Епископ Гатчинский Амвросий. Об избегании греха

Епископ Амвросий. Монах не тот, кто обещает, но тот, кто исполнит свои обещания Господу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Великий покаянный канон Андрея Критского — это и образец молитвы и вместе с тем очень глубокая проповедь, восхищающая образами, знанием человеческой души, изобилующая изящными поэтическими узорами. Любое иное слово на фоне Великого канона тускнеет, но покаянные слова преподобного Андрея побуждают к рассуждению, так необходимому всякому христианину и особенно священнослужителю, настоящему или будущему. Ведь без знания основ жизни духовной христианин может наделать немало ошибок, а священник принести вреда больше, чем недоучившийся или купивший диплом врач.

Сегодняшняя часть покаянного канона начиналась с таких слов: «Превзойдя Каиново убийство, я по сознательному соизволению, через оживление плоти, сделался убийцей души, вооружившись против нее злыми моими деяниями». Убийство Каином Авеля уже в веках стало образом страшного преступления братоубийства. Мы же, почти ежедневно, совершаем более страшное убийство: умерщвляем свою душу, в безрассудстве вооружаясь против самих же себя. Когда мы делаем этот шаг, закрывая свое сердце от света всепрощающей Божественной любви, тогда мы лишаем себя дара прощения и исцеления, ибо в злохудожную душу не внидет Господь. Когда мы предаем любовь к Богу, оставляем, как говорит тайнозритель Иоанн Богослов, первую любовь и заменяем ее ложной любовью к миру, который «есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», мы исторгаем из своей жизни любовь Отчую, и она, не нарушает нашу волю, уходит от нас.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин 2:15), – эти слова говорит человек, которого через века христиане называют апостолом любви. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор 15:33) и «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе» (Пс 1:1).

Однажды к авве Макарию пришли из Александрии семь братьев, чтобы испытать его, и спросили: «Скажи, отче, как нам спастись?» Старец вздохнул и сказал: «Братья, каждый из нас знает, как спастись, но мы не хотим быть спасенными». «Мы очень хотим спастись! – возразили александрийские братья, – но нам не дают покоя лукавые помыслы. Что же нам делать?» И старец им ответил: «Если вы монахи, зачем вращаетесь среди мирян и сближаетесь с мирянами? Отрекшиеся от мира и носящие святую монашескую одежду, но при этом остающиеся среди мирян, обманывают сами себя. Кто постоянно ходит к мирянам без всякой необходимости, а так, для времяпрепровождения, тот в сущности и не монах вовсе», – закончил свой ответ авва Макарий.

Кажется, эти слова относятся только к монахам. Но в отношении к миру, лежащему во зле, к миру, как к совокупности страстей и явному носителю пороков, любой христианин в каком-то смысле инок, взятый в удел Божий, получивший царственное священство. Любой христианин в этом мире – человек совсем иной жизни, нежели та, которую предлагает мир. Слова апостола Иакова относятся не к монахам только, но ко всем христианам: «Кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу» (Иак 4:4). Но ведь, братья и сестры, так часто и бывает. И вместо того чтобы улавливать души людей в евангельские сети любви, чистоты, правды, мы сами попадаем в тенеты дьявола, которые он раскидывает везде, и особенно в среде людей нечестивых, являющихся носителями и распространителями греховной заразы. И потому именно о нас еще одни слова святого Андрея Критского: «Я подражал необузданно поступившим современникам Ноя, унаследовав их жребий – потопление потопом».

Один из патериков приводит поучение святого Ефрема. Как-то два человека оделись понаряднее и в таком виде пошли на рынок. Один нечаянно споткнулся, упал в грязь и испачкал все свое роскошное платье. От зависти он тут же стал толкать и товарища в грязь, чтобы не одному было позорно. Так поступают многие: сами отпадут от добродетели и стараются других потянуть за собой, чтобы позориться не в одиночку. При этом они говорят смиренно, с елейным видом, лишь бы любыми способами совратить тех, кто им доверился. Они не только не стыдятся вести себя в скверне, но откровенно говорят ближнему: «Ну и что тут такого? Все мы грешники, с кем не бывает. Такова жизнь, не согрешишь — не покаешься». «Отвергайся таких людей, возлюбленный, чтобы они не соблазнили тебя сладкими словесами и не увлекли в вечный огонь,» – заключает святой Ефрем.

«Глупый и неразумный друг, – поучает авва Исаак, — источник всякого вреда, а беседа людей разумных — сладостный родник. Сидеть рядом с неразумным — гибель для сердца».

Авва Агафон говорил: «Даже если я очень люблю кого-нибудь, но пойму, что он вводит меня в грех, то отсекаю его от себя. Нужно бежать от всех делающих беззаконие. Ведь когда мы отвергаем творящих беззаконие, то проявляем свою любовь к Богу, и Он дарует нам мужество», — утверждает святой авва. Только дружба, основанная на добродетели в высоких целях духа, общих идеалах и высоких устремлениях, изобилует жизнью. Дружба же, основанная на пороке, корысти и общих темных делах, приводит к разочарованию, крушению и может обернуться самой настоящей смертью души. Посему дорогие братья и сестры, извлекая один из уроков, который дает нам Великий пост и преподобный Андрей в своих словах великопостного покаянного канона, будем стремиться искать сообщества добрых людей, а от злых уклоняться. Пусть наставления св. Андрея Критского, побуждающие нас к рассуждению, о целеполагании на пути нашего духовного совершенства произведут в нас хотя бы небольшое изменение, о котором так замечательно сказано в Книге Притч: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее» (Притч 9:9). А мы, завершая благословенный вечер вторника первой седмицы Великого поста, проведенный в совместной молитве, заключительные слова обратим к своей душе и скажем ей вместе с преподобным Андреем: «Избегай, душа моя, воспламенения греха, избегай пламени всякого безрассудного стремления». Аминь.


Опубликовано 09.03.2011 | Просмотров: 255 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter