Епископ Петргофский Амвросий. Образ доброты и смирения.

Епископ Петргофский Амвросий. Образ доброты и смирения.

Мне вспоминается пример, который я увидел, посещая Армению. Там священнослужители рассказали мне об отце ныне здравствующего Католикоса-Патриарха армян. Уважаемый и очень достойный человек, приходя в храм, будучи отцом Патриарха, всегда становился в самом конце храма и самым последним всегда подходил к причащению. Это замечательный пример смирения, которого так не хватает в жизни каждого из нас, в жизни нашей Церкви. Но мы видим, что на самом деле этот пример простоты, доброты, смирения, скромности в бытовом или в ином плане очень востребован в современном мире.

Храм – это то место, в котором мы получаем исцеление; храм – это наша духовная врачебница. Кроме телесных болезней каждый из нас  поражен своими немалыми духовными недугами. Этот недуг именуется грехом. Проказа греха по-разному касается жизни каждого из нас, однако нет ни одного человека, который жил бы и не согрешил. Именно в храме мы залечиваем раны, получаем освобождение от тех болей, которые доставляют нам наши страсти. Именно в храме мы притупляем страдания, а если стремимся и все делаем для осуществления близости к Богу, то получаем полнейшее исцеление от мучащих страстей.

Сегодняшнее евангелие учит нас тому, каким образом мы должны относиться к тем средствам, которые предлагает нам Святая Церковь: молитва, пост, добрые дела и многие другие добродетели — это не самоцель. Главная цель нашей жизни – соединение со Христом, но это единение может происходить лишь тогда, когда мы правильно научимся пользоваться этими средствами. Ветхозаветный закон предписывал правоверному иудею ничего не делать в субботу. Суббота была днем покоя и настолько это вошло в сознание иудеев, что даже тогда, когда речь шла о здоровье или безопасности человека – они абсолютно буквально осуществляли это правило, нередко, погрешая против человека и против Творца, создавшего человека. Христос приходит в собрание иудейское и видит человека, который болел водянкой. Водянка – это очень тяжелая болезнь, доставляющая человеку большие страдания. Все знали, что Христос обладает Божественной силой и эта сила была способна исцелить страждущего человека, однако это был субботний день и Христос прекрасно понимал, что Его действие может вызвать противление, осуждение, даже восстание, как это не раз уже было. И Он спрашивает, что же лучше, позволительно ли исцелить человека в субботу или оставить его в том же состоянии, в котором он находится. Обличенные совестью, перед лицом ветхозаветного закона, собравшиеся молчали, потому что они знали, что по закону этого делать нельзя, но все-таки какие-то остатки человеческой жалости и совести присутствовали в них – и это позволило им просто промолчать, не одобрить действия Христа, но и хотя бы не выступить против Него. И Христос исцелил страждущего человека, несмотря на то, что по общему представлению он не имел права этого делать в субботу.

Когда мы совершаем пост или молитву, мы очень часто настолько зацикливаемся на самой форме этих средств, что перестаем видеть человека рядом с собой. Мы заставляем его даже в церкви что-то делать правильно: правильно перекреститься или правильно пройти в том или ином месте, забывая о милости, которую всем нам заповедал Господь. Бывает, что человек начинает совершать пост, искренне думая, что только лишь невкушением того или иного рода пищи он уже приближает себя к Царствию Небесному. Пришлось однажды наблюдать, как люди, ехавшие в поезде, требовали себе  постную пищу, и когда таковой не оказывалось – устраивали скандал, раздражались, кричали на тех, кто их обслуживает. Разве получили они пользу от того поста, который совершали?

То же касается и молитвы. Очень часто за внешней формой молитвы мы не видим человека, когда он подходит к нам с той или иной просьбой, мы начинаем раздражаться, отталкивать его, иногда просто закрываться от любви и милости, которые Господь хотел бы получить от нас через этого приходящего к нам человека.

И еще один удивительный пример дает нам Господь в сегодняшнем евангелии – Он учит своих собеседников, каким образом поступать, когда тебя приглашают в то или иное собрание. Когда приходишь, говорит Он, не стремись занять первое место, почетное – займи место последнее, и тогда ты получишь честь, если тебя попросят пересесть на место более высокое и славное. И наоборот, когда человек сам возвышает себя, ему приходится впоследствии вкушать горесть унижения, поскольку он часто занимает не то место, которое ему предназначено жизнью.

Нередко в церковных собраниях и в приходской жизни, можно было заметить, (особенно на старых, уже сложившихся, не закрывавшихся приходах), как многолетние прихожанки говорили, что в данной части храма их место, и никто не смеет его занять. Бывает так, что кто-то стремиться занять более почетное место и в храме, и в приходской жизни, гордясь близостью к настоятелю, родственными связями.. А мне вспоминается пример, который я увидел, посещая Армению. Там священнослужители рассказали мне об отце ныне здравствующего Католикоса-Патриарха армян. Уважаемый и очень достойный человек, приходя в храм, будучи отцом Патриарха, всегда становился в самом конце храма и самым последним всегда подходил к причащению. Это замечательный пример смирения, которого так не хватает в жизни каждого из нас, в жизни нашей Церкви. Но мы видим, что на самом деле этот пример простоты, доброты, смирения, скромности в бытовом или в ином плане очень востребован в современном мире. Нам иногда кажется, что в этом жестоком мире иначе как при помощи жесткости выжить нельзя. Это не так! Даже представители самого либерального, антицерковного крыла нашего общества, пусть не всегда порядочно и достойно выражая свои мысли, но тем не менее ждут и требуют от Церкви являть обществу именно этот пример – образ доброты, смирения и разумного подхода к тем средствам, которые она дает для спасения каждому человеку.

Сей храм, который из ста, намного менее половины из этих лет, живет, призван также быть местом, которое в сознании  приходящих сюда людей будет не только формировать правильное представление о христианской жизни, но и воспитывать настоящее устроение православного человека – человека любви, которая долготерпит, милосердствует, не раздражается, не радуется неправде, а радуется о истине, все терпит, все переносит, всему верит и не ищет своего.

И мне хотелось бы пожелать, дорогой отец Александр, чтобы ваша община умножалась количественно, росла духовно, и становилась здоровой клеточкой нашего большого организма, который мы именуем Церковью — тем самым органом, который является средоточием духовной жизни человека, является центром, сердцем всей Вселенной. Пусть это сердце с каждым годом будет становиться все более и более здоровым, направляя по сосудам жизни всего человечества освященную в Евхаристии Кровь,  неся ему жизнь, ведущую в вечность во Христе Иисусе Господе нашем.


 Проповедь ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Петергофского Амвросия после Божественной литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы при СПбГПУ по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня освящения университетского храма.


Опубликовано 28.12.2013 | Просмотров: 172 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter