Епископ Гатчинский Амвросий. Закон и благодать

Епископ Гатчинский Амвросий. Закон и благодать

Слово ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Гатчинского Амвросия послеБожественной литургии в Неделю 12-ю по Пятидесятнице.

Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие, которое мы обычно связываем с темой богатства. Это евангельский текст о богатом юноше и Христе, об их встрече и общении. Очень часто в этом отрывке обращается внимание на слова «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24). На самом деле этот евангельский отрывок говорит не только и не столько об этом, а несколько о другом. Мы помним, как богатый юноша подошел ко Христу и спросил у Него: «Господи, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (см. Мф 19:16) И Господь перечислил ему те заповеди, которые были даны ветхозаветному человеку, перечислил те постулаты закона, которые даны были человеку в ответ на преступление, на бесчиние, в ответ на нарушение первоначальной заповеди. Ведь закон чаще всего и принимается в ответ на что-то.

И удивительно, этот действительно счастливый юноша сказал, что все эти заповеди, которые перечислил Господь, он сохранил от своей юности (см. Мф 19:20). Это не может не вызывать восхищение даже у нас, новозаветных людей. Если мы посмотрим на ветхозаветные заповеди и спросим сами себя, проанализируем свою собственную жизнь, проверим свое сердце, мы поймем, что фактически ни одна из этих заповедей нами, людьми новозаветными, не выполнена. Мы начинаем понимать, что евангельский богатый юноша был в какой-то степени действительно совершенным, но Господь ему говорит: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф 19:21). Наверное, этот человек действительно думал, что он почти все уже выполнил и достоин того, чтобы спросить у Бога некоторых новых условий, которые он тоже сможет с радостью исполнить, но «отошел с печалью» (Мф. 19:22), потому что в его сердце, в его жизни, в его уме нашлось нечто, что было трудно в себе преодолеть и исполнить.

Заповеди не делают нас совершенными, исполнение заповедей Божиих является проверкой нашего настоящего состояния. Заповеди помогают нам познать самих себя, понять на опыте свое несовершенство. Тщательное исполнение заповедей научает человека его немощи, то есть показывает его подлинное состояние, показывает, что многое для людей, несмотря на их упорство и силу характера, оказывается невозможным. «Человекам это невозможно» (Мф 19:26).

Закон был дан человечеству, чтобы оно поняло, в каком состоянии оно находится. Часто обычный человек, наблюдая, как другой резво и достаточно легко выполняет трудные физические упражнения, думает, что ему это тоже с легкостью дастся, до тех пор, пока он сам не приступит к этим упражнениям. Как только он поднимет ту или иную тяжесть и начнет заниматься, он поймет, что мышцы его атрофированы, что они слабы, что они начинают болеть, что он не может поступать так же, как и другие. То же самое происходит и в мире духовной жизни. Когда человек не стремится к исполнению заповедей Божиих, он думает, что вполне совершенен, но как только он пытается выполнить хотя бы часть из того, что дал Господь человеку, он начинает понимать и чувствовать, в каком подлинном состоянии находится. И тогда он видит, что человеческими силами спасение невозможно.

Вторая часть фразы, завершающей сегодняшнее евангельско чтение, — «Богу же всё возможно» (Мф 19:26), говорит о пришедшей благодати и о том, что мы спасаемся не выполнением закона, но той благодатью, к которой приникаем и которую просим у Бога и пытаемся стяжать в своей жизни, в том числе и исполнением закона. Только этой благодатью, милостью Божией мы сможем восполнить свои человеческие немощи и неудачи.

Сегодняшнее евангелие говорит нам о законе и благодати, о том, что значит для нас закон и что значит для нас благодать. Закон, по которому люди пытались жить по инерции в советское время, был положен в основу царившей тогда в нашем государстве идеологии, но этот закон не сопровождался призывом благодати. И поэтому те люди, которые были воспитаны еще на основе евангельской жизни, впитанной от предшествующих поколений, вели себя по-другому, не так, как ведет себя современный нам человек. Они не делали другому того, чего себе не хотели. Они поступали друг с другом по правде, старались быть честными. Я вспоминаю свое детство: рядом с домом моей бабушки, которая жила в деревне, был совершенно разрушенный дом, в нем не было ни окон, ни дверей, он был покрыт соломой, долгие годы там никто не жил. И вот однажды хозяйка этого дома, которая жила в другом селе, попросила прийти нас туда, чтобы забрать какие-то оставшиеся вещи. И мы удивились тому, что в этом доме без окон, без дверей, в котором никогда не было видно посторонних людей, мы обнаружили несколько драгоценных икон и медных складней XVIII века, которые никто не тронул, несмотря на то что дом стоял открытым не один год.

Проходило время. Люди воспитывались в другом духе. Сегодня мы пожинаем плоды советского, коммунистического, безбожного воспитания, лишенного действия благодати. Закон ничего не смог сделать, несмотря на кажущиеся правила порядочности, которые были положены в кодекс строителя тогдашней идеологии, эти кажущиеся правила ничего не сумели сделать, этот закон не сработал. Поэтому перед нами сегодня возникает другая картина, страшная: человек может убить другого человека за копейки, люди грабят, творят насилие, обманывают друг друга. А какие масштабы воровства и коррупции на самых разных уровнях в нашем обществе!..

О законе и благодати сегодняшнее Евангелие. Если мы не будем наполнять благодатью нашу жизнь, если не будем стяжать эту благодатную силу в своей жизни теми средствами, которые дает святая Церковь, мы ничего не сможем построить ни в жизни этого века, ни для будущей жизни. Мы верим и знаем, что невозможно человеку — возможно Богу. Именно этим мы, верующие люди, такие же немощные, такие же грешные, такие же недостойные как и те, кто не признает участие в своей жизни Творца, отличаемся от мира. Познавая свои немощи, мы стремимся приникнуть к Источнику воды живой, к Источнику благодати и верим, что этой благодатью Господь выровняет неровности наших сердец и поможет нам совершить то, что мы не можем в своей жизни совершить с помощью исполнения закона.


Опубликовано 27.08.2012 | Просмотров: 218 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter