Епископ Гатчинский Амвросий. О работе СПбПДА по подготовке пастырей и служителей Церкви

Епископ Гатчинский Амвросий. О работе СПбПДА по подготовке пастырей и служителей Церкви

Выступление ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Гатчинского  Амвросия на Епархиальном собрании Санкт-Петербургской митрополии 23 ноября 2010 года.

Ваше Высокопреосвященство,
Ваши Преосвященства,
отцы, братья и сестры!

За год, прошедший с предыдущего собрания духовенства Санкт-Петербургской митрополии, Санкт-Петербургская православная духовная академия в своей деятельности стремилась к достижению основной стоящей перед ней цели – подготовки богословски образованных кандидатов для служения Церкви в священном сане, церковных ученых-исследователей, регентов церковных хоров и православных иконописцев.

В статистическом отношении на сегодняшний день в Санкт-Петербургских духовных школах обучаются 465 студентов, из них – 230 в семинарии (161 – на очном отделении, 49 – на заочном и 20 – на экстернате), 123 – в академии (97 студентов на очном отделении и 26 – на экстернате), 61 – на Регентском отделении (включая 5 кандидатов), 46 – на Иконописном, 4 – на Факультете иностранных студентов по индивидуальной программе. Во всех подразделениях духовных школ преподают 129 человек, из них 97 — в академии и семинарии. В штате состоят 2 заслуженных профессора, 18 профессоров, 12 доцентов, 14 докторов наук, 1 доктор теологии, 1 магистр богословия, 47 кандидатов богословия, 17 кандидатов светских наук. Кроме этого, в академии трудятся 90 сотрудников.

С сентября месяца начался переход академии и семинарии на новые образовательные стандарты, отвечающие болонскому процессу. В качестве ориентира при осуществлении проводимых преобразований для нас были слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Наша [образовательная] система будет приспособлена к болонской системе; но, что самое главное, переходя на болонскую систему, мы с вами не разрушим свою традиционную систему, потому что курс бакалавра — это курс нашей традиционной семинарии».

Семинария, основной задачей которой по-прежнему является подготовка богословски образованных кандидатов для церковного служения, становится четырехлетней, ее выпускники будут писать выпускную работу и получать квалификацию бакалавра. Духовная академия, как и прежде, призвана готовить церковных ученых, которые могут стать преподавателями семинарий и сотрудниками различных церковных структур и институтов. Академия также становится четырехлетней, и при этом разделяется на два этапа, по два года каждый: на магистратуру и аспирантуру.

Во время учебы в магистратуре студент получает специализацию на одном из четырех отделений академии: богословском, библейском, церковно-историческом или церковно-практическом. В конце этого этапа обучения пишется выпускная работа с элементами научного исследования – магистерская диссертация, а успешно защитивший ее выпускник получает квалификацию магистра. Хочу обратить внимание на то, что степень магистра по новым стандартам не соответствует существовавшей с XIX века до недавнего времени в церковной среде ученой степени магистра богословия. Болонская степень магистра является квалификационной, ее лучше всего сравнить с привычным нам понятием «окончания духовной академии с написанием диплома».

Далеко не все студенты академии имеют призвание к регулярной научной работе. Поэтому лишь небольшая часть выпускников магистратуры продолжит обучение в аспирантуре. Количество аудиторных занятий в аспирантуре будет минимально (возможно, будут читаться узкие спецкурсы), а основная задача аспиранта будет заключаться в проведении научного исследования в конкретной области, которое должно завершиться публикацией ряда статей и написанием кандидатской диссертации.

В настоящее время осуществляется постепенный переход к системе магистратуры и аспирантуры: нынешние студенты II и III курсов академии пишут выпускные работы, и в зависимости от того, какого уровня окажется работа, они получать право защищать ее или в качестве магистерской, или в качестве кандидатской диссертации. Еще недавно студенты могли учиться в академии, не писали кандидатскую работу, но при этом получали диплом об окончании академии. Такого теперь не будет, ведь надо доказать, что полученные знания студент способен использовать для работы в конкретной богословской области. После окончательного разделения магистратуры и аспирантуры те студенты, кто еще в магистратуре представят магистерские работы высокого уровня, получат возможность защищать их сразу в качестве кандидатской диссертации.

Прошлым летом нашей академией было принято новое положение о кандидатской диссертации, к которой теперь предъявляются требования, сопоставимые с требованиями к светским работам аналогичного уровня. Весной этого года уже прошли первые защиты в соответствии с новым положением. Количество защищенных работ уменьшилось, но большинство из них представляют собой действительно интересные и глубокие исследования. Две лучшие работы находятся сейчас в процессе подготовки к публикации в издательском отделе академии.

Осенью этого года на Ученом совете академии было принят проект положения о докторской диссертации по богословию. В настоящее время на кафедрах проходит обсуждение, анализ и утверждение тем докторских работ. К написанию докторских диссертаций будут допущены лица из числа преподавателей академии, которые занимаются изучением конкретной богословской тематики в процессе преподавания соответствующих дисциплин. Мы считаем, что статус преподавателя как соискателя на докторскую степень является дополнительной гарантией наличия научных интересов и серьезности намерения диссертанта. Конечно, определить механизм окончательного утверждения докторских диссертаций в случае их написания и успешной защиты на уровне академии мы не компетентны, это будет происходить таким образом, как решит священноначалие Церкви. Наша задача – способствовать научной активности членов корпорации, а одним из важных показателей такой активности является написание научных работ.

10 августа этого года в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки была получена лицензия на ведение профессиональной учебной деятельности по новой образовательной программе «теология» (031900) высшего профессионального образования. По окончании четырехлетнего курса семинарии выпускники будут получать квалификацию «бакалавр теологии». На протяжении многих лет академия имела лицензию на ведение профессиональной деятельности как религиозное учебное заведение, и только сейчас — впервые — получила лицензию на ведение образовательной деятельности как высшее учебное заведение. Это — значительный шаг вперед, но это потребует ряда преобразований во внутренней жизни академии. Лицензия дает право на преподавание, но не обеспечивает признания государством наших дипломов – чтобы добиться признания, нам предстоит пройти процесс аккредитации в государственных органах, т. е. доказать, что и в учебной сфере, и в научном процессе, и в плане организации быта студентов академия соответствует государственным стандартам.

В учебном процессе были предприняты шаги к тому, чтобы преподаватели более активно использовали современные педагогические методы и приемы. Признано уместным постепенно отказаться от доминирования лекционной системы в академии и семинарии, когда задачей преподавателя было лишь чтение лекций, а обязанностью студента – эти лекции выучить, иногда даже – вызубрить, и в своем ответе на экзамене повторить то, что сказано учителем. Этот подход не способствует развитию самостоятельного творческого мышления и уже не соответствует условиям, в которых приходится действовать современному пастырю. К священнику обращаются люди разного социального положения и профессиональных занятий, они ставят вопросы каждый раз по-новому, иногда – на неожиданные темы. Нельзя заранее заучить ответы на все вопросы, надо уметь свои богословские знания и духовный опыт изложить на языке, понятном конкретному человеку. Это умение должно быть приобретено еще в стенах семинарии и академии.

Поэтому с нового учебного года все активнее вводятся в учебный процесс семинары как формы аудиторной дискуссии, во время которых студенты учатся формулировать и отстаивать свои мысли. Мы активно призываем преподавателей использовать наглядные средства обучения, показывать студентам видеофильмы и фотографии, так или иначе связанные с изучаемым материалом. С этой целью большинство аудиторий академии и семинарии были оборудованы недавно жидкокристаллическими телевизорами, использовать которые может любой преподаватель. Для методического обеспечения занятий, а также для оперативной замены преподавателей, по разным причинам пропускающим уроки, в академии создан учебно-методический отдел.

Для того, чтобы дать возможность получения богословского образования лицам в священном сане, с сентября месяца был открыт сектор заочного обучения семинарии, на котором в настоящее время обучаются 49 человек — клирики Санкт-Петербургской епархии, насельники Валаамского монастыря, клирики других епархий. В следующем году планируется открыть II и, возможно, III курсы сектора заочного обучения семинарии и I курс заочного обучения в магистратуре академии на церковно-практическом отделении.

Также в семинарии открыто подготовительное отделение, куда поступили студенты, не прошедшие по результатам экзаменов на бакалавриат. Они в течение двух дней в неделю изучают дисциплины, необходимые для последующего успешного обучения в семинарии, а в остальные дни несут различные послушания.

В академии было открыто новое церковно-практическое отделение, а на всех отделениях академии и в семинарии добавился ряд новых предметов. Для чтения новых курсов лекций были приглашены новые преподаватели. Был назначен новый заведующий Регентским отделением — протоиерей Димитрий Дашевский. Не довольствуясь обязательными курсами языков, мы ввели факультативы по ряду современных языков, на которые хотят студенты, желающие получить углубленные знания. В настоящее время трое студентов обучаются за границей — в Греции, Германии и во Франции.

Одной из форм научной жизни стало проведение двух академических конференций – студенческой весной этого года и преподавательской осенью, накануне актового дня. Преподаватели и студенты приняли участие в ряде научных форумов; ректор и ряд преподавателей в течение года принимали участие также в деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии и различных комиссий Межсоборного присутствия. Информацию об этих событиях, как и ежедневные новости из жизни академии можно найти на нашем сайте в интернете.

Продолжилось издание академического научно-богословского журнала «Христианское чтение», который выходит раз в два месяца. Один из номеров журнала за этот года – а именно, четвертый – представляет собой специальный выпуск, посвященный социально-экономическому учению Церкви. Этим номером мы отметили десятилетие выхода в свет «Основ социального учения Церкви» – документа, подготовленного при активном участии нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла. В выпуске содержится ряд статей ведущих экономистов, которые рассматривают истоки и механизм нынешнего экономического кризиса, выделяя в нем, в том числе, духовно-нравственную составляющую. Номер будет интересен для многих приходских священнослужителей, которые смогут получить компетентную информацию на актуальные для всех темы. Формируя тематику других номеров, мы стремимся к тому, что она не была абстрактной, оторванной от интересов и нужд церковной жизни. Наоборот, наша задача состоит в том, чтобы академический журнал был компетентным и информативных органом, предоставляющим сведения, актуальные как для священнослужителей, так и образованных прихожан.

То же можно сказать и о студенческом популярном журнале «НЕвский БОгослов» – он издается студенческой редакцией, члены которой стремятся сделать журнал интересным для самого широкого круга молодых читателей, в том числе – прихожан наших соборов и церквей.

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира оба академических журнала теперь распространяются в монастырях, соборах и храмах нашей епархии. Это вполне естественно, поскольку большинство священнослужителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области получили образование в нашей академии, а через чтение академической литературы они смогут поддерживать связь с родной школой и, по-сути, продолжать свое образование. Святейший Патриарх Кирилл одобрил эту инициативу, когда узнал о ней, поскольку он является сторонником непрерывного образования нашего духовенства. Интересы приходского священнослужителя не могут ограничиться лишь кругом повседневных проблем, связанных с приходской жизнью, богослужебной практикой и исполнением треб. Каждый священник должен быть в курсе современной богословской проблематики, должен быть готовым дать ответ на вызовы современности.

В задачу пастыря входит знать то, чем живет и дышит современная молодежь, идущая к Богу. Отражение чаяний молодых людей можно найти на страницах журнала «НЕвский БОгослов». Задачу поиска понятного для молодежи языка поставил недавно на одной из встреч с духовенством Святейший Патриарх Кирилл. «Я прошу вас ни в коем случае не отталкивать молодежь, – сказал он, обращаясь к священнослужителям. – Необходимо находить особый язык в разговоре с молодыми людьми, особенно с теми, кто воспитывался в неправославных семьях. Надо говорить так, чтобы проповедь оставляла бы яркий и сильный след в их душе. Если мы потеряем это поколение, мы потеряем будущее». Чтобы не потерять молодое поколение, необходимо знать их интересы, образ мыслей, стремления. Надо учиться дискутировать с молодежью, ведь восприятие молодого человека не похоже на восприятие людей старшего поколения, умудренных жизненным опытом. Мы не можем сказать, что восприятие у молодых в корне неверное — но чтобы указать им на ошибки, с одной стороны, и поддержать в добрых начинаниях, с другой, нужно ближе знакомиться с их жизнью. В этом немалое подспорье священнослужителю окажет студенческий журнал духовной академии.

В течение всего года продолжалось сканирование дореволюционного журнала «Христианское чтение», в результате чего в октябре месяце был выпущен второй DVD-диск, содержащий архив журнала в электронном формате за очередные 25 предреволюционных лет — с 1868 по 1892 год. Также в октябре месяце кафедра библеистики академии выпустила мультимедийное учебное пособие по библейской археологии, содержащее описание 20 археологических объектов Святой Земли, 500 фотографий и 60 видеороликов. Все материалы этого диска были собраны в результате археологических поездок преподавателей библейской кафедры на протяжении последних четырех лет. В планах академии — подготовка и издание мультимедийных учебных пособий и по другим дисциплинам. Опытом Смоленской православной духовной семинарии в этом поделилась с нами ее методист Любовь Николаевна Урбанович во время недавнего визита в Санкт-Петербург.

Из особенностей студенческой жизни можно назвать активизацию деятельности Студенческого совета. С удовлетворением могу сказать, что некоторые проблемы дисциплинарного порядка решаются теперь не на Воспитательском совещании, не с привлечением аппарата инспекции, а самими ребятами, которые на своих курсах призывают нарушителей дисциплины к ответу. Наша задача добиться того, чтобы в студенческой среде добродетель была достославна, а порок — нетерпим.

Была поставлена и последовательно осуществлялась задача поощрения интереса к учебе и другим видам проявления инициативы среди студенчества. Этому способствовали различные культурные мероприятия — поездки студентов по святым местам Санкт-Петербурга, его окрестностей и в другие епархии, визиты в музеи, в том числе – в пригородах, посещение концертов, включая концерты в Государственной капелле, и многое другое.

Выросло количество студенческих хиротоний, но мы склоняемся к тому, чтобы рукополагать студентов на последних двух курсах, иначе имеет место пропуск большого числа занятий. Прошу настоятелей храмов и монастырей так составлять богослужебное расписание, чтобы клирики из числа студентов имели возможность посещать лекции, семинары и уделять внимание учебе.

Хочу поблагодарить Его Высокопреосвященство, митрополита Владимира, и за то внимание, которое он проявляет к разнообразным нуждам духовной академии. Особенно отрадно, что, кроме административной и материальной помощи, Владыка Владимир находит возможность лично посещать академию, встречаться с профессорами и студентами. Мудрое слово архипастыря, исполненного жизненного опыта, также в свое время преподававшего в академии, очень ценно для ее преподавателей и воспитанников. Мы испытываем благодарность Владыке митрополиту и за то, что он благословил студентам с паломнической целью организованно посещать храмы и монастыри епархии.

В этом году уровень поступающих из Санкт-Петербургской епархии стал лучше, несмотря на то что абитуриенты по-прежнему демонстрируют недостаточную подготовку в плане общего среднего образования. Хочу поблагодарить священников, которые прислали достойных кандидатов. На этих студентов мы опираемся во внутренней жизни академии. Отрадно, что священнослужители помогают академии не только материально, но и стремятся пополнить наш человеческий ресурс.

Хочу поблагодарить и духовенство нашей епархии, особенно настоятелей монастырей, соборов и церквей, которые помогают академии самыми разными способами. В частности, некоторые из вас деятельно откликнулись на наш призыв участвовать в восстановлении исторического облика академического храма. Как известно, Церковь ведет постоянный диалог с представителями науки и искусства. Позиция Церкви должна быть выверенной и четкой, когда принимаются решения по изменению внешнего вида храмов, особенно если новый облик не соответствует исторически сложившемуся интерьеру. Поэтому с точки зрения церковного искусства имевшая место несколько лет назад попытка изменить интерьер академического храма является некомпетентной, а с духовной точки зрения — граничит с кощунством. Кто-то посчитал, что иконы нового письма являются более «духовными», поскольку написаны в византийском стиле. Однако Русская Церковь знает множество замечательных, иногда даже чудотворных икон, которые написаны не в византийском, а в академическом или художественном стиле. Представьте себе что будет, если кто-то уберет все иконы и росписи из кафедрального собора Санкт-Петербурга, в том числе и икону Божией Матери Казанскую, и заменить их новыми иконами, даже пусть в стиле преподобного Андрея Рублева. Это вызовет справедливое возмущение церковной общественности. Поэтому многие архиереи-выпускники нашей академии выступили с просьбой вернуться к традиционному интерьеру и иконостасу академической церкви. С предписанием вернуть прежние иконы в иконостас выступила и организация, осуществляющая надзор за историческими ценностями — КГИОП. В личной беседе, состоявшей вскоре после назначения меня ректором академии в 2008 году, Святейший Патриарх Алексий II также выразил обеспокоенность проводившимися работами по созданию нового интерьера храма. Поэтому, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, год назад было принято решение вернуть академической церкви ее традиционный облик. К работам по росписи храма приступил коллектив высококлассных мастеров художественной мастерской «Образ» и архитектурной мастерской «Тиктоника» под общим руководством Андрея Бурлакова. Все художники являются выпускниками и медалистами Санкт-Петербургской академии художеств. В качестве преобладающего стиля росписи академического храма можно назвать ампир (I-ой половины XIX века) и частично — классицизм.

В настоящее время процесс восстановления близок к завершению. Мы надеемся, что Святейший Патриарх Кирилл во время своего весеннего визита в Санкт-Петербург совершит чин обновления храма с воссозданным интерьером. Имена всех священнослужителей епархии, оказавших попечение в этом деле, будут непременно сообщены нами Святейшему Патриарху.

За прошедший период, особенно за лето, в академии был проведен целый ряд ремонтных работ: капитальный ремонт общежития регентского отделения с полной заменой электрики, системы горячего и холодного водоснабжения, отопления, окон и дверей; капитальный ремонт прачечной главного здания с полной заменой технологического оборудования (стирально-сушильных машин, гладильного оборудования) и системы приточно-вытяжной вентиляции; капитальный ремонт гостевого домика с полной заменой электрики, системы горячего и холодного водоснабжения, отопления, окон, дверей; а также косметический ремонт здания лазарета.

Хочется надеяться, что при поддержке священноначалия и духовенства Санкт-Петебургской епархии академия продолжит в предстоящем году свои труды по подготовке пастырей и служителей Церкви, в посильной формулировке тех нюансов богословского учения, которые будут востребованы в церковной жизни при решении самых разных практических задач.


Опубликовано 23.11.2010 | Просмотров: 188 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter