Иеродиакон Феофан (Друганов). Обзор основных тем научно-богословских работ Святителя Феофана Затворника в первые годы пребывания в Вышенской обители

Иеродиакон Феофан (Друганов). Обзор основных тем научно-богословских работ Святителя Феофана Затворника в первые годы пребывания в Вышенской обители

Данный доклад, соответственно теме, призван осветить и сделать понятными те основные моменты духовной и научно-богословской деятельности Святителя Феофана Затворника, которые были в центре его жизни в первые годы в Вышенской обители и являлись его главной заботой, составляли его внутреннее устроение и устремление.

Мы обязательно приведем наглядный список сформулированных тем и названий трудов, которыми занимался святитель Феофан в указанный период и рассмотрим их. Но для более живого и глубокого понимания этого перечня, мы начнем с того, что коснемся мотивов и побуждений Святителя Феофана к уходу на покой и последующему затвору. Само желание Святителя уединения и избрание такого образа служения Богу и Церкви дает очень хорошее понимание его личности и внутреннего устроения. Разъясняя свои мотивы и побуждения к затвору, епископ Феофан писал: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом».

Святитель Феофан искал покоя, наполненного содержанием истинного монашества, в котором его сердце желало воплощения в его собственной жизни Церковного Предания и освященного Святоотеческого опыта, который он хотел оживить в своем опыте и преподнести для современного ему общества. Ведь тогда очень не хватало живого православного слова наставления, окормления, совета и объяснения, но все больше возрастало влияние протестантизма, толстовства, различных сект и нехороших идей. В этом аспекте Святитель Феофан избрал для себя наилучший образ служения Богу и Церкви во спасение своей души, и тысяч вокруг нее. Так желало его сердце и на это было получено благословение Божие и священноначалия. Таким образом, становится понятен дух и образ мысли святителя Феофана, и в этом ключе можно ясно представить, в чем должно было заключаться его служение, каков был дух его мышления, каковы и о чем были его труды.

Так же не менее важно то, как была устроена жизнь Святителя в затворе, который продолжался больше трети его жизни. Вскоре после ухода на покой, Святитель Феофан направил в Синод новое прошение, в ответ на которое Святейший Синод постановил: 1) освободить епископа Феофана от настоятельства в Вышенской обители, то есть даровать ему полное спокойствие от любых административных забот 2) Обеспечить ему право и возможность совершать богослужения по его желанию и усмотрению; 3) Обеспечить ему место пребывания и назначить пенсию в 1000 рублей.

Итак, вот какова была жизнь святителя на тот период. Святитель Феофан в возрасте 51 года ушел в затвор(1866), который продолжался 28 лет, вплоть до его кончины(1894). Первые 6 лет он принимал посетителей и участвовал в общественных богослужениях, а с 1872 года он затворяется совершенно. Виделся святитель только с настоятелем, духовником монастыря и келейником. В домовом Богоявленском храме первые десять лет он служил Литургию по воскресным и праздничным дням, а последние 11 лет — ежедневно, совершая Евхаристию в полном одиночестве в сослужении Ангелов. На вопрос ближайшего своего почитателя-ученика, как он служит Литургию, святитель говорил “служу по служебнику молча, а иногда и запою…”

О шести первых годах затвора свидетельствует один из очевидцев святителя, который пишет: «Он горел, как неугасимая лампада или свеча перед ликами Христа, Богоматери и святых. Первые шесть лет это горение было особым. Святитель наравне с иноками ходил ко всем службам, и к ранней Литургии. На богослужениях он стоял благоговейно, бодренно, никуда не озираясь, как воин перед царем, так он стоял перед Христом Царем Небесным, часто с закрытыми глазами погружал свои ум и сердце в молитву, так что и подносивший владыке антидор стоял около него минуты две, пока богомолец не окончит сердечную молитву и не возьмет принесенное».

Своим глубоким, благоговейным поведением и всем видом святитель имел огромное влияние на видевших его и молившихся с ним. Поучений он не говорил, но само его служение было живым поучением для всех.

Таким образом, святитель Феофан в основу своих научных и богословских трудов в Вышенской обители положил глубокое, внимательное, исполненное молитвы и аскетических усилий монашеское делание, которого, очевидно, он и искал в затворе, и которого не мог найти на своих предыдущих послушаниях. Так , благодать Святого Духа, освящая его сердце, станет изливаться в его творения и станет главным содержанием его трудов. Именно этот образ жизни, это делание и станет источником его научно-богословской деятельности, в которой предметы его трудов будут освящаться его монашеским подвигом и личным опытом святости, который и стал, действительно и неизменно с началом затвора, главной целью жизни святителя Феофана.

Труды

Затвор: 1866 — 72 — 1894.

Большая часть работ святителя Феофана написана им в затворе, поскольку он длился больше трети его жизни (28 лет).

Поскольку основанием трудов святителя Феофана явился дух и характер святоотеческого опыта, который он тщательно и всесторонне изучал и воплощал в своей жизни, его наследие имеет огромное влияние и великую ценность, как изложение живого опыта жизни во Христе.

Нравственное богословие и аскетика

Труды святителя Феофана затрагивают разные области Церковной науки, но все они пронизаны духом аскетики, которая, соответственно содержанию его жизни, была одним из главных предметов его интереса, как в теории, так и на практике. Так же стоит выделить область нравственного богословия, которым святитель занимался еще задолго до затвора, будучи преподавателем кафедры нравственного богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Стоит отметить, что комиссия академических профессоров оставила отзыв о святителе Феофане, как о глубоком православном богослове созерцательного направления, с прекрасной системой понятий, которые не оторваны от практической христианской жизни.

Один из трудов из области нравственного богословия и аскетики вышел в 1869 году. Статья «Душа и ангел не есть нечто телесное, а чистый дух». В этом труде святитель Феофан говорит о природе безтелесных творений (Ангелов и душ), доказывая, что они не имеют тонкой материальности или так называемого «эфирного» тела, как говорил об этом святитель Игнатий Брянчанинов.

Так же выходят многие труды, посвященные вопросу спасения во Христе: «Путь ко спасению» (1868–69 гг.), «Порядок богоугодной жизни» (1868–69), «Письма о духовной жизни» (1870–71 гг.), «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» (1871 г.),

Более поздние: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» (1878 г.), «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев» (1882 г.), «Начертание христианского нравоучения» (1891 г.), а также во множестве небольших по объему творений епископ Феофан осветил главные этапы духовного развития христианина. Основная мысль его нравоучения — идея богообщения, которая составляет сущность христианской жизни. Именно к этому живому общению с Богом и побуждают христианина эти творения святителя.

Письма

В область аскетики и нравственного богословия можно так же включить письма святителя Феофана. Их содержание разнообразно, но их основной посыл — нравоучительный, в них раскрывается вопрос о том, как спастись. Письма являются утешением, отрадой и духовным руководством для его многочисленных чад, которые стремились иметь со святителем духовную связь и окормляться у него. Все эти люди составили большую духовную семью Вышенского святителя-затворника.

Библеистика

Очень обширны труды святителя в области библеистики. С начала затвора он задумывает и в итоге пишет и завершает толкования на все Послания Апостола Павла.

О Евангелии же святитель Феофан говорил, что Его нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним. И в этом свете написан его труд «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами святых евангелистов», вышедший в 1885 году.

Особое место среди творений святителя Феофана занимают его толкования на псалмы 33 (издано в 1869 году), на шестопсалмие (1871 г.), на 118 псалом (1874–77 гг.), на 1, 2, 51 псалмы (1881 г.).

Так же святитель Феофан работал с переводом Священного Писания на русский язык. В этой области интересны труды: «По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе», «Библия по переводу семидесяти толковников есть законная Библия», «Какого текста Ветхозаветных Писаний надо держаться», «О мере православного употребления еврейского нынешнего текста по указанию церковной практики».

Переводческая деятельность

Особого внимания заслуживает переводческая деятельность святителя Феофана. Ею святитель занимался еще задолго до затвора, находясь в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

В затворе же переводы пошли с большим усердием. Так был подготовлен перевод Слов преподобного Симеона Нового Богослова (издан в 1877–1881 гг.), «Невидимой брани» Никодима Святогорца (1885-87 гг.), «Древних иноческих уставов преподобного Пахомия, святого Василия Великого, преподобных Кассиана и Венедикта» (1892 г.).

Главным предметом переводов святителя Феофана стало безценное сокровище Православного святоотеческого Предания, сборник «Добротолюбие», содержащий драгоценные творения величайших святых мужей Церкви о подвижничестве, духовной борьбе, богообщении, молитве и созерцании. Святитель Феофан сделал не просто перевод этих творений, но переложил для лучшего понимания в современном ему обществе монахов и мирян 19 века.

Работа над переводом началась в первые годы затвора, а издание пятитомного сборника вышло из печати в 1877-90 годах.

Заключение

В заключение хотелось бы поздравить всех с прошедшими праздниками Рождества Христова и Богоявления, и памяти Святителя Феофана Затворника. И поблагодарить всех за внимание.

Святителю отче Феофане, моли Бога о нас!

Источники

1. Полное Собрание Творений Святителя Феофана Затворника Вышенского. Жизнеописание. Уход в затвор; Вышенский подвижник и духовный писатель / URL: http://theophanica.ru/biography.php (Дата обращения: 15. 01. 2018)

2. Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие // Православие и мир / URL: http://www.pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvornik-i-ego-bogoslovskoe-nasledie/ (Дата обращения: 14.01. 2018)

3. Александр (Милеант), еп. Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы // Православие и мир / URL: http://www.pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvornik-velikij-uchitel-xristianskoj-zhizni-zhizneopisanie-i-sovety/ (Дата обращения: 15.01. 2018)

Выступление студента 4 курса бакалавриата иеродиакона Феофана (Друганова) 25 января 2018 года на XXVI Международных Рождественских чтениях в Москве.


Опубликовано 26.01.2018 | Просмотров: 259 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter