Епископ Гатчинский Амвросий. О взаимодействии Русской Православной Церкви и образования в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи

25.08.2010_s_Епископ_Амвросий

Уважаемый Валерий Павлович!

Уважаемый Исаак Иосифович!

Уважаемые члены профессорско-преподавательского сообщества Ленинградской области!

Позвольте прежде всего поблагодарить вас за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами. Для меня это большая радость и честь. И не только потому,что профессия и призвание педагога имеют огромное значение для жизни общества. Вы создаете особую атмосферу: ведь быть учителем в школе, особенно сейчас – это настоящий подвиг. Он требует от человека не только соответствующих знаний и педагогического опыта. Он требует постоянно являть детям жизненный пример, а значит постоянного напряжения сил, работы над собой, того, что мы называем упражнением в добродетелях, подвижничества. Я всегда с теплом вспоминаю своих школьных учителей. Они были великолепными педагогами. Но особенное значение для меня и для моих одноклассников имели человеческие отношения, из которых мы черпали пример достойной, нравственной жизни. Однажды Святейший Патриарх Кирилл сказал о том, что «педагогика — это область аскетики», что эта «работа связана с подвигом, с самоистощением». Это неоспоримый факт и вместе с тем направление, в котором мы призваны следовать вместе, дополняя и поддерживая друг друга.

Темой нашей сегодняшней встречи является обновление – обновление учебного процесса, методик преподавания, обновление душ и сердец самих педагогов и их воспитанников. Обновление школьной жизни закономерно коснулось изучения культуры как важнейшей сферы человеческой деятельности. Понятие культуры широкое и многогранное. Оно охватывает собой разные области, в том числе – утонченные и абстрактные, не всегда связанные напрямую с практической жизнью человека, такие, например, как живопись, музыка, поэзия…

Но культура включает в себя и круг традиций, нравственных и духовных ценностей, которые возникли и укоренились в обществе в процессе его исторического развития. Очень часто они формировались под влиянием религиозных мысли и чувства, в европейских странах – с непосредственным участием Церкви Христовой. Особенно это справедливо для России, где присущие русскому народу лучшие нравственные качества – мужество, терпение, сострадание к ближнему, помощь и взаимовыручка – сложились под влиянием личного подвига и примера тысяч русских святых-подвижников, имена которых составляют золотой фонд русской истории – святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святого праведного Иоанна Кронштадтского и многих других.

Поэтому изучение русской культуры немыслимо без обращения к ее православным истокам и смыслам; понимание русской истории невозможно без знакомства с Православием. Сформировать у школьников целостное, исторически укорененное мировоззрение призван новый предмет «Основы православной культуры», преподавание которого началось в экспериментальном порядке в 18 регионах России. Хотя Санкт-Петербург не вошел в число этих регионов, отрадно, что с 1 сентября этот предмет также будет введен в 20 школах города. В Ленинградской области данный курс еще предстоит ввести, и для этого потребуется взаимодействие между Церковью и образовательными структурами.

Указанный предмет – особенный. Знакомство школьников с нравственными ценностями нашего народа напрямую связано со стремлением общества построить свою жизнь на тех принципах, которые сформировали и укрепили российскую цивилизацию. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, через уроки православия «страна и народ приобщаются к тем величайшим ценностям, которые заключены в наши культурные традиции и формируют наше мировоззрение». Патриарх подчеркивает, что «преподавание этого курса поможет уменьшению конфликтности в обществе, созиданию мира между людьми».

Положительным примером подобного взаимопонимания Церкви и общества является благоприятная религиозная обстановка в Ленинградской области, где за последние годы не было конфликтов на религиозной почве. Не в последнюю очередь это обусловлено сотрудничеством между Комитетом общего и профессионального образования и епархиальным Отделом религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии. В прошлом году ими был проведен ряд совместных мероприятий в педагогической сфере: организованы областной и северо-западный этапы Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», фестиваль «Александр Невский – имя России», конкурс «Уроки добра и милосердия», проведены Тихвинские Рождественские чтения. Для координации совместной деятельности 12 августа 2009 года между областным Комитетом общего и профессионального образования и Отделом религиозного образования епархии было заключено соглашение о сотрудничестве.

Соглашение предусматривает, прежде всего, взаимодействие органов образования и Церкви при введении предмета «Основы православной культуры» в сетку школьного расписания. Соглашение призвано избежать злоупотреблений наподобие тех, которые имели место при проведении эксперимента в регионах, когда родителям не предоставляли права выбора и навязывали изучение блока светской этики вместо православной культуры. Это противоречит изначальной концепции данного предмета, в рамках которого на усмотрение родителей предлагается преподавание одного из шести модулей, включая модуль светской этики. Мы не настаиваем на том, чтобы всем преподавали только Православие, однако вправе ожидать свободы выбора для православных семей.

Соглашение предполагает также участие Церкви при подготовке учителей «Основ православной культуры». Совершенно очевидно, что преподавание должны вести педагоги-профессионалы. Но даже те из них, кто не укоренен в христианской традиции, могут избежать распространенных ошибок, когда под видом православия преподносятся языческие суеверия, имеющие иногда распространение в народе. Мы готовы организовать курсы для педагогов, в результате которых они смогут не только повысить свою квалификацию, но и получить признание этой квалификации со стороны церковных структур.

Церковь готова помогать педагогам в освоении новой для них сферы православного знания и другими путями, которые уже практикует епархиальный отдел, например – через конкурсы, образовательные чтения, экскурсии и праздничные мероприятия. Соглашение предусматривает также возможность экспертной оценки Церковью тех учебных материалов и пособий, которые будут привлекаться для преподавания православной культуры. Введение этого предмета позволит противостоять нравственному упадку среди современной российской молодежи, который принял ужасающий характер, особенно в сравнении с другими странами. Не могу об этом не сказать даже в столь торжественной обстановке. Потому что это предмет нашей общей боли и заботы.

По статистике Всемирной организации здравоохранения, из 100 юношей-выпускников школ 2009 года в Англии доживут до пенсии 90 человек, а в России – лишь 40. Основная причина, по мнению экспертов ВОЗ, – алкоголь. По данным общероссийского опроса молодежи, проведенного Минобразования России в 2002 г., алкогольные напитки (включая пиво) потребляют 80,8% подростков и молодежи. За десятилетие с 1993 по 2003 гг. возраст приобщения к алкоголю снизился с 16-ти до 13-ти лет. По данным МВД России, за 2007 год более 78,5% преступлений несовершеннолетние совершили в состоянии алкогольного опьянения.

Для противодействия моральной деградации молодежи недостаточно ограничиться введением одного предмета. Церковь совместно с обществом готова искать и внедрять новые формы работы с молодыми людьми. Сегодня я передам организаторам настоящего педсовета подготовленные группой «Общее дело» компакт-диски с фильмами и программами для подростков. Не сомневаюсь, что подобные проекты можно реализовать и в рамках сотрудничества между Санкт-Петербургской епархией и образовательными структурами Ленинградской области. Только конкретное, живое взаимодействие на разных направлениях позволит достичь реального обновления жизни наших детей, а, значит, и обновления школьной жизни.

Желаю, чтобы милостивый Господь укрепил всех участников педагогического совета в нелегком подвижническом труде по созиданию человеческих душ. Пусть ваши усилия по обновлению школьной жизни вернутся к вам в словах благодарности, добрых делах и достойной жизни ваших воспитанников и учеников!

Выступление на Областном педагогическом совете Ленинградской области «Новой школе – новый учитель», г. Гатчина, 25.08.2010.


Опубликовано 25.08.2010 | Просмотров: 176 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter