Епископ Гатчинский Амвросий. Религиозное образование — мощный рычаг в решении проблем

Приветственное слово епископа Гатчинского Амвросия на Международной конференции «История новой России: двадцать лет спустя (1991-2011)»

Беседа епископа Гатчинского Амвросия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии на радио «Град Петров» 19 мая 2011 г.

Корр.: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Вы все знаете, что при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии действуют епархиальные курсы религиозного образования и катехизации. Этот отдел в настоящее время возглавляет ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий. И сегодня владыка Амвросий в гостях у нашего радио. Здравствуйте, владыка Амвросий!

Владыка Амвросий: Здравствуйте! Позвольте приветствовать всех вас, уважаемые радиослушатели, обычным пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» Действительно, некоторое время тому назад, в начале апреля месяца, совершенно неожиданно для себя я был назначен еще и председателем Отдела по религиозному образованию и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. Именно так сейчас будет называться этот отдел в соответствии с тем названием, которое принято у нас в масштабах всей Церкви. Отдел религиозного образования и катехизации нашей митрополии как раз в те дни посетил председатель одноименного отдела при Священном Синоде нашей Церкви епископ Зарайский Меркурий. Во время его визита мы подписали соглашение о сотрудничестве с областью и надеемся, что реализация проекта «Основы православной культуры», как экспериментальной площадки в области, действительно получит свое развитие. Через несколько дней после моего назначения я также встречался с Ольгой Владимировной Ивановой, главой Комитета по образованию города Санкт-Петербурга.

В настоящее время в двадцати школах нашего города готовится апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе и «Основы православной культуры». Тьюторы занимаются с педагогами и преподавателями, и мы сейчас взаимодействуем с Комитетом образования, чтобы при подготовке таковых педагогов был бы задействован и Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. Традиционно так сложилось, что при этом Отделе действуют епархиальные курсы. Сначала они назывались Высшие богословские курсы. Теперь эти курсы будут именоваться Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.

С 1991 года эти курсы существуют в нашей епархии. Кстати, сегодня (19 мая — ред.) было открытие традиционной VIII Всероссийской Пасхальной выставки, и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла эта выставка посвящена осмыслению 20-летнего пути Русской Церкви, с 1991 по 2011 год. И вот в этом, 2011 году, епархиальные курсы также отмечают свое двадцатилетие. Ничто не стоит на месте. Приходят одни люди, уходят другие. В 1991 году эти курсы создавались при Санкт-Петербургской духовной академии. Долгие годы они находились там, затем продолжили свою деятельность в стенах епархиального управления, которое было возрождено благодаря усилиям митрополита Владимира. Это было в самые яркие годы его управления епархией. Теперь здесь работает множество отделов, в том числе Отдел религиозного образования и катехизации.

В конце этого учебного года к моей основной нагрузке – ректора Духовной академии — прибавилась еще дополнительная нагрузка. И поскольку я человек церковный и все принимаю от руки Божией, поэтому и это дело принимаю как благословение Божие и буду стремиться его выполнять как церковное послушание.

Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации объявляют набор на новый 2011 – 2012 год. Как правило, набор осуществляется из людей, которые желают получить начальные и дополнительные знания о жизни Церкви, об основах вероучения Православной Церкви, глубже окунуться в церковную атмосферу. Не секрет, что в начале 90-х годов в Церковь хлынуло очень много людей. Мы помним, как совершались массовые крещения. По несколько сотен, а бывало, и тысячи людей крестились в разных уголках нашей необъятной Русской Православной Церкви. Мы, конечно, этому очень радовались. Но потом наступило время, когда мы перестали сильно радоваться. Потому что количественно Церковь умножалась, а вот качественно она стала совершенно иной.

Я помню, как однажды в 90-е годы отец архимандрит Иоанн Крестьянкин в своей проповеди сказал: «Сейчас множество людей хлынуло в нашу Церковь. И, не успев переступить ее порог, некоторые из этих людей начинают судить, что им «так», а что «не так». Что правильно, а что не правильно. Диктовать свои условия, пытаться установить свои правила. Судить, что хорошо, а что плохо, совершенно забывая о том, куда они попали». А попали они не в какую-то мирскую организацию, где действуют обычные мирские законы и обычная мирская логика, а в тот организм, в котором пульсирует и Кровь Христова. Можно сказать, богочеловеческий организм, который свят святостью Христовой и немощен нашими человеческими немощами. Для того чтобы этот организм был сильным, здоровым, выносливым, необходимо, чтобы мы жили этой святостью Христовой. А для этого нужно соблюдать правила духовной жизни, которые выстраданы, выкристаллизованы многими и многими поколениями. Прежде чем судить о чем-то, необходимо самим научиться жить в Церкви так, как жили в ней люди, многие из которых прославлены ныне в лике святых. И мы действительно столкнулись с тем, что количественно умножившаяся Церковь во многом перестала быть качественно положительной. Иногда даже те люди, которые объявляют себя людьми церковными и подчас имеют священный сан, совершенно не определяют лицо Церкви, не имеют права его определять. Зачастую перед внешним миром они представляют ее лик совершенно искаженным, испорченным, обезображенным. И вот для того чтобы этого не происходило, в начале 90-х годов активные священнослужители организовали эти курсы. Я знаю, что среди них был отец Владимир Федоров, игумен Александр (Федоров) и игумен Стефан (Садо), которые действительно болели душой за все то, что происходит, и много сил приложили к тому, чтобы организовать активную работу среди мирян.

Ведь до сих пор многие из людей крещены, но не просвещены. Многие из людей, получившие крещение либо в детстве, либо в зрелом возрасте, нуждаются в катехизации. У нас есть храмы, в которых таковой процесс происходит достаточно активно и очень правильно, на основе традиций Древней Церкви. Недавно, посещая Князь-Владимирский собор, я лично смог убедиться в том, насколько верно, правильно и традиционно это происходит в данной общине. Но, к сожалению, таких храмов очень немного. Большинство из них продолжают существовать по старинке: люди обратились в церковную лавку, выполнили определенные условия и получили определенного рода услуги для совершения таинств.

Конечно, мы уже давно вошли в такую полосу, в такой этап истории Церкви, когда такой подход нужно прекращать и переформатировать в соответствии с традициями Церкви Древней. И епархиальные курсы отчасти способны и призваны восполнить этот пробел в жизни многих людей, дать им знания, дать возможность общаться с преподавателями, профессорами ведущих богословских учебных заведений; с настоящими, а не псевдодуховниками, с людьми, которые являются носителями церковного многолетнего опыта, духовной культуры, опытными в пастырском душепопечении. Часто в нашей церковной действительности, к сожалению, происходят явления, о которых покойный Патриарх Алексий очень много говорил, как о явлениях младостарчества. Это болезнь на теле нашей Церкви. Болезнь, которой, к сожалению, заражаются многие, еще не утвержденные в вере и в настоящей жизни церковной. Искренние, но пока еще ищущие члены Церкви.

Епархиальные курсы расчитаны на три года обучения. В свете задач, которые поставил перед Церковью недавно прошедший Архиерейский собор, программа курсов будет несколько изменена: будут введены отдельные предметы для того, чтобы отвечать потребностям времени.

Корр.: Программа курсов будет расширена?

Владыка Амвросий: Программа курсов действительно будет расширена. На третий год обучения люди смогут получать специализацию. Слушатели третьего курса в следующем учебном году будут обучаться практически по старой программе, но наиболее успешные из них смогут получить специализацию. Для чего это нужно? Архиерейский собор, вторя Святейшему Патриарху Кириллу, который не раз говорил о необходимости активной катехизаторской деятельности на приходах, постановил уделить огромное внимание образовательным структурам нашей Церкви, воспитанию катехизаторов. Но это дело непростое. Человек, который просто три года проучился, а потом получил бумажку о том, что он прослушал эти курсы, еще не является опытным, хорошим катехизатором. И это не дает ему оснований говорить, что он способен занять эту должность. Не случайно владыка Меркурий, как председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, настаивает на том, чтобы епархиальные отделы в этой части своей деятельности получали бы внутрицерковное признание, внутрицерковное лицензирование головного отдела, который находится в г. Москве. Для того чтобы это произошло, для того чтобы некоторые выпускники наших курсов в следующем году, и может быть, большинство выпусников в последующие учебные годы получили дипломы, которые признавались бы во всей РПЦ и были бы подписаны самим владыкой Меркурием, председателем Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, нам необходимо выполнить ряд условий, необходимо привести программы в соответствие с требованиями Отдела, возглавляемого владыкой Меркурием.

Для утверждения достойных кандидатур для получения таковых дипломов нам, естественно, необходимо иметь индивидуальный подход. Катехизатор – это человек, безусловно, не только прослушавший курсы и что-то получивший для себя. А что-то и не получивший, потому что не все, кто заканчивает курсы в этом году, по-настоящему стали людьми церковными. Не все еще прониклись настоящей церковной традицией. Для человека в возрасте этот процесс сложный. Для человека, который пришел из мира, перемоловшего его между жерновам страстей, жизненных ошибок, заразивших его гордыней, самостью, мирскими стихиями, неправильным представлением о духовном руководстве, это еще сложнее. Но необходимо «переквасить» в себе ветхого Адама, для того чтобы заместить его Адамом новым, для того чтобы понять правила жизни Церкви. И катехизатор должен обладать не только хорошими знаниями, он должен быть опытным прежде всего в духовной жизни.

Он должен иметь правильное направление. Наверно, ни один человек не может обладать той суммой знаний, которая отвечала бы всем потребностям – его или его слушателей. Мы непрестанно учимся, мы получаем новую информацию, постоянно ее в себе перерабатываем. Но самое главное – это получить правильное направление. Если человек избрал правильный путь, если он твердо на нем стоит, он потом доберет недостающие знания. Важно, что он идет по правильному пути. Если же человек косно, самоуверенно пребывает на пути, который уводит в сторону, бьет себя в грудь кулаком и говорит, мол, я уже образованный, я три года слушаю ведущих профессоров, но не имеет этого правильного направления, такой человек хорошим катехизатором не будет. Более того, такого человека нельзя допускать к катехизаторской работе, потому что он подобно пастырю тоже будет заниматься душепопечением. Как катехизатор, он должен будет выводить людей своей собственной рукой, с помощью Божией, из тьмы прежней жизни в чудный свет Христов. И для этого нужно, чтобы человек сам уже хотя бы немножко почувствовал на своем собственном опыте, что же такое обожение, получил не только определенного рода знания, но и духовный опыт, опыт церковной жизни. Что и необходимо для катехизатора. Поэтому именно третий год мы будем заниматься некоей специализацией. Специализация будет предполагать не только специальные лекции, но и те мероприятия, говоря казенным языком, которые позволят человека воспитывать определенным образом. Это и духовно правильно организованные паломнические поездки. Это и общение с известными людьми в нашей Церкви (помимо тех лекций, которые будут прочитаны в рамках расписания). Возможны встречи с гостями Духовной академии, которые часто к нам приезжают и читают специальные курсы для наших студентов. Это, возможно, и участие слушателей епархиальных курсов в широких курсах, проводимых в академии. Мы, безусловно, должны понимать, что выдавая диплом катехизатора за подписью, которая будет легитимизировать его как катехизатора в пределах всей РПЦ, не можем ошибиться в этом человеке так же, как не можем ошибиться в ставленнике в священный сан.

Корр.: Получается, что специализация – это и есть то расширение программы, которая вводится сейчас, с нового учебного года?

Владыка Амвросий: Безусловно. Но не только эта задача стоит. Сегодня многие задачи диктует сама жизнь. А жизнь говорит о том, что в нашем обществе страшная демографическая картина. И это связано не только с рождаемостью и смертностью. Слава Богу, в Петербурге по сравнению с другими регионами эта статистика выглядит намного лучше. Но это не повод успокаиваться. Ведь число разводов, в том числе и в православных семьях, достаточно высоко. И это страшное явление в жизни нашего общества, оно не сдает оборота, а может быть, даже их набирает. При отсутствии нравственных устоев, традиционного семейного воспитания молодые люди теряют ориентиры в жизненном пространстве и допускают ошибки, которые потом очень трудно исправить.

И от этого никто не застрахован, в том числе и те, кто венчались в Церкви. Потому что благодать Божия дается человеку для подвига, если человек не хочет воспринять на свои плечи этот подвиг, благодать Божия от него отнимается. Поэтому еще одним направлением мы видим направление, которое у нас называется «семейная педагогика». Здесь не только встречи с психологами, не только встречи с педагогами, что тоже должно иметь место. Здесь еще огромная кропотливая работа в соприкосновении с семьями, которые, возможно, уже пережили это страшное искушение распада семьи и смогли, преодолев эти испытания, семью сохранить, знают пути выхода из этого тупика. И нам бы хотелось, чтобы действительно это было живое общение, в некой системе. Такая система достаточно неплохо распространена в некоторых других странах, например, в Польше. И нам совершенно не зазорно ознакомиться с опытом, который уже накоплен в других Поместных Церквах либо в иных конфессиях христианских. Этот опыт может быть пересажен на нашу российскую православную почву и дать положительные всходы. Здесь тоже интересная, важная и нужная область, в той же специализации. Вот это область более жизненна. Ее трудно обозначить каким-либо дипломом. Все, что связано с педагогикой на современном этапе жизни, как семьи, как общества, как отдельного человека, подчас не вписывается в рамки сухих педагогических правил. Иногда эти правила просто отторгают человека. Но, безусловно, есть определенные педагогические, психологические приемы, зная о которых, родители смогут избежать больших ошибок как в отношении друг с другом, так и в отношении к своим детям.

Здесь огромное поле деятельности, огромное поле, невспаханное, которое нам вместе предстоит еще обработать.

Корр.: А на каком году обучения будет введено «семейное образование»?

Владыка Амвросий: Как некая специализация на третьем курсе. Но мне думается, что, возможно, кто-то из слушателей с 1-го или со 2-го курса будет испытывать потребность в такого рода общении. Он обратится к психологам, педагогам, к семьям, которые будут этим заниматься. Конечно, он получит необходимые знания и сможет раньше интегрироваться в эту специализацию, не нарушая учебный процесс. По крайней мере, такие механизмы есть. Должно быть все очень живо, очень индивидуально, а не ограничиваться рамками сухой системы. Епархиальные курсы — это, в строгом понимании, не учебное заведение, не институт, не университет, не бакалавриат, где должны быть определенные правила выдержаны. Здесь есть огромное пространство для творчества.

Я уже упомянул в начале нашей беседы о том, что «Основы православной культуры» пытаются вводить и в области, и в городе. Конечно, процесс очень непросто идет. Почему непросто? Да потому, что где-то мы встречаем непонимание, где-то Церкви не дают более активно действовать. Но, слава Богу, благодаря людям в Комитете образования, благодаря людям в самой системе образования, благодаря нашим собратьям, религии которых тоже представлены в этой образовательной области — это ислам, и буддизм, и иудаизм — мы все больше и больше начинаем получать некое признание, и нас всё больше и больше начинают понимать и принимать. Потому что перед обществом, достаточно больным, встают такие проблемы и вопросы, которые без участия социально значимых институтов, среди которых РПЦ является мощным и значимым институтом в жизни нашего общества, не преодолеть никаким административным способом, никакими деньгами, никакими программами, даже хорошо финансированными. Здесь необходимо вкладывать много души, здесь большую роль будет играть личность, личность нравственная, болеющая за это дело. Церковь через своих представителей способна что-то изменить. Не очень много, не очень глобально, но свой положительный, существенный вклад она способна внести. И замечательно, что сегодня государственная власть это очень хорошо понимает, принимает и действительно включает не противоречащие законодательству механизмы, которые позволяют активно участвовать в жизни общества традиционным религиозным организациям, и в том числе и в первую очередь, Русской Православной Церкви.

Поэтому государству сегодня необходимо всем людям, желающим услышать о православной культуре, дать эту возможность. Не бояться дать им все то, что сможет воспитательно, положительно влиять на человека, гражданина нашего Отечества. Мы ни в коем случае не преследуем цель захватническую — увеличить число адептов РПЦ, как нас часто обвиняют. С другой стороны, преподаватели ОПК и других религиозных культур ни из чего не берутся, это те педагоги, которые, возможно, сами не имеют церковного опыта жизни. Возможно, они не обладают достаточными знаниями в области православной культуры. Поэтому нам, как людям верующим, как носителям этой культуры, непосредственным ее участникам и созидателям, необходимо активно включиться в этот процесс. Кто лучше научит языку, как не носитель этого языка? Мы были свидетелями того, как СМИ в начале 90-х годов, когда люди очень хотели говорить о событиях, связанных с жизнью Церкви, с деятельностью Патриарха, допускали много ошибок, в том числе при ударении. До сих пор еще говорят «Патриарх Алексий» с ударением на «е», но такого ударения не существует, правильно говорить «Алексий» с ударением на «и». И иные ошибки: путают кропило с кадилом, паникадило с кропилом и так далее. Существует определенный, профессиональный язык, и этим профессиональным языком владеет — ну кто лучше всего? — конечно, Церковь! Отчасти владеют религиоведы, но тоже достаточно поверхностно, не очень глубоко. И, кстати, институт религиоведов у нас сводится на нет. А как же еще, ведь институт религиоведов у нас созидался по такому принципу, когда бывшие преподаватели научного атеизма становились религиоведами. Но поскольку у нас сейчас преподаватели научного атеизма уходят с арены образовательной деятельности, то религиоведов тоже меньше становится.

Безусловно, одной из специализаций, одним из направлений курсов должна стать «православная культура». Но я, наверно, сейчас слишком перегрузил наших слушателей, немножко их запугал. Не нужно ничего бояться. Это не такая высокая планка, которой нужно бояться! В основе своей курсы — это прежде всего катехизация.

Корр.: Катехизация самого человека?

Владыка Амвросий: Да, катехизация самого человека. Введение его в подлинную церковную жизнь, научение его основам веры. И отрадно, что число таких людей достаточно большое. Мне хотелось бы призвать всех жителей Санкт-Петербурга, как посещающих храмы, так и не посещающих храмы, стать слушателями этих курсов. Записаться на эти курсы, носящие имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, можно, обратившись в Отдел религиозного образования и катехизации по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, дом 1, епархиальное управление, тел.: 710-35-73.

Предварительно могу сказать, что в первых числах сентября, по мере того как будут набираться группы, мы проведём собеседование, и с 14 сентября начнется новый учебный год.

Корр.: Владыка Амвросий, вот сейчас уже начинается набор на курсы, уже в мае? уже сейчас можно звонить?

Владыка Амвросий: Уже сейчас можно звонить, в течение всего лета. Можно посылать свои запросы по электронной почте eoro.mail.ru, можно обращаться в Отдел религиозного образования и катехизации. Сейчас в Манеже работает VIII Всероссийская выставка, на которой есть стенд от ОРОиК со специально выпущенными плакатами и листовками, на которых указана более подробная информация, адреса, электронные адреса, телефоны, факсы, по которым можно обратиться всякому желающему для записи на курсы. Я призываю воспользоваться этой возможностью.

Корр.: Владыка Амвросий, скажите, какие требования Вы будете предъявлять к тем, кто будет учиться на этих курсах? Вы сказали, что люди пожилого возраста уже не всегда способны адекватно восполнить тот пробел, который в жизни у них образовался. Будут ли возрастные и образовательные ограничения при наборе?

Владыка Амвросий: Немного перефразирую известную поговорку: любви Христовой все возрасты покорны. Поэтому никаких ограничений, конечно, не будет. Если человек в силах, он может учиться всегда. Я думаю, что нам надо уходить от советского стереотипа насчет возраста. Возраст не является препятствием для получения образования. В Европе давно уже существует процесс непрерывного образования, и люди учатся в самые преклонные годы, после 70 и даже после 80 лет. Некоторые учатся по каким-то облегченным программам. Мы ни в коем случае не будем применять каких-то драконовских мер при принятии. Безусловно, будет требоваться благословение от священника. Для нас это очень важно, мы должны понимать, что это — человек церковный, а это — не церковный. Если такого благословения не будет (благословение является некоторой гарантией того, что священник ручается за того человека), то мы будем индивидуально подходить к каждому человеку, будем с каждым беседовать. Бывает, люди приходят на курсы почти что неверующими. Бывает, кто-то хочет что-то узнать. Мы ни от кого отказываться не будем. Кто-то останется, кто-то, возможно, не будет готов воспринять все то, что ему будет преподноситься. Жизнь есть жизнь. Тем не менее мы действительно ждем всех. И будем ожидать, что люди, желающие узнать больше о Церкви, о Христе, о вероучении, желающие развеять мифы о Церкви, развеять страшные стереотипы о жизни в Церкви, захотят познакомиться и с больными ее сторонами тоже, но будут воспринимать это не с критической точки зрения, а попытаются поступить, как поступают врачи — исцелить ее. Терапевтически — своей любовью, но, где надо, может и хирургически. Такие способы тоже существуют. Если бы не существовали, мы бы не ценили хирургов. Подчас терапевтические меры уже бездейственны, нужно хирургическое вмешательство. Но если человек будет честно стремиться обрести в своей жизни дорогу к Богу, я думаю, что епархиальные курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского смогут оказать очень существенную помощь и за три года дать человеку очень многое как в плане знаний, так и в плане опыта церковной, духовной жизни. По поводу экзаменов. Экзамены сдаются, но никто не должен этого бояться. Педагоги, преподаватели здесь достаточно милые, высокопрофессиональные, на очень хорошем уровне.

Корр.: Вы не могли бы назвать кого-нибудь из них?

Владыка Амвросий: Отец Ианнуарий начал читать лекции, отец Кирилл Копейкин, ученый секретарь, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия СПбДА, отец Георгий Митрофанов, надеюсь, будет читать лекции по истории Церкви, многие наши преподаватели. Мне бы хотелось привлекать к разовым лекциям и встречам председателей синодальных отделов, например, к нам уже несколько раз приезжал Владимир Романович Легойда. Если он выступит хотя бы один раз перед слушателями, будет замечательно. Если и владыка Меркурий приедет к нам в епархию, тоже хотелось бы организовать с ним встречу. И другие интересные, известные люди, в том числе и политики, и писатели, спортсмены, которые могут рассказать об опыте своего прихода в Церковь. Это тоже очень интересно. Частичная интеграция в жизнь Духовных школ может положительно сказаться на приобретении церковного опыта, в том числе и при общении с будущими священнослужителями нашей епархии и всех других епархий РПЦ, из которых к нам поступают абитуриенты.

Корр.: Владыка Амвросий, а учащимся курсов может стать человек некрещеный, который ищет путь к Богу?

Владыка Амвросий: Я совершенно не исключаю возможности, что такой человек может прийти.

Корр.: А образовательный ценз будет? Человек должен иметь высшее образование или это совершенно необязательно?

Владыка Амвросий: Образовательный ценз может быть совершенно любой. Христос нас рассматривает не с точки зрения образовательного ценза. Он говорит: «Сыне, дашь мне свое сердце».

Корр.: Будете лично Вы выступать перед учащимися курсов? Совершенно недавно у Вас была встреча с учащимися, и я хотела бы узнать Ваш комментарий по поводу этой встречи, что Вам дала эта встреча, что она открыла Вам, и будете ли Вы в дальнейшем встречаться с учащимися курсов?

Владыка Амвросий: Безусловно, я буду встречаться. К сожалению, в силу своей занятости я, скорее всего, не смогу вести какие-то регулярные курсы, потому что в Духовной академии меня хватает только на первый семестр, во втором семестре появляется очень много административных и других дел. В нашем духовном учебном заведении в первом семестре я читаю Введение в православную аскетику. Во втором семестре я уже передаю этот курс своему дублеру, лектору. Но какие-то лекции, выступления, ответы на вопросы я, безусловно, планирую проводить. Что касается людей, которых я видел перед собой, это люди с очень добрыми глазами. Люди ищущие. Я на самом деле удивился тому, что люди в таком возрасте, имея семьи, имея работу, какие-то свои обязанности, по вечерам бегут сюда, чтобы услышать слово о Христе, получить знания. Вы знаете, в этом — жизнь. Человек, который так поступает, мне кажется, даже с точки зрения физиологической, больше проживет. Если человек будет получать непрерывное образование, еще и в русле религиозном, то он получит огромный стимул для жизни, огромный плюс, приобретение для жизни, мощный рычаг в решении его собственных внутренних проблем.

Корр. Спасибо большое. Дорогие друзья, наша передача закончена. Мы благодарим епископа Гатчинского Амвросия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Я думаю, что многие из наших радиослушателей захотят стать слушателями этих курсов, о которых мы сегодня говорили. Это епархиальные курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Я напомню телефон, по которому можно позвонить и получить всю необходимую информацию: 710-35-73.


Опубликовано 27.05.2011 | Просмотров: 186 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter