Епископ Гатчинский Амвросий. Религиозное образование в России и Европе в XVII веке

епископ Амвросий

История богословского образования в европейских странах всегда интересна в силу его влияния на европейскую культуру. Тем более замечателен указанный период, поскольку в Европе он связан с развитием католического и протестантского богословского образования, а в России характеризуется возникновением систематического духовного образования как такового.

Атеистические гонения в России на протяжении большей части прошлого столетия, когда духовные академии не имели возможности развиваться в полную силу, поставили сегодня духовное образование в Русской Православной Церкви перед сложной дилеммой. С одной стороны, важно приобщиться к тому огромному пласту новых фактических сведений из области библеистики, патрологии, литургики и других богословских дисциплин, которые были накоплены и осмыслены западной богословской наукой в течение XX века. С другой стороны, важно осознавать вероучительные и культурные отличия разных христианских традиций и сохранить при этом свою идентичность.

Проводимая конференция, надеюсь, внесет лепту в дело разрешения указанной дилеммы. Ведь в подобной ситуации оказалось духовное образование в Русской Православной Церкви в самый момент его становления в систематическом виде – именно в XVII веке. Это время, когда после многовекового отсутствия богословских школ на Руси начался поиск той образовательной парадигмы, которая целиком и полностью соответствовала бы, с одной стороны, потребностям времени (в целях полемики с католиками, протестантами и униатами), с другой – позволяла бы изучать православную традицию.

Во второй четверти этого столетия в Россию приехали представители как братских школ, так и Киево-Могилянской академии. Братские школы и греки настаивали на превалирующем значении в образовании славянского и греческого языков, ведь изучение последнего давало возможность напрямую обращаться к святоотеческому наследию и развивать школьные программы (и образовательные, и воспитательные) в соответствии со сложившейся на Востоке православной традицией. В то же время представители Киево-Могилянской академии настаивали на исключительной важности латинского языка как языка европейской науки, открывающего двери в западные университеты, дающего доступ к достижениям западной науки и ставившего, тем самым, своих выпускников значительно выше учеников школ братского типа в интеллектуальном отношении.

Сторонники первого направления указывали на чрезмерную, по их мнению, увлеченность схоластикой, доходящей до противоречий православной вере, у представителей западнического направления. Те, в свою очередь, отмечали отсталость братских школ по сравнению с Киево-могилянской академией, которая, переняв свою систему с иезуитского типа, очень скоро заняла лидирующее положение по уровню образования.

В итоге, во второй половине XVII в. в России наблюдается борьба двух направлений. Ярким эпизодом этого противостояния является осуждение хлебопоклонической ереси на соборе 1690 г.

Как бы то ни было, рубеж XVII и XVIII вв. поставил точку в этих поисках. Все дискуссии были прекращены авторитарным образом со стороны государственной власти. Был выбран определенный тип, считавшийся единственно возможным для всех духовных учебных заведений в России. Однако дальнейшая история показала, что устав и академий, и семинарий неоднократно перерабатывался, подтверждая тем самым факт необходимости развития духовного образования в силу меняющейся культурной и исторической обстановки.

В определенном смысле этот поиск продолжается и в настоящее время, когда, с одной стороны, перед школами стоит задача соответствовать требованиям времени, а с другой – оставаться в рамках лучших православных образовательных традиций.

Именно поэтому обращение к историческом опыту прошлых веков должно стать не только и не столько теоретической реконструкцией образовательных систем прошлого, но и попыткой выявить лучшее и необходимое из этого опыта в настоящее время.

// Приветственное слово епископа Гатчинского Амвросия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии участникам Международной научной конференции «Религиозное образование в России и Европе в XVII веке», Санкт-Петербург, 28 мая 2010 г.


Опубликовано 29.05.2010 | Просмотров: 146 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter