Епископ Гатчинский Амвросий. Литургия после литургии: служение бедным и убогим

08.12.2012_doklad_ep_amvrosiy_s

Служение Богу и истинное, богозаповеданное служение человеку неразрывны, неразрывно связаны друг с другом. Именно через служение человеку мы оказываемся способны прийти к служению Богу. Но также и напротив, через служение Богу, через укоренение в Нем, Божественная любовь к своему творению изливается через нас, членов Его Церкви, ко всем пределам нашего тварного мира, и в этой любви имеет свой источник наше служение бедным и убогим, несчастным и обездоленным, наше служение Человеку.

Конечно, именно литургическая жизнь Церкви есть сердцевина церковного бытия. Но общее дело членов Церкви Христовой, имея свое высшее воплощение в евхаристической, литургической жизни, в нашем соборном единении со Христом Спасителем, тем не менее не ограничивается Евхаристией!

Наше общее дело, к которому призывает нас Христос Спаситель, есть в самом широком смысле наше общение, общение членов церковных, есть связи любви, единящие всю природу человека, преодолевающие ветхие границы человеческого индивидуализма и самости, простирающиеся в конце концов и за границы Церкви ко всем уголкам творения, ко всякому человеку (в котором заключен образ Божий), и далее — ко всякому созданию Божию.

И если Евхаристия есть источник и итог, начальная и конечная точки этого пути, литургического дела Церкви в самом широком смысле, то сам этот путь представляет собой нашу человеческую христианскую жизнь со всеми ее трудностями, испытаниями, борениями — со всеми теми обстоятельствами, в которых мы призваны показать наше подлинное христоподобие, наше отношение к Богу и ближнему, призваны исполнить завет святого апостола Павла: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов » (Гал. 6:2). Нашим общим делом призвана быть вся жизнь христианская, жизнь каждого христианина!

На этом пути нашего общего дела, нашей литургической жизни, взятой в ее самом широком смысле, прежде всего Сам Бог, Творец нашего мира, является для нас образцом наших добрых дел, нашего служения человеку. «Со всем усилием и готовностью поспешим совершать доброе дело, — призывает нас сщмч. Климент Римский, — ибо Сам Творец и Владыка всего веселится о делах своих» (Климент Римский, сщмч. Первое послание к Коринфянам. Гл. 33 // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 156); сотворив мир и человека, Он подает нам в этом первом благом деле и первый образец для подражания, образец для всех наших добрых дел. «Хорошо весьма» (Быт. 1:31) — это восклицание Божие, происходящее от преизбытка Божественной любви, является для нас призывом к тому, чтобы было хорошо всякому человеку и всякой твари, чтобы наше христианское общее дело было продолжением в истории дел рук Божиих.

Господь Иисус Христос, будучи Богом и человеком, дает нам совершеннейший образец такого нашего человеческого делания, любви к ближнему и заботы о нем. Вся земная жизнь Спасителя была непрестанным свидетельством Его служения бедным и убогим! Свидетельство о Боге и выражение Его Божественной и вместе совершенной человеческой любви к человеку — таковы две составляющие Его общественного служения и, прежде всего, Его конкретных добрых дел, направленных на исцеление страдающего человека. Сам Господь объясняет нам истинное значение нашего общего дела в его широком смысле в притче о добром самарянине (Лк. 10:30-37), в заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), в следующих словах: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35-36, 40).

Церковь Христова призвана нести в мир образ своего Спасителя, продолжать Его дело, быть светом миру (см. Мф. 5:14-16) — свидетельствовать о Боге не только своим учением, но и прежде того, своими делами — делами, которые являются плодом Божественной любви в нас. Таким образом, социальное служение Церкви, служение бедным и убогим, которое вытекает из самой сущности церковной миссии, есть одна из неотъемлемых составляющих церковного служения Богу, одно из важнейших проявлений самой природы Церкви, истинной природы Человека.

Но вместе с тем, с другой стороны, наше служение бедным, убогим и обездоленным является для нас самих ступенью к Богу, ступенью, взращивающей в нас самих истинного христианина. Лишь уподобившись Христу Спасителю по Его делам, делам служения Богу и человеку, мы оказываемся способны воспринять в истинной мере и Его высочайшее учение, оказываемся способны, наконец, и соединиться с Ним в таинстве Евхаристии.

Таким образом, наша христианская жизнь призвана быть как условием и залогом нашей литургической жизни, так и ее благодатным результатом, плодом, тем потоком любви ко всякому человеку и даже всему творению, который вытекает из живоносного источника богообщения.

Исторически, с самых первых своих шагов, Церковь осуществляла это свое призвание. Книга Деяний апостольских повествует нам о начале диаконского служения, в основание которого легло попечение о неимущих (см. Деян. 6:1-6), повествует о помощи голодающим (см. Деян. 11:27-30), об атмосфере взаимной заботы между христианами, так что «не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 4:34).

Дальнейшая история Церкви Христовой дает нам множество ярких и удивительных примеров христианской заботы о страдающем человеке. Личная жизнь таких святых как Иоанн и Филарет Милостивые (равно как и многих других святых и подвижников Церкви), показывает нам высочайшие, доходящие до полного самоотвержения, примеры служения бедным и обездоленным. Пламенные проповеди таких святых, как Иоанн Златоуст, равно как и многих других, свидетельствуют о том огромном внимании, которое всегда уделяла Церковь социальному служению. Традиционно именно Церковь содержала и обустраивала дома призрения, больницы для бедных, сиротские учреждения, обеспечивала сборы средств и теплых вещей для заключенных и нуждающихся. Более того, история Церкви знает примеры того, когда не только церковные средства, но и имущество, и даже священные предметы приносились в жертву ради обездоленного и голодающего человечества (Именно об этом повествует, например, жизнеописание свт. Кирилла Иерусалимского). Замечательно яркий пример дает нам краткое жизнеописание безвестного святого, который, отдав на пропитание нуждающихся все свое немногочисленное достояние, принес в жертву любви единственное, что у него осталось — Святую Библию, тем самым явив слово Божие написанным на скрижалях собственного сердца.

Это служение человеку, с которого начинается и которым заканчивается наше служение Богу, продолжается в Церкви Христовой и в наши дни.

И прежде всего, конечно, мне, как представителю Санкт-Петербургской православной духовной академии, хочется поделиться тем опытом социального служения, который имеет наша Академия, теми конкретными делами, которые совершаются нашими сотрудниками и учащимися.

Социальное служение было неотъемлемой частью жизни Санкт-Петербургской духовной академии вплоть до революции 1917 года и установления советской власти. Приведу несколько ярких примеров из жизни Академии первых двух десятилетий XX века. Социальное служение в то время осуществлялось, как и сейчас, прежде всего, по свободной инициативе самих учащихся, при их единодушном взаимодействии с руководством Академии. Существовавшее в те годы общество студентов-проповедников вело широкую социально-миссионерскую работу при ночлежках и пересыльных тюрьмах; там, с несчастными и обездоленными людьми студентами регулярно проводились духовные беседы, проповеди, осуществлялось живое общение. Периодически в Академии тех лет устраивались благотворительные вечера-концерты, сбор средств с которых шел на нужды беднейших слоев населения Петербурга, в том числе на улучшение условий содержания ночлежек для бездомных. Особенное значение приобрело социальное служение при Академии в период Первой мировой войны. Именно тогда студенты общим решением отказались от нескольких блюд в академической трапезной, чтобы на сэкономленные средства организовать работу собственного небольшого госпиталя для раненых. Не ограничиваясь этим, они регулярно посещали Мариинскую больницу, в которой условия содержания больных были наиболее сложными, а также другие госпитали, устраивали концерты для раненых, писали письма от лица неграмотных солдат, иными способами и мерами помогали страждущему человеку.

К сожалению, эта традиция прервалась. В годы советской власти Духовная академия была лишена возможности осуществлять сколько-нибудь систематическую и масштабную социальную деятельность.

Возрождение социального служения при Академии началось на рубеже 2010-2011 годов по благословению ректора, при поддержке проректора по культурно-просветительской работе Гундяевой Елены Михайловны и при активном участии самих учащихся — студентов магистратуры, бакалавриата, регентского и иконописного, а также подготовительного отделений. Именно в это время при Академии была создана «оперативная социальная группа», включающая в себя около 10 человек, которая стала организационным ядром социальной работы всей Академии. Такая структура организации социальной работы при Академии сохраняется и по настоящий момент. Каждый из членов данной группы отвечает за определенное направление в социальной деятельности, координирует и развивает его. Всего можно выделить несколько основных областей социальной работы в Академии (каждая из которых охватывает в себе несколько конкретных направлений деятельности), а именно: забота о больных людях, о бедных и неимущих, о заключенных и, наконец, забота об обездоленных детях (больных и детях-сиротах). Расскажу кратко о каждом из направлений этого труда.

I. Помощь больным и немощным людям, инвалидам, а также душевнобольным и наркозависимым оказывается студентами Академии в рамках следующих направлений:

Работа в «Братстве инвалидов во имя Пресвятой Богородицы». Попечение об инвалидах организовано следующим образом: академический автобус, либо студенты на своих машинах, либо социальное такси регулярно забирают инвалидов с адресов проживания и отвозят на праздничные богослужения в академический храм, либо в различные храмы Санкт-Петербурга (по воскресным дням, а также большим праздникам). Таким же образом для инвалидов организуются общие встречи в кафе (которое специально арендуется для этих целей), концерты, встречи-беседы в Духовной академии, паломнические поездки по святым местам, посещения музеев и театров. Помимо подобных общих мероприятий, студенты Академии посещают инвалидов дома, по местам их проживания, оказывают различную помощь в быту.

Сотрудничество с «Сестричеством св. вмц. Анастасии Узорешительницы» — следующее направление социальной работы. Сестричество является медицинской программой Санкт-Петербургского православного благотворительного Братства св. вмц. Анастасии Узорешительницы (Братство создано в 1992 по решению Православного всецерковного молодежного движения при приходе домовой церкви во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы и свв. благоверных кн. Федора, Давида и Константина Ярославских; расположено по адресу: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 39. Зарегистрировано в 2002 (до регистрации называлось «Санкт-Петербургское православное благотворительное братство св. Анастасии Узорешительницы). Председатель организации — протоиерей Александр Степанов, руководитель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии); помощь больным осуществляется в отделении сестринского ухода, рассчитанного на 50 больных, в Городской больнице № 8. Каждый четверг в больничном храме служится Акафист прпмц. Елисавете, раз в месяц совершается Божественная литургия. Студенты Академии регулярно участвуют в оказании неквалифицированной медицинской помощи больным, проведении гигиенических процедур, кормлении больных, уборке помещений больницы. Периодически для больных силами студентов проводятся концерты, организуются празднования (например, дней рождения). При желании больных, студенты Академии помогают им в подготовке к таинствам Исповеди и Причастия, читают душеспасительную литературу. Попечение о больных организовано следующим образом: рабочее время добровольца составляет 2-3 часа в день, график дежурств составляется с учетом возможностей учащихся, однако при условии определенной регулярности посещения.

Помощь пациентам психоневрологического диспансера № 4 (диспансер расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пудожская, 6), отделения реабилитации. При отделении открыта часовня во имя святителя Николая Чудотворца, ее настоятель — выпускник СПбПДА протоиерей Евгений Шогенов. Примерно раз в неделю при участии студентов Академии в часовне служатся молебен и панихида, после которых за чаепитием проходят изучение Закона Божия и духовно-просветительские беседы. Раз в месяц совершается Божественная литургия. Периодически в стенах Санкт-Петербургской академии для амбулаторных пациентов диспансера (многие из которых проходят лечение от алкогольной и иных зависимостей) организуются духовно-просветительские беседы, предваряемые совершением молебна перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение»; встречи проходят в теплой и дружественной обстановке, за чаепитием и неформальным общением, что особенно благоприятствует раскрытию душ страждущих людей навстречу Богу.

II. Помощь обездоленным, бездомным, бедным и неимущим людям оказывается студентами Академии в рамках следующих направлений:

Сотрудничество с «Православным центром духовного возрождения» (президент «Православного центра духовного возрождения» — Афанасьева Любовь Васильевна, с которой у группы студентов Духовной академии, занимающихся миссионерской и социальной работой при Центре, сложились прекрасные отношения, нацеленные на долгое и плодотворное сотрудничество), деятельность которого направлена на оказание социальной помощи малоимущим пенсионерам, инвалидам, детям из неблагополучных семей, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В задачи центра входит не только помощь в решении социальных вопросов, а также получение ежедневного полноценного горячего питания, но и духовное воспитание, духовная помощь, свидетельство о православной культуре. Именно эту задачу — осуществление духовно-миссионерской, а отчасти и богослужебно-практической деятельности — и взяли на себя по преимуществу студенты Духовной академии. Общение с людьми, посещающими благотворительную столовую, ответы на волнующие их вопросы, живое свидетельство о христианской вере, помощь в осознании смысла жизни и причин окружающей нас несправедливости, рассмотрение житейских проблем и существующих внутренних нравственных противоречий в человеке с точки зрения христианства — такова главная задача нашей работы в Центре. Эта работа включает в себя не только общение и беседы, но и совместные молитвы, чтение христианской литературы, рассказы об истории и задачах Церкви, о жизни святых; опыт показывает не только интерес людей к такому общению, но и реальные шаги по их воцерковлению. Для желающих в домовом храме Православного центра, в том числе силами студентов Академии, периодически совершаются богослужения.

Помощь благотворительной организации «Ночлежка» (организация расположена по адресу: Санкт-Петербург, ул. Боровая, 112Б) и сотрудничество с приютом для бездомных (Ковенский пер., 11). Мы знаем, что в особенно тяжелых условиях оказываются люди, лишенные собственного крова. Такие люди нуждаются, прежде всего, в предметах первой необходимости, в ночлеге и пище. Наша Духовная академия оказывает посильную организованную помощь продуктами двум благотворительным организациям, заботящимся о таких наиболее обездоленных людях. Ежедневно (кроме выходных) благотворительная организация «Ночлежка» забирает из академической трапезной излишки приготовленной пищи; в приют для бездомных приготовленную еду развозят сами студенты Академии с периодичностью раз в два дня. Помимо этого, в приюте для бездомных (где содержатся 7-8 человек, проходя реабилитационный период после лечения в больнице) раз в неделю студентами Академии проводятся катехизические беседы, преимущественно на Евангельские темы, обсуждения актуальных духовных вопросов нашего времени.

III. Помощь заключенным оказывается студентами Академии в рамках духовного сотрудничества с Исправительной колонией № 6 в Обухово. Заключенные нуждаются, прежде всего, в духовном окормлении, в миссионерском свидетельстве о христианской жизни, но также и в живом человеческом участии в их судьбе. Студентами Академии раз в месяц в колонии совершается Божественная литургия для заключенных. Еженедельно силами двух студентов, по очереди, организуются встречи-беседы с чаепитием, обсуждением духовных вопросов, совершаются молебные пения. Внимание и забота вызывают у заключенных ответную реакцию расположенности и заинтересованности к церковной жизни, у многих из них проявляется живой интерес к нравственным идеалам христианина, осознание возможности переосмыслить и изменить собственную жизнь.

IV. Помощь детским социальным учреждениям оказывается студентами Академии в рамках следующих направлений:

Сотрудничество с Детским домом № 167 (детский дом расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 11, корп. 2), где воспитывается около 50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 13 до 18 лет. По воскресным и праздничным дням регулярно проходят выезды воспитанников детского дома, в сопровождении студентов академии, на Литургию в храм святых равноапостольных Константина и Елены. Учащиеся бакалавриата и магистратуры проводят в детском доме тренировки по футболу, это позволяет завязать и еще более укрепить дружбу и доверительные отношения с детьми. После спортивных занятий проходит чаепитие, общение и совместная молитва. В стенах СПбПДА, после совершения Божественной литургии, праздничного обеда и экскурсии по Академии, состоялся футбольный матч между детьми и учащимися Академии. Студенты бакалавриата и иконописного отделения академии помогают воспитанникам готовиться к многочисленным художественным конкурсам, в которых участвует детский дом. Силами студентов Академии также в детском доме был организован духовный концерт с участием группы «Атриум», которую возглавляет магистрант библейского отделения Академии Алексей Сергеев; на нем прозвучали песни на стихи русских классиков, древние русские канты. Все песни имели глубокий духовный смысл. Между выступлениями проходила оживленная беседа на тему исполненного произведения и раскрываемого в нем библейского сюжета. Совместно с приходом храма святых равноапостольных Константина и Елены состоялась паломническая поездка студентов Академии и воспитанников Детского дома в Валдайский Иверский мужской монастырь.

Работа в Ленинградской областной детской клинической больнице, в которой участвуют студентки регентского и иконописного отделений Академии. Она включает как послеоперационную неквалифицированную помощь, так и простое общение с детьми, дающее детям внимание и любовь. Прежде всего, такая работа ведется с детьми из детских домов, испытывающими особый дефицит человеческого тепла. Студентками проводились также культурно-праздничные программы для больных детей.

V. В отдельное направление социальной работы среди студентов можно выделить деятельность, относящуюся к памяти тех людей, как живых, так и усопших, которые приложили много сил и стараний на благо родной Академии, нашего города, нашей Родины. Такую работу можно обозначить как социально-патриотическую деятельность; она способна охватить самые разные проявления памяти и уважения к старшим поколениям:

Для бывших сотрудников Духовной академии на Рождество Христово и Пасху, два раза в год, в стенах Академии устраиваются праздничные концерты, организуются поздравления. Оказывается помощь нуждающимся бывшим сотрудникам. Такое общение еще крепче связывает воедино разные поколения, помогает чувствовать дух преемственности академической деятельности, и даже более того — дух Предания Церкви, развивает чувство духовной ответственности в студентах, а вместе с тем помогает старшему поколению ощутить себя по-прежнему соборной частью Академии и ее жизни.

С периодичностью примерно два раза в год силами студентов Академии проводится уборка на кладбищах Санкт-Петербурга и Ленинградской области: кладбищах Александро-Невской лавры и различных военных кладбищах.

Под руководством духовника Академии протоиерея Вячеслава Харинова студенты I курса бакалавриата регулярно участвуют в захоронениях останков воинов, найденных на полях брани, в совершении панихид на месте мемориалов воинам, павшим в бою; оказывают помощь ветеранам и жителям блокадного Ленинграда. Память о войне, которую Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) назвал священной, бывает способна изменить даже самого черствого человека, пробуждая в нем чувства патриотизма, милосердия, уважения и даже веры.

В заключение хочется сказать несколько слов также и о тех принципах, которые положены у нас в основу как самого социального служения, так и духовной подготовки к нему студентов Академии:

Главное правило, принятое в нашей Академии в отношении социальной работы — постоянство, стабильная преемственность самой деятельности. Каждым направлением социального служения занимается группа студентов, так что если некоторые студенты оканчивают Академию и уезжают в другие епархии, организация самого процесса социальной работы не страдает.

Помощь убогим и обездоленным людям — дело сугубо добровольное, призванное исходить из самого сердца человека. Именно поэтому и организация социальной работы в нашей Академии находит свою опору в свободной воле, свободном желании и устремлении сердца наших студентов; наверное, без этого осуществление подобной деятельности вряд ли было бы возможно. Но вместе с тем, конечно, в стенах Духовных школ необходимо и духовное воспитание, духовная подготовка студентов к такому служению. Именно поэтому студенты I курса бакалавриата Академии проходят обязательную практику социального служения, включающую не только практический труд служения ближнему, но и теоретические занятия под руководством духовника Академии протоиерея Вячеслава Харинова.

В целях более удобного и качественного распространения информации о проходящей и планируемой социальной работе на официальном сайте СПбПДА создан специальный раздел, посвященный социальному служению.

И наконец, отмечу то, что каждое направление социального служения требует индивидуального подхода. Как показывает опыт, довольно сложно, а порой и невозможно сразу расположить человека к себе. Прежде всего, сама любовь к человеку и забота о нем становятся безмолвными свидетелями нашей христианской жизни, нашей веры. В первых встречах со страждущими людьми, как правило, студенты стараются говорить на какие-либо отвлеченные темы — темы интересные и близкие собеседнику. Таким образом сухой диалог превращается в дружескую беседу, от которой обе стороны получают неоценимую помощь. Тема религии и вероисповедания в таких беседах порой остается последней, о которой ведется разговор.

Таких результатов достигла наша Академия в деле служения ближнему за последние два года, и заслуга в этом принадлежит, прежде всего и особенным образом, конкретным людям, студентам Академии — людям, которые не только словами, но и делами засвидетельствовали себя христианами перед внешним миром.

Но конечно, сколь бы оптимистичными и радостными ни казались результаты нашей работы, наверное еще больше нам предстоит сделать, поскольку перед нами, в том числе перед нашей Духовной академией, также как и перед всей Церковью Христовой, предстоит вся окружающая нас жизнь человеческая, в конечном счете — весь мир, в котором столь много еще обездоленных и несчастных людей, ждущих помощи, надеющихся на нее и возможно готовых отдать свои сердца Тому, Кто протягивает эту руку помощи страдающему человеку — готовых отдать свои сердца Богу… Только совершиться, осуществиться, овеществиться эта помощь должна через нас — христиан!

Доклад епископа Гатчинского Амвросия на международной конференции «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия», Москва, 5 декабря 2012 года.


Опубликовано 08.12.2012 | Просмотров: 218 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter