Епископ Петергофский Амвросий. Пророк без чести: слово на литургии святого апостола Иакова.

Епископ Петергофский Амвросий. Пророк без чести: слово на литургии святого апостола Иакова.

Мы должны хорошо понять, для чего мы живем. Нам нужно ясно осознавать, что избраны мы не для славы, но для всецелой самоотдачи и служения; не для спокойной жизни, но для постоянной борьбы. Главное в нашей духовной жизни – вовсе не успех. «Бог не требует от нас успеха, – говорит святой Иоанн Златоуст, – но труда». Трудно быть достойным того, чтобы смело и с силой говорить слово. Есть вещи, которые можно узреть только глазами, обильно промытыми потоками слез. Падения и поражения затворяют уста и делают нас на какое-то время неспособными говорить о Боге. Но именно они учат нас смирению и изумлению при виде врывающейся в нашу жизнь Божественной любви, поворачивающей нас лицом к Небесному Отцу.


Согласно древней традиции, настало время проповеди. Епископ или пресвитер в Древней Церкви произносил ее сидя посреди народа. Именно так обращался к своим слушателям и святой Иоанн Златоуст. У него был тихий голос, но его поучения вызывали шквал эмоций: одни его ненавидели за обличения, другие рукоплескали, по-восточному, прерывая слова Златоуста аплодисментами. Но не этого желал святой: «Я не желаю ни ваших рукоплесканий, ни этого шума. Всё мое желание, чтобы вы, в безмолвии выслушав то, что я говорю вам, применяли это наставление к жизни. Вот похвалы, которых я желал бы… Вы ведь не в театре, ни перед актёрами, здесь школа духовная, и вы должны доказывать своё послушание вашими делами. Только тогда я буду считать себя вознаграждённым за свои труды».

Труднее всего проповедовать в духовной школе. Подобно слушателям святого Златоуста одни оценивают глубину мысли, другие – ораторские данные. Все только и ждут, чтобы либо в восхищении, либо от нетерпения выдохнуть: Спаси, Господи!

Но особенно трудно выходить с проповедью студенту, которого собратья-слушатели знают намного лучше проректора или дежурного помощника. Сразу становится понятно, что это: блестящая по форме, но фальшивая по сути отработка гомилетической практики или все же то, чем человек по-настоящему живет, даже если и совершает по немощи грехи и ошибки.

Врачу тяжело работать там, где его знали начинающим, священнику тяжело проповедовать в церкви, в которую он ходил мальчиком. Студенту семинарии нелегко проповедовать тем, с кем он видится с утра до вечера на протяжении нескольких лет, живет в одной келье, разделяет ежедневно трапезу, послушания, уроки, проводит свободное время.

Сегодняшнее евангелие именно об этом.

Иисус Христос приходит в Назарет. Он входит в синагогу и начинает учить. В синагоге не было специально определенного человека, который бы говорил слушателям или читал им из Писания. Начальник синагоги мог попросить обратиться к собравшимся любого человека, пришедшего в собрание. Это мог быть уважаемый, известный человек или такой, у которого было что сказать в назидание.

Было дано слово Иисусу Христу. Но когда Он стал говорить, собравшиеся в синагоге отказали Ему в мудрости и силе слова: ну откуда они могли быть у Него? «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. (Ин 13:55-57)

Люди не слушали Его, потому что они знали Его названного отца, Его мать, Его сродников по плоти. Они никак не хотели согласиться с тем, чтобы кто-то, живший среди них, мог говорить так, как говорил им Христос.

Как известно, у пророка нет чести в своем отечестве. Такое отношение жителей Назарета стало непреодолимым барьером между ними и Христом. По их неверию, Господь не совершал в Назарете чудес, как в иных городах.

Сегодняшний евангельский отрывок подает нам большой урок. То, как ведут себя молящиеся в храме, подчас говорит больше, чем сама проповедь, оно создает особую атмосферу, которая либо воздвигает препятствия, сквозь которые не может проникнуть смысл слов проповедника, либо дышит таким ожиданием, что даже не самая блестящая проповедь зажигает сердца.

Собираться вместе услышать Слово Божие мы должны в воодушевленном ожидании, а никак не в состоянии мнимого всезнания и отсутствия интереса, необходимо думать не о человеке, который говорит слова проповеди, а о том Духе, Который говорит через Него.

Ну а тот, кто пошел по стезе благовестника, должен наполнить свой ум знанием, а сердце – благодатью, доверив себя всецело, со всеми своими немощами, талантами и недостатками Богу так, как доверил себя апостол Павел, который в сегодняшнем апостольском чтении сам свидетельствовал о себе:

«Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал 1:12)

Он был фанатичным ревнителем закона, но в его жизнь внезапно ворвалась вдохновившая его благодать. Он жестоко гнал Церковь Божию, пытался стереть Ее с лица земли, но после того, как его сердца коснулся Господь, его единственной целью, ради которой он готов был отдать всю жизнь свою, стало благовестие тайны Церкви всему миру.

Господь призвал его во время блестящей земной карьеры. «Такое мог творить только Бог», – говорил апостол Павел. Он не боится говорить о своих грехах, тем самым подчеркивая силу и власть Господа.

Бог избирает каждого человека для Себя. Эпиктет говорил: «Имей мужество обратиться к Богу говоря: «Поступай со мной отныне как Тебе будет угодно. Я един с Тобой; Я Твой; я не уклонюсь ни от чего до тех пор, пока Ты считаешь это уместным. Веди меня, куда Тебе угодно; одень меня в любые одежды. Хочешь ли Ты, чтобы я занимал должность или сторонился ее, чтобы оставался дома или бежал, чтобы был богатым или бедным? Что Ты мне не уготовишь – я буду защищать Тебя перед людьми». Если даже философ, лишь смутно знающий Бога, говорил о всецелой отдачи себя Ему, то насколько больше мы, христиане, знающие своего Творца и Спасителя, должны Ему доверять!

Мы должны хорошо понять, для чего мы живем. Нам нужно ясно осознавать, что избраны мы не для славы, но для всецелой самоотдачи и служения; не для спокойной жизни, но для постоянной борьбы.

Главное в нашей духовной жизни вовсе не успех. «Бог не требует от нас успеха, – говорит святой Иоанн Златоуст, – но труда». Трудно быть достойным того, чтобы смело и с силой говорить слово. Есть вещи, которые можно узреть только глазами, обильно промытыми потоками слез. Падения и поражения затворяют уста и делают нас на какое-то время неспособными говорить о Боге. Но именно они учат нас смирению и изумлению при виде врывающейся в нашу жизнь Божественной любви, поворачивающей нас лицом к Небесному Отцу. Возможно, что эти моменты нашей немощи – именно то, что окажется самым великим в нашей жизни. Главное – трудиться ради Царства Божия. И это уже участие в главной победе, даже если мы терпим поражение, и нас не принимают в Отечестве своем.


Опубликовано 05.11.2013 | Просмотров: 177 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter