и по Его подобию. Как говорит Священное Писание: “…человек зрит на лицо человека, а Господь в сердце” (1 Цар 16:7). Апостол Павел в послании к Римлянам всеобъемно описал критерии любви. И именно к исполнению всех заповедей призывает нас Господь посредством этой самой любви.

Но не всё так просто на самом деле, враг не дремлет. На территории Юго-Западной Африки растут особенные кусты акации, эти растения голландцы во время колонизации Африки называли “Wacht een beetje”, что в переводе означает “подожди немножко”. Эти кусты отличаются тем, что ветви этого растения покрыты множеством острых шипов. И если идущий мимо случайно зацепится за такой куст и сразу не вырвется, то далее ему всё сложнее и сложнее будет освободиться от его колючих щупалец.

Вот и наш противник дьявол, подобно этому кусту акации, разнообразными крючками греха, обмана и обольщения старается удерживать человека, чтобы не допустить его к истине Божией, к Господу нашему Иисусу Христу, к нашему спасению. Господь призывает нас противостоять греху и сатане и поспешить ко Христу, а дьявол говорит: «Подожди немного, подожди немного». И чем дольше мы будем находиться в его сладостных, греховных объятиях, тем сложнее и сложнее нам будет из них вырваться.

Сатана хитёр и опасен, он навязывает нам свою лупу видения мира, увеличительное стекло, чтобы мы могли видеть только лишь трудности и препятствия на нашем пути, впадали в уныние, отчаивались и не верили ни в могущество, ни в обетования Божии.

Он нападает на нас изнутри, ломает наше сопротивление, он находит себе оружие и союзников в нас самих, в наших скрытых мыслях и в наших сластолюбивых желаниях, (вот почему необходимо чаще исповедоваться и причащаться, дабы разрушить всякое соприкосновение с сатаной). Наш враг очень искусен и коварен, он не утруждает себя связывать нас теми узами, против которых мы станем сопротивляться, а напротив, налагает на нас такие сладостные сети, которые мы сами принимаем с превеликим удовольствием, так как знает он, что наше желания подчас гораздо сильнее нас самих. Он сможет привести нам множество доводов, дабы мы оставили всякое желание трудиться себе во спасение. Но не будем унывать и отчаиваться, ведь Господь победил, но возревнуем о своём спасении, не откладывая ничего на потом.

Однажды по берегу моря гулял мужчина. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звёздами, которых выбросило на берег после страшного шторма. И вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала что-то, а потом бросала в море.

— Зачем ты это делаешь? — спросил мужчина, подходя к девочке. — Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много!

— Может быть, — ответила девочка, бросая как можно дальше в море ещё одну морскую звезду. – Но для неё я сделала всё, что смогла, здесь и сейчас.

Тысячи и тысячи людей ожидают нашей помощи здесь и сейчас, в больницах, в детских домах, на улицах; больные, бездомные и нищие, все они просят помощи у Бога, а помощь эта им приходит через людей, через нас с Вами. Всем им требуется именно наша с Вами помощь, не обязательно финансовая или материальная, но в большинстве своём просто человеческое отношение; доброе слово, приятная улыбка, радостное рукопожатие. Это будет твой бросок в бескрайнее море любви, разливающееся в каждом сердце человека, где в его глубинах и происходит борьба добра со злом.

И в этот Светлый праздничный день я хотел бы пожелать всем нам, дорогие отцы, братия и сестры, хранить и преумножать любовь в наших сердцах, творить дела милосердия и правды, ибо только так смягчится наше огрубевшее сердце. И тогда наша жизнь и жизнь окружающего нас мира изменится, станет другой, лучшей, и тогда Господь наш Иисус Христос, Воскресший и победивший грех и смерть, будет с нами на всём нашем пути в Царство Небесное, как и обещал: “Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Аминь.”

Христос Воскресе!


Использованные источники:

Книга 100 притч. М.2009г.

Проповеди Патриарха Кирилла

Николай Сербский, православный календарь. М. 2010г.

Проповедь, произнесенная 30 апреля 2011 г. в Иоанно-Богословском академическом храме за всенощным бдением в субботу Светлой седмицы


Опубликовано 01.05.2011 | Просмотров: 222 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter