Епископ Петергофский Амвросий. Многие идолы занимают в нашем сердце место Бога

Епископ Петергофский Амвросий. Многие идолы занимают в нашем сердце место Бога

Зависимости ограничивают нас, делают духовными карликами, сводят горизонты окружающего мира к незначащим в жизни вещам, делают нищими на подлинную любовь, подлинные чувства, нищими на переживание прекрасного и радость жизни. А ведь каждый из нас приглашен туда, где Великий Хозяин готов нас насытить и наполнить Своим Божественным Присутствием!

Однажды один из начальников иудейской синагоги пригласил  Иисуса Христа к себе в гости разделить с ним трапезу, пообщаться с теми, кто был ему близок. Была суббота. Господь откликнулся на приглашение, пришел к нему в дом, на глазах у изумленных и безответных иудеев исцелил больного водянкой, рассказал притчу, прекрасным смыслом которой была добродетель смирения. А затем дал неожиданный совет тому, кто гостеприимно принял Господа и близких в своем доме: «когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14, 13-14).

Один из участников трапезы на это заметил: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!»  (Лк. 14, 15). О каком царстве и о каком блаженстве размышлял этот человек?

Иудеи имели разные представления о том, каким образом свершится пришествие на землю Мессии и наступит Его Царство. Одно из них говорило о пире, который Мессия устроит исключительно для своего, иудейского народа. Одним из угощений будет Левиафан — огромное морское чудовище. И, конечно, те радость и счастье, которыми будут наслаждаться на пиру иудеи, ни в коей мере не смогут испытать ни язычники, ни кто-либо из грешников или из тех, кто к иудеям не относится.

В ответ на это Христос рассказал притчу. Она была только что прочитана. Это известная всем нам притча о званных на вечерю.

Обычно в приглашении на банкет или иное торжество указывают день, время, место, повод для праздника. В Палестине был свой особый обычай. Тот, кто устраивал пир, заранее рассылал приглашения, но время торжества не называл. И лишь тогда, когда все было готово, хозяин посылал слуг к приглашенным, чтобы сказать о том, что все уже готово и можно приходить. Представьте себе, как обидно было хозяину, который вдруг получал отказ от тех, кто обещал прийти, но в последний момент отказывался. Это было оскорблением гостеприимства.

Рассказывая эту притчу, Христос пытался донести до своего народа очень важное послание: Бог, Господин пира, звал их, они дали согласие, но когда Он с неба пришел в земную историю, они в последний момент отказались от Его приглашения. И тогда Хозяин Вселенной послал приглашение язычникам, мытарям и грешникам. Изгои вдруг оказались на месте, которое предназначалось избранному народу.

Это уже было. Но ведь история не стоит на месте. Она повторяется. Те же самые отговорки, как бы уважительные причины, звучат и поныне в разговоре Бога и человека.

Я купил землю и мне нужно посмотреть ее.… Свои дела намного важнее, чем приглашение Бога… Столько забот у меня, буду делать то, что мне выгодно, что дает реальный, ощутимый результат, приносит материальную прибыль…. Ну нет у меня времени для утомительных служб и долгих молитв, нету, у меня, Господи, для Тебя столько времени….

Я купил волов и нужно их испытать… Новая покупка, конечно, всегда интересна. Ну как можно променять интереснейшую новинку от Apple, в которой часами бы разбирался, на какой-то зов Христов? Вот делать то, что мне интересно и нравится, потратить время на увлечение или новую машину — это я понимаю. А с Богом в Церкви общаться — ну да, обещал, но не сейчас, потом как-нибудь. Может быть, в старости.

«Я женился и не могу прийти» — ответил один из персонажей притчи. Особенно печально, когда, казалось бы, по-настоящему уважительная причина служит отказом от ранее данного обещания, когда даже добрые дела вытесняют призыв Божий. Люди, благоразумно живущие в мире и любви с Богом, в мире и любви живут и в браке. Когда в доме, в семье, помнят о том, что они прежде всего — дети Божии, этот дом будет наполнен особым благословением.

Многие идолы занимают в нашем сердце место Бога и мешают нам оставаться верными данному Ему обещанию. Эти идолы сегодня: власть, успех, деньги, благополучие, надежда на людей, удовольствие. Многие очарованы этими идолами и думают, что с ними приходит радость и счастье жизни. На самом деле все это — итог одиночества и пустоты, которые присутствуют в сердцах людей, пытающихся компенсировать их привязанностью к идолам.

Мы сами настолько раздуваем в сердце своем место для этих идолов, что оттуда надолго вытесняются многие важные и ценные моменты. Но тогда, когда этот раздавшийся пузырь, наконец, лопается, то внутри ничего не остается, в сердце образуется огромнейшее пространство, которое заполняется горечью и разочарованием.

Зависимости ограничивают нас, делают духовными карликами, сводят горизонты окружающего мира к незначащим в жизни вещам, делают нищими на подлинную любовь, подлинные чувства, нищими на переживание прекрасного и радость жизни. А ведь каждый из нас приглашен туда, где Великий Хозяин готов нас насытить и наполнить Своим Божественным Присутствием! Почему мы боимся ответить Ему согласием? Почему на призыв «Со страхом Божиим и верою приступите!» мы не подходим к Нему и отворачиваемся от предложенных Его Божественных Даров? Потому что мы разрываемся между Ним и тем, что увлекает нас на самом деле. Мы не готовы до конца поверить в Его любовь к нам и милосердие, судим о Нем по себе. И боимся отдать всего себя именно Ему. А ведь это нас, таких увечных, хромых, слепых, Он и зовет на приготовленный Им Самим ужин любви и радости.

Пир — это всегда праздник, это место радости и подлинного веселья. Царство Христово — это место счастья и любви, место внезапно осенившей человека красоты.

Поэтому, не смотря ни на что, через временную боль, через определенные потери и жертвы мы должны неуклонно идти к Свету, Который при нашем приближении к Нему будет сжигать все те лишние репья и сор, которые облепляют нас, и будет занимать главное место в сердце, наполненном уже не  пустотой, но глубочайшим содержанием ожидающей нас вечности.

Проповедь ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Петергофского Амвросия в Неделю святых Праотец за Божественной литургией в соборном храме Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.


Опубликовано 15.12.2013 | Просмотров: 178 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter